4 мая выходит третий сезон драмеди «Мир! Дружба! Жвачка!» о подростках, юность которых пришлась на 1990-е. Объединившись друг с другом, они вместе проходят разные потрясения, присущие эпохе (от криминальных разборок до финансовых пирамид), и знакомые каждому этапы взросления (детская дружба, первая влюбленность, предательство, разочарование). Режиссером нового сезона остался Антон Фёдоров (он работал и над вторым), и прошлым летом мы подсмотрели его работу на съемочной площадке в Подмосковье. Рассказываем, как изменится вселенная «Братства крыши» и какие новые герои в ней появятся.
Неприметное двухэтажное здание средней школы в городе Жуковском. Палящая жара, от которой режиссер Антон Фёдоров прячется под большим зонтом. Вместе со съемочной группой он готовится к масштабному выпускному: герои сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» (производство Good Story Media) в третьем сезоне окончательно распрощаются с детством. Продолжение перенесет их в знаковый для России 1996-й. Фоном для событий сезона станут выборы президента Ельцина, в частности летние концерты под слоганом «Голосуй или проиграешь». Вероятно, поэтому постеры нового сезона вышли с подзаголовком «Последнее лето детства» — это время, когда «Братству крыши» (так себя называет компания главных героев, чье место сбора на крыше одной из многоэтажек) приходится повзрослеть. Поиск своего места под солнцем неизбежно будет сопряжен с вызовами судьбы.
Сцена, которую мы наблюдаем, пробравшись сквозь школьный забор на съемки, — типичный МДЖ. Саша, Вова и Илья (Егор Губарев, Егор Абрамов и Федор Рощин) вместе с одноклассниками отмечают окончание школьных будней: подростки в ленточках с надписью «Выпуск-1996» сначала выстраиваются на торжественную линейку, чтобы потом, судя по всему, как следует отпраздновать первый шаг в мир взрослых. Внезапно прямо на территорию школы въезжает красный ВАЗ-2108, из которого выходят брутальные мужики во главе с героем Евгения Ткачука. Он главный антагонист нового сезона, но во избежание спойлеров придется обойтись без подробностей. По словам актера, Алик (персонаж Юры Борисова) стал для его героя образцом для подражания. «Я, получается, был на том заводе, где его прижали. Его поступок очень меня вдохновил», — вспоминает актер финал второго сезона, в котором Алик оказывается в смертельно опасной ловушке, организованной бандитами.
До утверждения на роль Ткачук не успел посмотреть два предыдущих сезона и поэтому пытался слиться с кастинга: «Стыдно было, что еще не полностью знаком с материалом». Тем не менее в школьном эпизоде он выглядит максимально убедительно: распахнутая рубашка, стальной взгляд, пистолет за пазухой. Еще немного, и Евгений начнет крутить его на пальце, доказывая школьникам с выпускными ленточками, кто здесь хозяин положения и кто в следующую секунду огребет. Правда, этого эффектного выхода Ткачуку приходится ждать подолгу. «Здесь я по-настоящему научился терпению», — шутит он. Спустя полгода в нашем интервью он опять напомнит о том, что именно за терпение артисты и получают свой хлеб.
Еще одно новое лицо сериала — актриса Александра Хромова, для которой вселенная «Мир! Дружба! Жвачка!» может стать поворотным моментом в карьере. Ее героиня Ксюша — бунтарка, которая «обожает рок-н-ролл и точно знает, куда ей нужно идти по жизни». Это все, что удается выяснить: актеры на площадке старательно избегают малейших спойлеров. До съемок у Александры было «поэтическое восприятие 1990-х», но многое изменило общение с мамой: «Она рассказала, что все тогда буквально боролись за выживание. Мои подростковые представления вступили в диссонанс с ее опытом».
По словам Хромовой, в сериале мы увидим, как Ксюша поет и играет на электрогитаре: «Буду исполнять музыку в стиле гранж — не очень популярное направление, но близкое героине». Над своим рок-н-ролльным образом актриса работала вместе с костюмерами: «Кожанка, дизайн юбки — это все мы вместе выдумывали. Персонально от меня у Ксюши особый способ завязывать шнурки». Из любопытного — на Александре кожаная куртка с вышитой на спине буквой. «Что она означает, узнаете из сериала!»
Съемки бесконечно прерываются: то актеры просят паузу, чтобы повторить реплики, то с подростков падает микрофон. На эпизод, в котором на школьный выпускной врываются бандиты на красной «девятке», уходит практически вся смена. Во время одного из дублей старенький ВАЗ глохнет, и за него мгновенно хватаются техники. Драка бандитов со школьниками вновь откладывается. Палящая жара не облегчает ожидание: далеко не у всех есть топ-уровень терпения, как у Евгения Ткачука. Подростки то рвутся в кадр, то, наоборот, их не дозваться из вагончиков. Внезапно из окна дома напротив раздается крик: «Снимите меня в кино, пожалуйста!» Кинематографисты улыбаются: спасибо добрым людям, разрядили атмосферу!
Вокруг Юры Борисова, одиноко блуждающего на площадке с листами сценария в руках, будто невидимое защитное поле, словно он оказался в мире романа «Под куполом» Стивена Кинга. Единственной, кто смог единожды прорвать блокаду, стала маленькая резвая такса — питомец одного из световиков деловито обнюхивал каждого вне зависимости от чинов. В остальном к актеру не подходим не то что мы — попусту его не трогают и члены съемочной группы. Доступ к Алику заблокирован, так же как это было со вторым сезоном сериала Premier «Эпидемия», во время релиза которого не вышло, кажется, ни одного большого интервью с актером. Борисов хранит режим медиатишины уже больше года.
А вот Юрий Кузнецов, напротив, был очень рад пообщаться. Заслуженный актер России (и один из новых персонажей третьего сезона) в день нашего приезда вышел на последнюю смену в сезоне. «На мой взгляд, это настоящая „Сага о Форсайтах“, — мощно характеризует драмеди Premier Кузнецов. — Здесь оживает эпоха, все очень живо, органично и детально. Не поверхностные, объемные персонажи; я на них смотрел и вспоминал собственную юность, которая, конечно, не на 1990-е пришлась, но тем не менее».
Персонаж Кузнецова — дядя Веня. Он, по словам актера, заменил Алику отца и был особенно близким для него человеком после возвращения с войны в Афганистане. Как заведено на площадке МДЖ, детали своего персонажа Кузнецов умалчивает, зато с доброй ностальгией вспоминает о годах популярности сериала «Улицы разбитых фонарей», где пять сезонов играл подполковника милиции Петренко по кличке Мухомор. «Эх, если бы туда таких хороших сценаристов, как здесь работают, был бы замечательный проект. Сегодня хорошо написанных историй на рынке кот наплакал», — подмечает он с грустью в голосе и вдруг по сигналу помощницы режиссера срывается с кресла. «Сейчас меня будут бить! Простите, надо бежать на площадку».
Одни из шоураннеров «Мир! Дружба! Жвачка!», Петр Внуков, который тоже находится на площадке и наблюдает за съемками через мониторы, так описывает третий сезон: «Скоро лето, в стране выборы, впереди неизвестность». Авторы, говорит он, фокусировались на моменте, когда вчерашние школьники становятся взрослыми: «У ребят новая жизнь, чистый лист. Кто-то оканчивает школу, кто-то бросает. Кто-то строит семейную ячейку, кто-то остается в одиночестве. Какие-то отношения завершены, другие — в подвешенном состоянии». Тот же Алик, любимец публики, будет «абсолютно новым», но не настолько, чтобы зрители и поклонники сериала его вообще не узнали: «Ему предстоит столкнутся с новой невиданной силой, против которой у героя Юры Борисова не будет оружия. Он просто не сможет все решить старыми методами, они больше не работают».
Солнце уходит с горизонта, ВАЗ-2108 отъезжает со школьного двора, потихоньку расходится массовка. Снимают с себя ленточки «Выпуск-1996» экранные школьники, сворачивают провода техники. Смена завершена, и скоро все отправятся по домам. Во что обернутся потраченные командой усилия, узнаем 4 мая.
Автор: Тимур Алиев
Фото: Тимур Осипов