«У Марадоны — рука бога, а у нас была камера бога»: Клим Шипенко о «Вызове», страхе и творческих планах

Обсудить0

В российском прокате идет «Вызов» Клима Шипенко, режиссера другой космической драмы — «Салют-7» — и народного хита «Холоп», который до «Чебурашки» был лидером отечественного проката. Мы поговорили с Климом о продакт-плейсменте в «Вызове», влиянии «Гравитации» и режиссерских амбициях.

«Вызов» — первый фильм, ради которого съемочная команда, состоящая из непрофессиональных космонавтов, отправилась на МКС. Ранее на борту станции проводили съемки лишь космонавты, эти кадры потом использовали в документальных и художественных фильмах. Сборы «Вызова» в России, по данным ЕАИС, составили более 1 млрд. Фильм также вышел в ОАЭ, Саудовской Аравии, Бахрейне, Кувейте, Египте, Ираке, Иордании, Катаре, Омане, Ливане, Черногории и Сербии.

В «Вызове» торакальный хирург Женя (Юлия Пересильд) за месяц должна подготовиться к полету на МКС, чтобы спасти космонавта (Олег Новицкий). Тот получил травму и не может вернуться на Землю, поэтому операцию решают провести в невесомости. Помогать с этим Жене будут герои, которых сыграли настоящие космонавты Антон Шкаплеров и Петр Дубров. В это время с Земли за ходом операции следят руководитель Космического центра (Александр Балуев) и руководитель полетов (Владимир Машков), а также коллега Жени, Владислав (Милош Бикович).

Клим Шипенко

Режиссер

— В материалах о съемках вы говорили, что изначально планировали главного героя-мужчину. Почему решили поменять его на главную героиню?

— Мы не планировали мужчину, думали про разные варианты, когда еще только разрабатывали историю вместе со сценаристом Бакуром Бакурадзе. Сделали выбор в пользу женщины, потому что нам казалось, что это усилит историю.

— Сколько времени ушло на разработку сценария?

— Первый вариант мы написали, наверное, месяцев за пять. Он понравился продюсерам, и мы решили, что берем его за основу и дальше дорабатываем.

— А Константин Эрнст и Дмитрий Рогозин как-то влияли на сценарий?

— Константин Эрнст и Дмитрий Рогозин — авторы идеи проекта, но сценарий писали мы с Бакуром Бакурадзе, Иваном Заморовым и Наилей Малаховой.

— Вы еще говорили, что дописывали сценарий, после того как лучше узнали самих космонавтов. Можете вспомнить, какие фразы за ними записывали? «Международный космический склад» — одна из них?

— «Международный космический склад» предложил Антон Шкаплеров, сказал, что они так периодически шутят. А так да, когда мы ближе познакомились с космонавтами, узнали их темперамент, стали адаптировать персонажей под них. Например, Олег Новицкий мужественный, военный, у него командирские реплики, немного похожие на рапорт. Но в более человеческих сценах я пытался от этого отойти. Антон Шкаплеров — самый разговорчивый из них, Петр Дубров — деликатный, интеллигентный. Нас консультировали врачи, в том числе торакальный хирург. И какие-то фразы я за ними записывал. Мы потом с редактором думали, как их можно трансформировать и включить в диалоги. Я хотел, чтобы речь героев получилась живой.

— Как космонавтов готовили к появлению в кадре? С ними занимался актерский коуч?

— Да, я был этим коучем, у нас ушло полгода на подготовку. Мы начали репетировать с Олегом Новицким, с Петром Дубровым на земле, до того как они улетели на МКС. Мы провели читку сценария в Центре подготовки космонавтов. Туда приехали другие актеры, актрисы, мы с ними читали сцены. Поначалу космонавты, конечно, стеснялись, но потом привыкли, поняли, что это новый навык, который им нужно освоить. Космонавты — люди, которые привыкли выполнять поставленные задачи. Они поняли, что кино — моя территория, где я им буду говорить, что делать, и они слушали меня.

— В фильме много продакт-плейсмента банка «Тинькофф» и оператора связи «Мегафон», партнеров фильма. Идеи предлагали вы или сами бренды?

— Придумывали совместно в диалоге. Они что-то предлагали, я говорил: «Нет, это слишком, давайте тоньше». Мне за интеграции в фильме не стыдно, потому что, как мне кажется, мы нашли золотую середину. Я не отвожу глаза в эти моменты.

Я видел фильмы, где интеграции шиты белыми нитками, и боялся этого. Поэтому много спорил, отстаивал свои варианты. С оператором связи, например, я предложил идею. Потому что мы часто в жизни говорим такие фразы: «Здесь только [...] ловит». Это звучит органично, и со мной согласились. Плюс мы переводим деньги каждый день по много раз. И я предложил, чтобы Женя переводила деньги на МКС и чтобы это не был выпадающий процесс.

— Помню, что в зале на момент перевода денег зрители засмеялись. Еще и юмористический эффект.

— Да, мы тут старались.

— В фильме герой Владимира Машкова шутливо произносит фразу, после которой мне было сложно смотреть дальше. «Хорошо связанная девушка в ласках не нуждается». Зачем эта фраза в фильме, где главная героиня — женщина?

— Это расхожая фраза у врачей. Наш врач-консультант сказал мне: «Когда нет анестезии, просто крепко привяжи пациента. Как говорят, хорошо привязанная девушка в ласках не нуждается». Я раньше не слышал эту фразу, это не то чтобы мое любимое выражение. Это мне конкретные люди подсказали. Кому-то фраза режет слух, кому-то — нет. Тем не менее она существует в лексиконе врачей.

Фраза героя Машкова обращена к мужчине, он говорит не про женщину, а про мужчину (в этот момент Петр Дубров обследует Олега Новицкого на МКС, пока ЦУП наблюдает это с земли. — Прим. ред.), шутя пытается сгладить ситуацию.

Владимир Машков

— Еще герой Балуева сначала говорит: «Прав был Королёв — женщине в космосе не место». А в финале: «Там, где есть русская женщина, всегда есть притяжение».

— Королёв действительно так говорил. Нравится вам или нет, это уже другой вопрос. Но это мнение существует, не я все придумал. Почему у нас за всю историю в космос летали всего шесть женщин? Анна Кикина шестая, Юлия Пересильд была лишь пятой женщиной. А мужчин — 120, я был 126-м в списке тех, кто летал в космос от СССР/России. В нем также отмечены и женщины.

Первую реплику глава госкорпорации произносит, когда видит, что Женя начинает себя вести на орбите неконтролируемо, не слушает приказов ни ЦУПа, ни своего начальника. Это его ответ на ситуацию. А потом, уже в финале, он говорит на камеру фразу про притяжение — вот ее мы придумали.

— А как появилась идея сцены с Юлией в зеленом платье?

— Это была космическая импровизация. Юлия брала зеленое платье на орбиту, но для других целей. По-хорошему, никто не выходит в космос так, как вышла наша героиня Женя (сцены с выходом в открытый космос снимали в павильоне. — Прим. ред.). Из-за ограничений мы не могли снять так, как запланировали, поэтому сцену пришлось перепридумать. Юле тоже нравится это сцена, она под конец меняет интонацию фильма.

— Многие проводят параллели между «Вызовом» и «Гравитацией», в том числе Константин Эрнст. Насколько картина с Сандрой Буллок повлияла на ваш фильм?

— Я очень люблю «Гравитацию», считаю, что она задала высокую планку следующим космическим фильмам. И эту планку сложно преодолеть по многим причинам. Я пытался этой планке соответствовать в фильме «Салют-7», не в «Вызове». «Гравитация» снята в павильоне, там много компьютерной графики — я так же снимал «Салют-7». А когда начал делать «Вызов», у меня не было референсов. Я знал, что мы не будем снимать свою «Гравитацию», у нас другой стиль, другая история. Героиня Сандры Буллок, в отличие от нашей Жени, — профессиональный космонавт. В «Гравитации» все построено на графике, а у нас реальные съемки на МКС. Но повторюсь, что «Гравитация» — великий фильм, который еще долго никто не переплюнет.

— Понятно, что без полета в космос «Вызов» был бы менее громким событием. Как полет на МКС помог вам с творческой точки зрения? Что, помимо картинки, фильм потерял, если бы был снят в павильоне?

— Мне кажется, он потерял бы очень много. Иногда форма диктует содержание, а иногда содержание — форму. «Вызов» — тот случай, когда форма диктовала содержание. У нас появилось место, и дальше мы понимали, как оно может влиять на фильм. Каким был бы фильм без полета на МКС, я не знаю, но точно совсем другим по космической части. Он был бы сильно ограничен в том, как показана невесомость и сам космос, был бы намного беднее.

Клим Шипенко

— Многое вы отрепетировали на земле, в том числе технические моменты съемок. Но в чем приходилось импровизировать на МКС?

— По операторской части с тем, что мы репетировали на земле, совпал только штатный свет (лампочки, которые на МКС горят). Все остальное — импровизация: свет из иллюминаторов, движение камеры. Заранее нельзя было предугадать, какие у меня будут возможности управлять камерой, с кручением фокуса в невесомости (в обычных условиях настройкой фокуса занимается отдельный человек — фокус-пуллер). Оператор Сергей Астахов сделал мне специальную ручку, за которую я держался и управлял камерой. И получалось сделать так, что у меня много камера летала в космосе, ее траектория передавала ощущение невесомости. Многие пролеты камеры были придуманы на месте и осуществлялись с помощью моей импровизации и навыков владения этой камерой.

— На борту МКС вы сняли 78 часов материала. На какую сцену ушло больше всего дублей? И какой был рекорд по количеству дублей?

— Я поставил себе сложную задачу — снять одним кадром пролет Юлии через весь российский сегмент МКС, где она находит Олега без сознания, а затем они с Петром Дубровым переносят Олега в операционный модуль. С переходами на космонавтов, с внутрикадровым монтажом. Я люблю однокадровые сцены, когда они интересно построены. У нас была сложная хореография, мы потратили чуть ли ни весь день на репетицию и съемку этого кадра. Дублей пятнадцать-двадцать было. Потому что меня должен был кто-то останавливать, чтобы я не врезался в стену, руки должны были держать композицию, и при этом нужно было себе задавать импульс. Меня все спрашивают, видел ли я Бога, когда был в космосе. А мне кажется, что Бог управлял камерой в этот момент. Как у Марадоны — рука бога, а у нас была камера бога. (Смеется.)

— Было ли у вас ощущение, что не хватало дублей из-за понятных ограничений?

— В съемках кино всегда не хватает времени. На площадке оно бежит в десять раз быстрее, всегда хочется снимать больше, потому что так выше шансы получить лучшее качество. Время равняется качеству в кино. Но я верю, что часто проекты должны быть ограничены в чем-то. Потому что ограничения тебя бодрят, возбуждают, подстегивают, у тебя по-другому начинает биться сердце, адреналин по-другому начинает работать. На меня это хорошо действует, я люблю спонтанную импровизацию под давлением, когда у меня получаются неожиданные результаты — вот такая история.

— Можете рассказать, как снимали сцены, где герои выходят в открытый космос?

— Так же, как это снималось в «Гравитации».

— А сцены с тренировочными полетами, чтобы протестировать работу врачей в невесомости?

— Все снимали в самолете, потому что как иначе? Когда человек делает сальто в невесомости, это сразу видно, его так невозможно сделать на тросах. Невесомость можно имитировать, только подвесив человека на тросах, но выглядит это совсем по-другому. А если много актеров одновременно крутят пируэты и делают сальто, это на земле снять невозможно, тем более в ограниченном пространстве самолета. Возвращаясь к «Гравитации», вспомните передвижения Сандры Буллок. На станции она не делает сальто и перевороты вокруг своей оси. Она летает только животом вниз, спиной вверх. Это значит, что она подвешена на тросы, которые крепились к спине. А нашу сцену в самолете, когда пять человек в невесомости крутятся и летают в разные стороны, можно снять только во время реального полета. Это были сложные съемки, некоторым актерам реально становилось плохо. На эту сцену ушло три дня.

Юлия Пересильд

— После вашего приземления была популярна шутка, что вы случайно потеряли материалы, снятые на МКС. Был ли у вас страх из-за ответственности и масштабов проекта?

— Конечно, был. Но это не совсем страх, а скорее, волнение, трепет, большая ответственность. Страх в моем понимании — низкая история, плохая. Я ненавижу страх в себе. Когда я боюсь, просто ненавижу себя. Во время работы над «Вызовом» такого страха, чтобы я себя ненавидел, не было. Были опасения, но не тот страх, который тебя парализует. Опасения были связаны с тем, что а вдруг ничего не получится снять, а вдруг нам станет плохо.

— О премьере «Вызова» писали The Guardian, CNN и британские The Times. Какие реакции на сам проект и на ваш полет приходили от зарубежных коллег? Не считая Бретта Рэтнера.

— Когда меня утвердили и все только начиналось, каких-то особых комментариев не было. У меня есть друзья в Америке, в Лос-Анджелесе, есть агенты из CAA, они классно отреагировали. Но Джеймс Кэмерон мне пока не звонил.

— Какие у вас есть кассовые ожидания от «Вызова»? Хотелось бы, чтобы он побил «Чебурашку»?

— У меня нет ожиданий, что он побьет «Чебурашку». Я люблю «Чебурашку», не надо его бить. (Смеется.)

— Как дела сейчас у второго «Холопа»? Релиз стоит на конец года, летом 2022-го были новости о старте съемок в Пскове.

— Да, мы сняли один из блоков в августе прошлого года. Это как раз был деревенский блок, но действие происходит не только в деревне. В мае у нас начинается продолжение съемок, которые продлятся пару месяцев. Там появится новая героиня (ее играет Аглая Тарасова), ее будет перевоспитывать Гриша (Милош Бикович). Во втором фильме мы повышаем ставки, все масштабируем и усиливаем. Мы дадим зрителю все, что ему нравилось в первом «Холопе», но пойдем дальше. Релиз планируем на конец этого года.

— Вернется ли Лиза, героиня Александры Бортич?

— Не планируется, что она вернется.

— А есть ли новости о судьбе «Декабря»?

— Мне бы хотелось, чтобы фильм вышел в прокат в декабре. У нас были доработки, к тому же продюсеры ищут лучшее время для выпуска. Разные фильмы нужно выпускать в разное время года. Поэтому продюсеры хотят выпустить фильм в правильное время, чтобы его увидело максимальное количество зрителей.

— Вы сняли народный хит, летали в космос. Что дальше?

— Планов и амбиций у меня много. Я еще не снимал боевиков в чистом виде, анимационных фильмов, фэнтези-историй. Есть много интересных мне жанров, в которых я не работал. Политических триллеров я не снимал вроде «Карточного домика». Надеюсь, что в нашей стране это когда-нибудь станет возможным. Мои кинематографические аппетиты еще далеко не удовлетворены.


Автор: Лиза Кузнецова

Фото: Пресс-служба Централ Партнершип

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

13 апреля 2023203
16 ноября22
15 ноября6
14 ноября2

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации