На сервисе HBO Max состоялась премьера сериала «Любовь и смерть» — жуткой бытовой истории, основанной на реальных событиях, которые произошли в уютной провинциальной Америке начала 1980-х. Рассказываем, чем было примечательно это дело и как его перенесли на малый экран.
О чем это
Сюжет основан на истории набожной техасской домохозяйки Кэнди Монтгомери, которая 41 раз ударила топором соседку Бетти Гор, жену своего бывшего любовника. Женщина утверждала, что ее действия были самообороной. Дело 1980 года имело большой резонанс в США, и вердикт суда тоже оказался неожиданным. Присяжные признали Монтгомери невиновной. Многим было трудно поверить, что меры самообороны могут быть настолько кровожадными.
В трех вышедших сериях рассказывается, как у примерных семьянинов, ощутивших вспышку сексуального желания во время баскетбольного матча, разворачивается кратковременный роман с трагическим финалом.
История об измене сначала подается как детектив с шантажом и попытками все скрыть. Любовники оказываются настолько дотошны, что разрабатывают целый свод правил, самое нерабочее из которых: «Если у кого-то появляются чувства, все должно сразу закончиться». Но уже к третьей серии саспенс нарастает вместе с подозрительностью героев и желанием уничтожить тех, кто разрушает чужие браки.
Сценарий написал Дэвид Э. Келли, известный по сериалам «Большая маленькая ложь» и «Отыграть назад». Большинство эпизодов срежиссировала Лесли Линка Глаттер («Рэй Донован», «Родина»).
Кто играет
Роль Кэнди Монтгомери досталась Элизабет Олсен. Ее домохозяйка получилась одновременно обаятельной, внешне наивной, но внимательной к собственным желаниям. Ее любовника Аллана Гора играет Джесси Племонс, который давно наловчился играть мужчин, состоящих в проблемных отношениях («Думаю, как все закончить»).
Лили Рейб, известная по «Американской истории ужасов», отлично воплотила образ Бетти Гор, чуткой и уязвимой женщины, которая очень тяжело переживает отстраненность мужа и его измену. Именно поэтому ее убийство будет восприниматься зрителем очень болезненно.
Это первая попытка экранизации?
Нет, третья! Первая была в 1990 году. Сериал «Убийство в маленьком городе» получил множество премий, включая «Золотой глобус» и «Эмми» за лучшую женскую роль в мини-сериале, но режиссер Стивен Джилленхол вольно обращался с достоверностью событий.
Вторая, под названием «Кэнди», с Джессикой Бил и Мелани Лински, вышла на сервисе Hulu в марте 2022-го. Сериал в целом понравился зрителям, но был раскритикован за слабое развитие персонажей, а вот в шоу HBO с характерами все в порядке. Мы видим, как мучительно разрушаются герои, ими овладевают тоскливые мысли, и жизнь выходит из-под контроля. Бесконечный самообман отлично раскрывается во фразе главной подруги Кэнди (Кристен Риттер): «Иногда лучший путь к счастью — просто притвориться и создать его иллюзию».
Чем это интересно
В сериале подогревается интерес к американской ностальгии по концу 1970-х — началу 1980-х: расцвет диско и научной фантастики, преддверие супергеройской эпохи в кино, провинциальные нравы, обилие сект и культов, помешанность одновременно на религии и сексе. В этом главное напряжение фильма: герои ходят в строгую методистскую церковь, прилежно воспитывают детей, а в остальное время думают об изменах и обсуждают семейные проблемы. В «Любви и смерти» дотошно исследуется противоречие между попыткой сохранять видимость семейной идиллии и ее невозможностью, когда туда вмешиваются другие люди и чувства.
Но самое любопытное — то, как герои разрабатывают этику измены: рассуждают о том, как не причинить боль партнеру и как ловко от него все скрыть, чтобы сохранить счастливую семью. Они жалуются друг другу, что им не хватает интима без эмоциональной привязанности, но в итоге просто оказываются не в силах разобраться с собственными чувствами.
Как это снято
Небольшой городок Уайли, затерянный в лесах Техаса, запечатлен почти фотографически: преобладают длинные кадры с эффектными цветовыми акцентами, а все предметы быта того времени дотошно детализированы. Много действия происходит на ярких разноцветных кухнях, где рождаются самые страшные тайны.
Напряжение рождается из противоречия между глянцевой эффектной картинкой и тем, как герои бесконечно оправдывают свои поступки. Америка смены десятилетий выглядит в сериале как свободная страна, но со множеством ограничений и заданных установок, которым невозможно соответствовать. Не зря одна из подруг Кэнди, пасторша методистской церкви, говорит ей: «Одни приходят, только когда им что-то надо. Они стучат, заходят и говорят правильные вещи. Другие просто заваливаются на кухню и говорят все, что думают. Ты относишься ко второй группе, поэтому скажу тебе прямо: это ничем хорошим не закончится». И она оказалась права.
Автор: Руслан Комадей