Как понять «Евангелион»: история великой аниме-франшизы, которая покорила мир и обрела вечную жизнь в интернет-культуре

Обсудить0

К своему 28-летию приближается «Евангелион» — культовая франшиза Хидэаки Анно, которая прошла долгий путь от бумажных страниц и экранов телевидения до залов кинотеатров. Рассказываем, из чего родилась история о печальных подростках и огромных монстрах, а заодно объясняем, как начать знакомство со вселенной и почему это стоит сделать не в последнюю очередь ради мемов.

Хидэаки Анно и его путь к «Евангелиону»

«Евангелион» вышел в 1995 году и стал одним из самых влиятельных и значимых произведений японской анимации. Его всегда можно обнаружить в списках лучших аниме за всю историю, а фан-база вышла далеко за пределы обычных зрителей; в любви к сериалу признавались даже Илон Маск и Робин Уильямс. Споры вокруг него не утихают до сих пор — в комментариях тематических пабликов и на форумах, в формате YouTube-разборов или TikTok-видео. Люди не только стремятся разобрать многочисленные трактовки и теории, но и находят здесь отражение собственных битв и поисков.

Франшиза неразрывно связана с именем своего создателя — аниматора Хидэаки Анно. Он родился в японском промышленном городе Убе префектуры Ямагути в 1960 году. Его родители Такуя и Фумико управляли небольшим ателье. Отец в 16 лет повредил левую ногу на лесопилке, но носил протез не по размеру из-за ошибки местного хирурга. Юный Анно часто видел выпирающую оголенную кость, это сильно повлияло на будущего аниматора. Еще в начальной школе он рисовал раненных в бою роботов, у которых была потеряна конечность: «Сломанное или несовершенное воспринимается мной более естественно».

В начале 1980-х Анно с друзьями и однокурсниками из Университета искусств Осаки вовсю работал над любительскими аниме-короткометражками. В 1981 году на конвенции фанатов аниме и манги они показали работу Daicon III о девочке, которая сражается с монстрами и встречает различных поп-культурных героев (из «Звездного пути» и «Годзиллы»). Через два года на той же конвенции показали технически продвинутый сиквел — Daicon IV, в котором героиня, одетая в эротический костюм кролика, пролетает мимо еще более заметных западных героев вроде Дарта Вейдера, Человека-паука и льва Аслана. Бессюжетная работа продемонстрировала высокий уровень анимации от малоизвестной студии и помогла новичкам заявить о себе. А главное, короткометражный оммаж обрел культовый статус среди отаку — пиратские копии на лазерных дисках передавали из рук в руки.

Дайкон III и Дайкон IV

В 1983 году Анно исключили из университета из-за неуспеваемости, и молодой аниматор отправился в Токио, потому что увидел в журнале Animage объявление о поиске аниматоров. Его опубликовал Хаяо Миядзаки, который в тот момент был занят созданием «Навсикаи из долины ветров». Анно впечатлил маэстро своими тщательно продуманными рисунками, тот в ответ нанял молодого таланта анимировать сложнейшие эпизоды преимущественно из финала аниме. Хоть Миядзаки высмеивал недостаток личной гигиены Анно и его увлечение аниме-фигурками, но между ними образовалась связь ментора и ученика, а позже и дружба длиною в жизнь.

В том же году Анно вернулся на родину и основал с друзьями Gainax — практически первую фанатскую студию, которая нарушила устоявшуюся в индустрии иерархию. Их первая полнометражная работа («Королевский космический корпус: Крылья Хоннеамиз») была тепло принята прессой, но провалилась в прокате. Чтобы продержаться на плаву, Gainax участвовала в разработке эротических компьютерных игр. Зато после коммерческого успеха шестисерийного аниме «Ганбастер: Дотянись до неба», в котором Анно впервые выступил режиссером, на студию посыпались заказы. Японская центральная телерадиокомпания заказала Gainax сериал «Надя с загадочного моря» о кругосветной путешественнице, основанный на старых концептах Хаяо Миядзаки. Частично идея была реализована постановщиком в полнометражном фильме «Небесный замок Лапута».

Документальный фильм 1999 года Welcome Back for an Extracurricular Lesson, Senpai! канала NHK TV

Анно тяжело далась работа над проектом: аниматор эмоционально выгорел из-за количества требований, постоянного давления руководства и, конечно, отсутствия творческого контроля. В итоге он впал в продолжительную депрессию, отказался режиссировать вторую половину сериала и в течение следующих четырех лет не мог работать над собственными проектами. Депрессия, мысли о самоубийстве, чувство отчуждения и эскапизм, а также зацикленность Анно на теме «нежелания убегать от ответственности» стали источниками вдохновения для «Евангелиона».

Когда началось производство нового проекта, Анно написал сопроводительное письмо для работников студии с заголовком «Что мы пытаемся здесь сделать». Он рассказал, что созданный для будущего аниме мир питается пессимизмом, но он и его герои наверняка изменятся, а еще признался:


«Я постарался вложить сюда самого себя — сломленного человека, который не мог ничего делать четыре года. Человека, который сбегал четыре года и который так и не умер. Затем появилась идея: „Нельзя сбегать“. Тогда я перезапустил производство, в котором моей единственной мыслью стало желание запечатлеть на пленке мои чувства».

В чем сюжет «Евангелиона»?

2015 год. Прошло 15 лет после загадочного катаклизма под названием Второй удар, который навсегда изменил жизнь на Земле. Согласно официальной версии, в Антарктиде упал метеорит, ледники моментально растаяли, а уровень Мирового океана повысился. Вдобавок произошел наклон земной оси, в итоге цунами и землетрясения разрушили многие города и убили более двух миллиардов человек. Дело не ограничилось природными катастрофами. Свою лепту внесли и люди. Начался миграционный кризис, всемирный голод и ядерная война, в которой вновь от бомбы пострадала Япония. После этого люди вроде бы смогли договориться и начали потихоньку восстанавливать привычную жизнь.

Таким знает мир Синдзи Икари — 14-летний подросток, которого в Токио-3 вызывает отец Гэндо. После смерти жены он оставил ребенка, а теперь руководит загадочной организацией NERV, которая создана для защиты людей от монстров, названных Ангелами. Они без очевидных причин и внятного объяснения нападают на Землю. Для борьбы созданы Евангелионы — огромные киборги, с которыми могут синхронизироваться лишь подростки. Синдзи, возможно, последняя надежда человечества: мальчик должен управлять Евой и защищать людей от Ангелов. Только вот избранник в этом не особо заинтересован: ему хочется узнать, почему папа бросил его, а еще сбежать куда подальше.

Вместо традиционного сюжета меха-аниме «Евангелион» предлагает сложную и изобретательную жанровую солянку, в которой битвы гигантских роботов явно не в приоритете. Часто на первый план выходит то, что происходит между ними, — повседневная жизнь героев, которые, очевидно, страдают в постапокалиптическом мире и от посттравматического синдрома, вызванного постоянными нападениями Ангелов. Кто-то приглушает боль алкоголем, кто-то возводит эмоциональные барьеры, другие уходят в себя или сбегают в воспоминания о прошлом. Главное в этой истории не Евангелионы и не Ангелы, а человечество; сломленные, горюющие и не помнящие или даже не знающие лучшей жизни люди.

Впрочем, напряженные бои тоже есть в сериале, как и интрига о происхождении Ангелов и устройстве нового мира. Ожесточенный экшен сменяется политическими заговорами, волнующий гностицизм — нигилистичным взглядом на мир, а аниме с авангардными для индустрии того времени приемами — комедией положений о неловком школьнике. «Евангелион» похож на всё и ни на что сразу. Равно как и его уникальный герой — трус, который не хочет быть спасителем. Синдзи время от времени пилотирует Евангелионов, закрывается в себе, терпит буллинг в школе, ищет одобрения отчужденного отца и с огромным смущением засматривается на девушек и женщин.

Психосексуального напряжения, сложносочиненной мифологии и недотепы-протагониста вкупе с действительно смелыми кинематографическими решениями Анно и других аниматоров хватило бы, чтобы «Евангелион» занял свое место в истории. Однако во время создания 16-го эпизода произошло то, что кардинально изменило вектор развития сериала и закрепило за ним место в пантеоне лучших аниме истории. Хидэаки Анно попал в небольшой творческий кризис, когда продумывал эмоциональное состоянии замкнутой в себе Рэй — одноклассницы Синдзи и тоже пилота Евы, у которой состоялся первый контакт с Ангелом.

Анно хотел наделить ее шизофренией, поэтому для лучшего понимания психического расстройства попросил у друга «что-то написанное безумцем», после чего погрузился в чтение исследовательской литературы о психологии. С этого момента «Евангелион» сделал крен в сторону куда более взрослой, мрачной и философской истории. Анно все меньше времени уделял развитию сюжета, логике повествования и все больше — исследованию глубин человеческой психики. Основным результатом нового подхода стали последние эпизоды — 25-й и 26-й. Вместо кульминации, ответов на вопросы и привычного масштабного финала с напряженной битвой зрителей ждало кое-что совсем иное. Точнее, нечто кардинально противоположное ожиданиям.


Герои проговаривали собственные страхи, травмы и проблемы, а Синдзи противостоял… самому себе. Все это смотрелись как групповой сеанс терапии, главной частью которого стала попытка героя ответить себе на вопрос: хочет ли он продолжать жить?

Процесс самоанализа Анно показал через деконструкцию анимации (линии становились более небрежными, пока рисунок не превращался в карандашный), экспериментальный сторителлинг (внутренние монологи, динамичный монтаж, использование 25-го кадра, слом четвертой стены) и альтернативную реальность, в которой Синдзи наслаждается жизнью обычного подростка из полноценной семьи. По сути, итогом аниме становится не убийство очередного Ангела, а куда более важная победа — над ненавистью и презрением к самому себе. Синдзи все же принимает себя и решает жить дальше, ну или хотя бы постараться.

Два финала «Евангелиона»

Нетрудно догадаться, что интроспективный и лишенный эпика финал был с недоумением принят фанатами. Недовольство конвертировалось в онлайн-угрозы, которые пачками приходили Хидэаки Анно. В то же время аниматор чувствовал себя опустошенным после завершения работы над «Евангелионом», потому что выложил себя целиком. Депрессия взяла свое, и Анно в очередной раз задумался о самоубийстве: «Чтобы понять, хочу ли я умереть, я поднялся на крышу здания студии. Встал у края и высунул ногу в ожидании того, что потеряю равновесие и упаду. Если я на самом деле хотел умереть, то моя жизнь бы закончилась тогда. Если не хочу, то сделаю шаг назад».

Анно признался, что его спас Хаяо Миядзаки, который позвонил, признался, что порой чувствовал себя так же, и посоветовал отдыхать сколько понадобится, чтобы набраться сил для создания чего-то нового. Даже 20 лет спустя Анно со слезами на глазах вспоминает тот сложный период своей жизни и спасительный звонок наставника.

Из-за невероятного успеха «Евангелиона» все больше фанатов требовали новой концовки, которая показала бы, что на самом деле произошло с героями, ответила на главные вопросы сериала и, в конце концов, показала бы сражения, литры крови и глобальный апокалипсис. Всего лишь через месяц после демонстрации 26-го эпизода было объявлено, что студия работает над ремейком финала. Через год состоялся кинотеатральный релиз полнометражного фильма «Евангелион: Смерть и перерождение», который включал две части — часовой пересказ сюжета первых 24 эпизодов и получасовое превью того самого настоящего финала. Он получил название «Конец Евангелиона» и вышел через несколько месяцев, в июле 1997 года.

«Евангелион: Смерть и перерождение»

Финальный фильм разделен на две части — два расширенных эпизода, 25-й и 26-й. Первый дал фанатам то, чего они так жаждали: человечество висит на волоске от смерти, любимые герои жертвуют собой и гибнут во время сражений, всплывают шокирующие сюжетные повороты и так далее.

Вторая часть, которую написал и снял как режиссер сам Анно, представила еще более сложно объяснимый и трансцендентальный финал, чем у оригинального сериала. Количество религиозных символов достигло здесь абсолютного максимума, а экспериментальных решений, которыми мог похвастаться оригинальный 26-й эпизод, стало в разы больше. Анимационные кадры накладываются друг на друга, превращаясь в абстрактный аниме-оммаж работам авангардных кинематографистов Стэна Брэкеджа и Жан-Люка Годара. В какой-то момент сюрреалистическая анимация заканчивается. Анно то ли из искренних побуждений, то ли в качестве мести за угрозы (кстати, эти письма есть в фильме) выводит на экран зрителей в кинотеатре — аудиторию, которая смотрит на саму себя.

«Конец Евангелиона»

Сериал «Евангелион» заканчивался на оптимистичной ноте: Синдзи соглашался жить дальше и получал порцию аплодисментов и поздравлений от остальных героев сериала. «Конец Евангелиона» же стал, возможно, самым нигилистским и безнадежным фильмом о конце света, в котором нет ни намека на выживание человечества. Даже наоборот, он полностью пронизан смирением и принятием того, что смерть — единственный выход. И все же надежда есть, пускай не для Синдзи и других героев истории, но для зрителей. Если они и должны вынести хоть какой-то урок из увиденного, то его можно свести к простому и очевидному совету: нужно пытаться понять друг друга, ведь в конечном свете все, что есть у людей, — это другие люди.

Как лучше всего смотреть «Евангелион»?

«Евангелион» в формате манги

Обычно манга служит первоисточником аниме — экранизацию получают самые успешные и популярные серии. С «Евангелионом» все было иначе. Манга должна была стать чем-то вроде компаньона и дополнительной рекламой для готовящегося к показу аниме. Первая глава вышла в декабре 1994 года, из-за задержек в производстве первая серия аниме вышла аж через 10 месяцев, зато довольно быстро обогнала мангу. Более того, из-за загруженности автора Ёсиюки Садамото публикация растянулась на 17 лет и завершилась лишь в 2013 году. В этом году все семь томов печатного «Евангелиона» вышли на русском языке.

Обложки манги «Евангелион»

«Евангелион» Садамото рассказывает практически ту же самую историю, что и «Евангелион» Анно. Главную разницу фанаты замечают в оптике создателей: манга предлагает более оптимистичный взгляд на мир, а аниме, напротив, пессимистичный. Среди других различий — разное количество нападающих на Землю Ангелов, отличающиеся предыстории отдельных героев и уникальный финал истории. Впрочем, расхождения не мешают фанатам считать мангу важнейшей частью медиафраншизного канона «Евангелиона», в котором легко уживается по несколько версий одной и той же истории.

Как понять «Евангелион» и на что обратить внимание

Невероятный успех «Евангелиона» запустил волну любительских и академических исследований, анализов и трактовок, которая не спадает даже 27 лет спустя и до сих пополняется новыми работами. На YouTube можно найти десятки видео с пересказом сюжета и объяснением происходящего, которые собрали миллионы просмотров. Вот на что можно обратить внимание при первом просмотре «Евангелиона».

Религия. Аниме напичкано огромным количеством христианских, иудейских и гностических символов, имен и названий. Если услышите интересное имя или название, особенно у Ангелов, не поленитесь поискать его в сети. Да, это необязательно, но, возможно, вы по-новому взглянете на происходящее. Например, первого Ангела зовут Адам. Он владеет копьем Лонгина — это имя, данное христианским преданием римскому воину, пронзившему бок распятому Иисусу. Среди имен других Ангелов можно встретить Исрафила — это предвестник Страшного суда в исламе. Институт Мардук назван в честь верховного божества в шумеро-аккадской мифологии.

Такие отсылки не случайны: важнейшими темами аниме можно считать попытки доказать существование Бога и выбраться из его тени, чтобы ускорить человеческую эволюцию. Синдзи — мученик и мессия, который терпит издевательства людей, но в конце концов приходит к осознанию, что в мире есть не только боль, но и любовь. Именно поэтому он отказывается от плана отца начать «Проект совершенствования человечества».

Психоанализ. «Евангелион» отчасти вдохновлен детством самого Анно: отец часто избивал будущего аниматора и открыто признавался, что будущий режиссер был нежеланным ребенком. Отношения детей и родителей — доминирующий мотив в сериале. Однако постарайтесь смотреть на него несколько шире: в роли родителя могут быть временные опекуны, умерший отец и даже Бог, а в роли ребенка не только люди, но и клоны. Герои страдают из-за разлуки с отцами и матерями, всеми силами пытаются выслужиться перед родителями и даже выбирают сексуальных партнеров, похожих на них. Намеки на эдипов комплекс, появляющиеся фаллические символы и служащая мотивацией для героев тяга к смерти дает зрителям основания для поиска ответов через фрейдисткий и лаканианский психоанализ. Один из таких вариантов трактовки сериала — родительские ожидания не определяют личность ребенка.

Философия. Экзистенциальная и нигилистическая риторика прослеживается не только в репликах героев, но и в названии серий. Так, например, четвертый эпизод назван в честь дилеммы дикобразов, популяризированной Артуром Шопенгауэром, а шестнадцатый — в честь сочинения «Болезнь к смерти» Сёрена Кьеркегора.


Путь Синдзи к принятию себя можно трактовать как экзистенциальный: лишенный собственной воли и находящийся в кризисе подросток переживает страх, тревогу и отчаяние. Он осознает себя и в решающий момент делает выбор в пользу индивидуального бытия, а не коллективной эволюции человечества.

Сексуализация женщин. Современные зрители часто критикуют «Евангелион» за излишнюю объективацию героинь. Эти обвинения отчасти оправданы, ведь аниме было продуктом своего времени, к тому же мир «Евангелиона» представлен глазами хорни-подростка, переживающего пубертат.

История как она есть. «Евангелион» давно приобрел ореол загадочности и стал чем-то вроде негласной проверки зрителя на прочность. Из-за такой репутации некоторые откладывают просмотр или воспринимают его как челлендж, в котором придется напрячь голову. Это лишь отчасти соответствует действительности, поэтому не спешите гуглить интерпретации после каждого эпизода — позвольте себе самостоятельно объяснить происходящее. Поверьте, вы не ошибетесь, даже если придумаете самое дикое объяснение сюжета.


Кинопоиск уже пытался в видеоэссе объяснить сюжет «Евангелиона», его скандальные финальные эпизоды и не менее запутанный фильм «Конец Евангелиона».

И в то же время самая очевидная и, кажется, доступная трактовка «Евангелиона» лежит в биографии и эмоциональном состоянии его создателя Хидэаки Анно. Для страдающего депрессией аниматора работа над аниме стала своеобразной арт-терапией. «Евангелион» родился из размышлений Анно, помог лучше понять устройство психики и принять собственную депрессию. А после опустошил и чуть не привел к самоубийству. Кажется, будет честно рассматривать «Евангелион» как масштабную визуализацию депрессивного состояния Анно, его одиночества и сомнений в себе. Оттого неудивительно, как много людей утверждают, что аниме Анно спасло их жизнь, помогло понять себя и свои сложные отношения с миром.

Как и другие выдающиеся произведения искусства, «Евангелион» не ограничивается одним логическим объяснением. Все зависит от зрителя и его желаний. Если одни покадрово разбирают аниме и занимаются повсеместной герменевтикой, то другие видят в детище Анно лишь печальную историю о взрослении интроверта-подростка в мире роботов и постапокалипсиса. «Евангелион» предлагает и то и другое.

Что такое ребилды «Евангелиона»

После релиза «Конца Евангелиона» Хидэаки Анно дебютировал в игровом кино. На основе рассказа Рю Мураками постановщик снял экспериментальную драму «Любовь и попса» о старшеклассницах, которые разводят кавалеров на деньги во время свиданий. Уже в 2000 году, всего лишь через три года после второго окончания «Евангелиона», Анно задумал возрождение своего детища. Формат постоянных ребутов он подсмотрел у любимого меха-аниме «Мобильный воин Гандам»: каждый новый проект во вселенной пересказывал оригинальную историю либо сосредотачивался на другом временном периоде.

«Евангелион G», или «Евангелион 2», должен был создавать новый аниматор, но Анно, так и не найдя подходящего кандидата, решил взяться за дело сам. В 2006 году он основал новую студию Khara и объявил амбициозный план создать «Евангелион» «таким, каким он всегда хотел», — без финансовых, технических и временных ограничений. В течение года (с лета 2007-го по 2008-й) должны были выйти три полнометражных фильмах, которые пересказали бы сюжет сериала с добавлением новых сцен, сюжетных веток и персонажей, а также с обновленной CGI-графикой. Четвертый фильм представил бы публике абсолютно новый финал истории.

Увы, этому было не суждено сбыться. Изменился не только график релизов фильмов (третья часть появилась аж через пять лет после выхода первой), но и замысел Анно. «Ребилды „Евангелиона“» — это не совсем ремейк сериала, а скорее, новая версия прежней истории или даже сиквел. На этот раз ее рассказывает зрелый и поднаторевший в режиссуре Хидэаки Анно, который очень хотел отойти от метафизических исканий оригинала и сделать что-то более мейнстримное и сосредоточенное на экшене.

«Евангелион 1.0: Ты (не) один»
«Евангелион 2.0: Ты (не) пройдешь»

Кроме того, серьезные отступления от оригинала начались уже во второй части: Анно добавил в сюжет новую героиню и один шокирующий твист. С третьего фильма (с самоироничным подзаголовком «Ты (не) исправишь») история кардинально изменилась, как и ее главный герой — бедолага Синдзи, который наконец-то предстает перед зрителем не пассивным трусом, а способным на агрессию юношей. Хотя и с новым характером ему приходится нести на себе неподъемную ношу — выполнять чужие приказы и в очередной раз наблюдать апокалипсис.

Особого внимания заслуживает четвертый фильм серии — «Евангелион 3.0+1.0: Как-то раз», который шел до зрителей долгие девять лет из-за вновь обострившейся депрессии Анно. Он должен был представить новый финал истории, но вместо этого будто объединил два предыдущих (групповой сеанс психотерапии оригинала и апокалипсис «Конца Евангелиона») и скрестил их с динамичным экшеном «Ребилдов». Для Хидэаки Анно и миллионов фанатов получился идеальный финал франшизы, который освободил измученных героев и подарил им и их создателю надежду на новую жизнь. Остается надеяться, что точка в истории не превратится в запятую.

«Евангелион 3.0+1.0: Как-то раз»

Наследие «Евангелиона»

Некоторым успех «Евангелиона» кажется иррациональным и непонятным явлением. Философское аниме о психологических травмах, депрессии и последствиях войны странным образом нашло отклик у зрителей и выросло в одну из самых популярных и коммерчески успешных поп-культурных франшиз современности. «Евангелион» не только спас аниме-индустрию 1990-х, развязал руки авторам создавать что-то более рискованное и вдохновил бесчисленное количество аниматоров и кинематографистов, но и принес создателям даже не миллионные, а миллиардные прибыли. За одни только брендированные игровые автоматы пачинко они выручили более 9 млрд долларов.


Если добавить кассовые сборы фильмов, игрушки, мангу и доход от коллабораций, получится около 15 млрд долларов. Столько же, например, собирали франшизы о «Джеймсе Бонде» и «Мстителях».

Оригинальный сериал близится к 30-летию, но количество его фанатов только растет. Не стихают споры «о лучшей вайфу», то есть о лучшей девушке в аниме. Среди основных претенденток — школьницы и пилоты Евангелионов Аска и Рэй, а также опекунша Синдзи, Мисато. Впрочем, куда более важным кажется нескончаемый поток новых мемов на основе «Евангелиона» или использование старых шаблонов. На русскоязычных и западных платформах то и дело всплывают фразы: «Полезай в гребаного робота, Синдзи» и «Мужики, пятница, ура-а-а!», вариации кадра с грустно сидящим на стуле Синдзи и, конечно, культовая заглавная тема сериала.

Если вас не привлекает перспектива потратить несколько часов своего времени ради одной из самых влиятельных и амбициозных историй современности, то сделайте это хотя бы ради того, чтобы понять этот уникальный пласт интернет-культуры.

Валерий Корнеев

Исследователь аниме, соавтор канала Moulture

Феномен «Евангелиона» рожден совпадением обстоятельств. В Японии 1960-х процветала культура научно-фантастического телесериала, и в начале 1980-х в Осакском университете искусств собралась группа студентов, выросших на «Ультрамене», «Камен-райдере» и прочих токусацу-шоу с пиротехникой и макетами самолетов на лесках, а ранние 1990-е связаны с бумом популярной психологии. Все это породило сериал про терзания юного Синдзи и последних берсерков в планетарном вытрезвителе (как пел о боевых роботах «Евангелиона» Егор Летов). «Ева» куда больше чем сумма ее частей — школьной драмы, дуэлей с кайдзю, боди-хоррора, нервных срывов, теорий заговора и религиозной символики, по наитию собранных Анно, пересыпанных выдуманным жаргоном, одушевленных уверенной анимацией и хлестким монтажом.

Сериал и последующие фильмы перепахали своих авторов и продолжают перепахивать зрителей, породив собственный легендариум и букет трактовок — от юнгианских и ницшеанских до буддистских и марксистских. Отдавал ли Хидэаки Анно себе отчет в том, что создает культурный феномен, который разделит аниме на до и после? Судя по ранним интервью, режиссер плыл по течению, и все происходило то ли само собой, то ли волею обстоятельств, но, возможно, по вышнему промыслу. «Бог в своих небесах — и в порядке мир» — гласит девиз организации NERV. Как говорится, спасибо всем причастным.


Автор: Алихан Исрапилов

Редактор: Кира Голубева

Иллюстрация: Александр Черепанов

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

18 мая 2021
16 сентября 202210
29 сентября 202132
2 ноября 202366

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации