«Кто убил BlackBerry»: хулиганский байопик о предшественнике айфона и его создателях

Обсудить0

Все знают Стива Джобса, и почти никто не знает Майка Лазаридиса — канадского изобретателя, который в конце 1990-х создал телефон BlackBerry, на десятилетие захвативший мировой рынок мобильных устройств. Фильм Мэтта Джонсона, участвовавший в этом году в конкурсе Берлинского фестиваля и вышедший на Кинопоиске, исправляет эту ситуацию. Причем весьма нестандартными по меркам индустрии методами!

Ксения Реутова

Кинокритик, ведущая подкаста «Покалигарим»

«Наш учитель труда в школе сказал нам, что тот, кто поставит компьютер в телефон, изменит мир», — эти слова, заикаясь, читает по бумажке канадский разработчик Майк Лазаридис (Джей Барушель в белом парике), пытающийся продать свою идею потенциальному инвестору. Он уверен, что сможет создать аппарат, который уместится на человеческой ладони и соединит в себе основные функции телефона и персонального компьютера — уж электронную почту-то точно можно будет проверять, просто щелкая большими пальцами по крохотной клавиатуре. К сожалению, уверенность Лазаридиса не распространяется на публичные речи. Интроверт по натуре, он теряется, как только перед ним возникают равнодушные слушатели, внимание которых нужно завоевать. Возможно, поэтому на деловые встречи он ходит с лучшим другом и коллегой Дагом Фрегином (режиссер фильма Мэтт Джонсон) — болтливым гиком, который, вместо того чтобы помогать Лазаридису, на самом деле окончательно распугивает бизнесменов в строгих костюмах цитатами из «Звездных войн».

Сообразив, что без посторонней помощи в этом капиталистическом океане им не выплыть, друзья нанимают на работу бизнес-акулу Джима Болсли (потрясающий Гленн Хауэртон из «В Филадельфии всегда солнечно»). В электронике тот не разбирается, но зато знает толк в переговорах и бухучете, носит дорогие часы и может вовремя на кого-то гаркнуть. Дела у основанной Лазаридисом и Фрегином компании Research In Motion начинают идти в гору, и на свет появляется BlackBerry — уникальный телефон, который вскоре окажется в руках у каждого второго пользователя мобильных устройств.

По описанию картину Джонсона легко принять за очередную голливудскую историю о создании культовой для нескольких поколений вещи (только в этом году уже вышли «Тетрис» и «Air: Большой прыжок»). Однако фильм «Кто убил BlackBerry», как и сам телефон, — продукт канадского производства. Этот факт не стоит недооценивать. Лейбл Made in Canada во многом определяет и посыл ленты, и ее драматургическую структуру. Судя по многочисленным интервью, для авторов картины BlackBerry — предмет национальной гордости (Барушель, например, признался, что поменял свою старенькую «ежевику» на другой телефон всего пару лет назад), а съемки фильма — эффективный способ напомнить всему миру, в том числе ближайшим соседям, о том, где именно был изобретен смартфон, которым в свое время пользовался даже Барак Обама.

Джей Барушель и Гленн Хауэртон

«Кто убил BlackBerry» не сюжет об американской мечте. В Air Бена Аффлека, например, зрителю предлагают искренне порадоваться за богатых белых мужчин, которые, подписав контракт с подающим надежды темнокожим баскетболистом и одев его в свои кроссовки, стали еще богаче. В фильме про недотепистых разрабов, нанявших себе в команду канадского Гордона Гекко, сюжетная траектория совсем другая. На протяжении двух часов экранного времени созданный нердами гениальный стартап, в котором было принято дурачиться, лепить на компьютеры вантуз и проводить вечера за просмотром «Индианы Джонса», постепенно расширяется, становится корпорацией и в итоге утрачивает креативную силу, позволявшую опережать конкурентов.

Если Майк Лазаридис — мозг компании Research In Motion, а Джим Болсли — мускулы, то ее душа — это Даг Фрегин, лохматый парень в футболках со смешными надписями, Питер Пэн от мира IT, не желающий взрослеть и принимать условия, которые диктует большой бизнес. Режиссер фильма Мэтт Джонсон не случайно забрал эту роль себе: Фрегин для него, очевидно, олицетворяет какую-то почти детскую непосредственность, которую нельзя терять творцу вне зависимости от сферы применения его таланта.

Мэтт Джонсон

Сам Джонсон ее и не терял. Уроженец Торонто, он начинал с низкобюджетного кино и веб-сериалов. Одно из его творений — мокьюментари о двух лузерах Nirvanna the Band the Show, в котором заранее прописанные сцены совмещались с полностью импровизированными съемками на улицах родного города. «Кто убил BlackBerry», кажется, первый проект Джонсона, к которому не получится добавить приставку «инди», но свой хулиганский стиль работы канадский режиссер сохранил и здесь. Никакой визуальной выверенности, к которой часто стремятся авторы байопиков, тут нет и в помине. Фильм снят дрожащей ручной камерой, в кадр, заслоняя лица, постоянно лезут лишние вещи, зум на крупных планах наводится вручную, усиливая эффект псевдодокументальности. Все это способствует сокращению расстояния между зрителем и героями: это не картина о титанах, до которых не дотянуться, это история об обычных людях, переживших после грандиозного успеха грандиозное падение — такое случается, из этих зигзагов в общем и состоит человеческая жизнь.

Другое разительное отличие BlackBerry от голливудских бизнес-драм заключается в том, с какой нежностью Джонсон относится ко всем своим персонажам. Он не пытается хладнокровно препарировать отношения между ними и выяснять, кто тут главный плохиш, как это делал Дэвид Финчер в «Социальной сети». Он не ставит перед собой задачу обличить систему, как Оливер Стоун в «Уолл-стрит». Он любит Дага Фрегина за непокорность, Майка Лазаридиса — за перфекционизм, позволяющий расслышать в любом механическом устройстве треск несовершенства. И даже линия с нечистым на руку Джимом Болсли, фанатом хоккея, пытающимся на заработанные миллионы прикупить пару команд НХЛ, — это рассказ не про жадность, а про страсть, без которой, по убеждению Джонсона, не взлетит ни один стартап.

Смотрите этот фильм на Кинопоиске в Плюсе

Впервые этот текст был опубликован в мае 2023 г.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

31 марта 202331
7 апреля 20233
19 ноября2
18 ноября4

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
54 минуты назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации