В международном прокате — новые «Стражи Галактики». Станислав Зельвенский — о трудном детстве енота Ракеты, диковатом юморе Джеймса Ганна, новом суперзлодее киновселенной Marvel, чернокожем фашисте Эволюционере, боди-хорроре и других аттракционах фильма.
Станислав Зельвенский
Критик Кинопоиска
Стражи, разросшиеся за счет Краглина (Шон Ганн) и советской собаки Космо, но потерявшие Гамору (Зои Салдана), отдыхают в своей штаб-квартире, устроенной в дыре под названием Нигде. Особенно усердно отдыхает Питер Квилл (Крис Пратт), заливающий тоску по Гаморе космическим алкоголем. Однажды с неба на них падает золотой молодой человек с идиотским выражением лица (Уилл Поултер) и умудряется покалечить Небулу (Карен Гиллан), Дракса (Дейв Баутиста) и Грута, а Ракету и вовсе отправить в кому. Выясняется, что это Уорлок — ребенок обиженной когда-то Стражами жрицы Аиши (Элизабет Дебики), который был послан за Ракетой создателем последнего — одержимым интергалактическим ученым, известным как Верховный Эволюционер (Чукуди Ивуджи).
Третья и в нынешнем виде, очевидно, последняя часть «Стражей» подтвердила то, что многие подозревали с самого начала: главный герой франшизы вовсе не Питер, а саркастичный боевой енот (он же белка, он же ежик; вопросы родовой идентификации будут решены здесь раз и навсегда). Большая открывающая сцена, традиционно важная для Джеймса Ганна, в этот раз посвящена Ракете, грустящему под радиохедовскую «Creep» — музыкальный выбор в лоб, мягко говоря, но кого это останавливало.
Обширные флешбэки рассказывают о евгенических экспериментах основного злодея этой серии — Эволюционера, фашиста, озабоченного созданием совершенной расы. На эту роль Ганн постиронично взял британского театрального артиста нигерийского происхождения, который с объяснимым азартом переигрывает, как принято в таких случаях у англичан (вспоминается Теренс Стэмп в «Супермене», а то и Гари Олдман в «Пятом элементе»). Тяжелое детство Ракеты хочется в английском контексте назвать диккенсовским, но это, скорее, что-то из Мэри Шелли и Герберта Уэллса. Эпизоды про енота, заточенного в клетку в компании модифицированных выдры, моржа и кролика, — довольно рискованный микс жестокого хоррора и безбожной сентиментальности. С одной стороны, зверушки на протезах сидят по камерам. С другой — никогда еще Marvel так близко не подходила к «Паддингтону».
Хоррор и комедия — жанры, всю карьеру определяющие почерк Ганна — к третьей части почти совсем вытеснили на обочину супергеройскую фантастику. Места действия нынешних «Стражей» — кроненберговская планета биотек-корпорации, выполненная в цветах и фактурах внутренних органов человека, проект «Анти-Земля», где живут люди с песьими головами, плюс летающий концлагерь. И даже штаб-квартира наших героев — гигантский череп. При этом Ганн редко стремится напугать зрителя — скорее, это особенности его чувства юмора.
И, конечно, здесь есть повод для радости: в одном из двух-трех главных блокбастеров года, 250-миллионном колоссе, выпущенном корпорацией Disney, четко видна фигура автора и полно каких-то сомнительных деталей, которые обычно вроде бы вычищаются на худсоветах (сколько в фильме может быть говорящих животных? стоит ли сугубо положительному герою, изобретательно убив третьестепенного врага, молящего о пощаде, потом сладострастно ковыряться у него в голове ножичком?). Вместе с тем за почти что десятилетие «Стражи» подрастеряли свою оригинальность, и общие проблемы Marvel тут тоже налицо. Последовательность «шутка, шутка, все взрывается, минутка искренности, шутка», которая повторяется по кругу два с половиной часа, немного поднадоела. Кое-как слепленный сюжет дробится на эпизоды, между которыми совсем нет воздуха (благо дело происходит в космосе): персонажи переходят от одного зеленого экрана к другому, и фильм иногда выглядит, как ни странно, чрезвычайно театрально — может быть, актеру Ивуджи с его шекспировским прошлым было здесь как раз комфортнее всех.
Ганн — большой мастер видеоклипа, и он стал очень этим злоупотреблять. Приятно посмотреть на перестрелку в рапиде (или драку в рапиде, или ходьбу в рапиде) под проигранный целиком древний хит Rainbow или Beastie Boys, но, когда таких эпизодов не один-два, а шесть-семь, это уже не кино, а MTV. Лучше всего у режиссера, конечно, получаются трейлеры, где все его сильные стороны собраны в одном месте и в гомеопатической дозе: песня, рапид, шутка на контрасте с драматической ситуацией.
Но о чем говорить? Мы не затем прожили с Квиллом, Ракетой и Драксом эти девять лет и подписывали (если кто подписывал) петиции в защиту уволенного Ганна, чтобы бросить их в самый ответственный момент. Элизабет Дебики могло бы быть и побольше, а собачки Космо — поменьше, но только законченный циник ничего не найдет для себя в этом фильме, набитом, как магазин игрушек, собственно игрушками.