На Amazon стартовал дорогущий мини-сериал, который должен стать флагманом большой шпионской франшизы. К своему ужасу, Станислав Зельвенский пока не смог рассмотреть в суете первых двух серий намеков ни на нового «Борна», ни на альтернативную бондиану, ни стоящей интриги. А ведь скоро уже и финал!
Станислав Зельвенский
Критик Кинопоиска
«Цитадель», шпионский боевик, спродюсированный по заказу Amazon братьями Руссо, — один из самых дорогих сериалов в истории; первый сезон стоил, по сообщениям, под 300 миллионов. Несмотря на не слишком удачный эксперимент с «Кольцами власти», компания Джеффа Безоса не оставляет надежд на то, что ключ к успеху в области сериального производства спрятан в исполинских инвестициях — проще говоря, по-прежнему хочет купить нашу любовь за очень большие деньги (и кто бы на их месте поступил иначе?). Но жизнь, похоже, в очередной раз готова доказать ненадежность такого подхода.
Проект «Цитадели», озвученный еще до пандемии, сразу выглядел по-амазоновски глобалистским: сериал-вселенная, помесь «Бонда» с «Борном» про борьбу двух могущественных организаций, хорошей и плохой. Причем от флагманского американского сериала должны ответвляться национальные спин-офф-шоу про агентов на местах. Что из этого плана осуществится, пока непонятно; вроде бы спин-офф действительно снимают как минимум в Индии и Италии, и точно обещан второй сезон флагмана.
Но во время съемок все перессорились, шоураннеров Джоша Аппелбаума и Андре Немеца («Миссия невыполнима: Протокол „Фантом“») сменил Дэвид Вэйл («Охотники», «Вторжение»), много материала пришлось переснимать заново, и, как происходит в таких случаях абсолютно всегда, конечный продукт, вместо того чтобы сиять золотом и источать уверенность в себе, выглядит нелюбимым родственником, которому неохотно выделили чулан под лестницей.
Популярный шотландец Ричард Мэдден и индийская звезда Приянка Чопра Джонас играют сотрудников «Цитадели» — мифического наднационального агентства, которое вот уже сто лет тайком поддерживает мир во всем мире (не очень успешно, заметим в скобках). Его зовут Мейсон Кейн (потому что Джейсон Борн уже занят), а ее — Надя Синх (потому что как еще могут звать подругу Мейсона Кейна?). У них сложные романтические отношения. Планировать операции им помогает не в меру остроумный технический гений по фамилии Орлик (Стэнли Туччи).
Чтобы закончить с именами: на второй минуте 300-миллионного сериала на весь экран показывают водительские права человека по имени «Г2овский Грегор Йованович» из «Грамм. Москва», что бы это ни значило. Наши герои настигают его в скоростном поезде в Италии, где он, разумеется, везет куда-то на продажу уран. Но не тут-то было: как выясняется, это ловушка, устроенная суперзлодейским международным конгломератом «Мантикора». В результате некоторых событий оба (!) агента теряют память, причем Джейсона, то есть Мейсона, вылавливают без сознания из воды.
За следующие восемь лет блаженной амнезии Мейсон заводит семью и преподает бейсбол в школе, а Надя работает хостес в испанском ресторане. Но однажды Орлик возвращает их в строй. Чтобы было честно, «Мантикору» в 300-миллионном сериале пока тоже представляют плюс-минус три человека: британский посол в США (Лесли Мэнвилл) и близнецы-убийцы (датчанин Роланд Меллер). Британский посол, как положено, носит соломенные шляпки, пьет чай и стрижет розы, но тайком мечтает о ядерном холокосте и произносит фразы вроде «Я нетерпеливая женщина — из тех, что предпочитают десерт вместо обеда».
Кажется, что действие развивается довольно стремительно, но на самом деле обе серии, которые уже вышли, целиком потрачены на экспозицию. По сути, в них практически ничего не происходит. В частности, самый секретный чемоданчик на свете (он даже называется «чемоданчик Икс») дважды меняет владельцев почти без всякого сопротивления. И ужас в том, что впереди уже маячит финал: в сезоне после пересъемок осталось всего шесть серий, а в сериях — по 40 минут, из которых минут десять, как всегда у братьев Руссо, уходит на титры. Трейлер обещает еще погони в горах, взрывы, парашюты, пытки и горячий любовный треугольник (Мейсон в амнезии, напомним, женился), но если приглядеться, то трейлер нарезан примерно из трех сцен.
Есть мнение, что Мэдден таким образом проходит кастинг на следующего Бонда (и он был бы отличным Бондом), но в его интересах, чтобы Барбара Брокколи, продюсировавшая фильмы о суперагенте, никогда этого не увидела: даже битва в туалете поезда значительно уступает черно-белому сортирному убийству, с которого стартовал Крэйг в «Казино Рояль». Приянка Чопра пока выглядит неубедительно со всех сторон — и как мастер боевых искусств, и как женщина, на восемь лет застрявшая в общепите Валенсии. Туччи и Мэнвилл откровенно валяют дурака. Режиссура служебная. От предположительно остроумных диалогов хочется биться головой о стенки железнодорожного туалета. Справедливости ради во второй серии была смешная шутка про «Тупого и еще тупее», но для 300-миллионного сериала это не очень убедительное достижение.