28 апреля на ПК, PlayStation 5 и Xbox Series вышла новая игра во вселенной «Звездных войн». Star Wars Jedi: Survivor — это прямое продолжение полюбившегося многим приключенческого экшена Jedi: Fallen Order (2019). Но в этот раз джедайский трюк сработал не так хорошо. Кинопоиск рассказывает, почему сиквел получился как минимум спорным.
После событий первой части прошло пять лет (если вы забыли, чем все закончилось, то напоминаем). Команда космического корабля «Жалящий богомол» тихо разбежалась по своим делам, а главный герой Кэл Кестис продолжает самоубийственное противостояние с Империей. Теперь он уже не юноша-падаван, а настоящий джедай, закаленный во множестве партизанских вылазок. Но Кестису придется воссоединиться с друзьями, когда он столкнется с могучим противником, который долгие годы ждал своего часа.
Время приключений
Survivor — прямой сиквел Fallen Order, поэтому не стоит ждать геймплейных откровений. Как и в оригинале, мы играем за джедая, который постоянно перемещается между несколькими планетами (из примечательных новинок — столичный Корусант) и прорубает себе дорогу через толпы штурмовиков и противников посерьезнее. Заработанные в боях очки опыта можно тратить на прокачку героя: усилить удары в одном из выбранных стилей (например, делать ставку на двуручный световый меч) или улучшить пополнение Силы. Все это упрощает сражения с врагами, которые часто бывают непростыми, а сохраняться можно в строго отведенных точках медитации — при гибели героя отбрасывает именно к ним.
Кроме боев, придется активно заниматься паркуром — прыгать со стены на стену, забираться на отвесные поверхности при помощи крюка (это одна из новых фишек сиквела). А еще решать нехитрые головоломки и заниматься прочими активностями в открытом мире. Короче говоря, перед нами все та же нехитрая смесь кинематографичного боевика в духе Uncharted и God of War и фехтовального приключения в духе Dark Souls.
Из примечательных геймплейных фишек, которые появились в сиквеле, стоит отметить наличие новых боевых стоек. Теперь главный герой может не просто махать световым мечом, но и параллельно отстреливаться от противников из бластера. А еще в наличии новый меч с защитной гардой, как у Кайло Рена из трилогии сиквелов. Оружие очень мощное, но быстро рубить врагов им не получится, придется пожертвовать мобильностью и четко рассчитывать время замаха-удара.
Любители побочных активностей останутся довольны. Большая часть игры разворачивается на планете Кобо, где располагается своеобразная база, — кантина, которую держит Гриз, владелец «Жалящего богомола». Благосостояние этого кабака в руках игрока. Выполнили сайд-квест по встрече с роботом-диджеем? Что ж, вскоре он окажется на базе и даже сможет ставить музыку по заказу. Терпеливо отслеживаете все перемещения местного рыбака? Тогда он наловит экзотической рыбы, которую можно выпустить в аквариум у барной стойки.
Дата-диски и прочая коллекционная мишура, которые щедро спрятаны в ящиках, открывают косметическое разнообразие; на том же Кобо собранные предметы можно поменять на новую прическу для Кэла или апгрейд светового меча. А еще любители покопаться в грядках тоже будут довольны: на крыше кантины можно разбить садик и выращивать семена, найденные в ходе путешествий.
Заниматься исследованиями, собирать предметы для бартера и выполнять побочки достаточно интересно, жалко только, что другие планеты (всего их шесть) достаточно линейны, поэтому свои приключенческие замашки придется реализовать преимущественно на Кобо. Особенно обидно за Корусант: имперскую столицу нам покажут со стороны условной промзоны и пустынных пространств, а ведь посидеть в баре и устроить догонялки с каким-нибудь негодяем в неоново-футуристичном окружении, как Оби-Ван Кеноби в «Атаке клонов», было бы здорово.
Темная сторона
Незадолго до релиза игровой журналист Джейсон Шрайер расспрашивал гейм-дизайнера Стига Асмуссена, как же так получилось, что разработка Survivor заняла всего три года? Асмуссен рассказал, что команда Respawn готова урезать часть функций для ускорения производства, а также не боится потерпеть неудачу. Но сейчас можно самим придумать честный ответ, и он звучит грустно. Надо всего лишь выпустить игру, которая не доведена до ума. Возможно, разработчикам не стоило так спешить, ведь многие аспекты получились сырыми.
Survivor — один из самых скандальных релизов последнего времени (перебить его может, пожалуй, лишь ПК-версия The Last of Us Part I). Игроки на старте массово занижали оценки в Steam, а эксперт Digital Foundry прямо назвал это «худшим ААА-релизом 2023 года для ПК». Долгие загрузки, дерганые анимации, баги, вылеты — в Survivor это все присутствует в изобилии и на момент выхода текста не вышел патч, который мог бы сильно улучшить ситуацию.
Мы проходили игру на Xbox Series X (основная сюжетная линия с небольшим количеством побочных активностей заняла чуть больше двадцати часов). Консольную версию тоже хочется ругать. В игре присутствует два графических режима. В режиме производительности разрешение падает с 4К до 1440p (а то и ниже), а взамен разработчики обещают повышенную частоту кадров. Это критически важно для довольно бодрых сражений, когда приходится противостоять боссами или толпе врагов. Но обещанных 60 fps в Survivor нет — Кэл постоянно подвисает, из-за этого можно пропустить пару чувствительных ударов. При этом прорисовка деталей и предметов вдалеке в режиме производительности падает так сильно, что Survivor становится просто некрасивой. Короче говоря, компромисс очень сомнительный.
Отключенный режим производительности как будто бы делает игру лучше. Инопланетные пейзажи в разрешении 4К смотрятся куда лучше, но про динамичные бои можно забыть: заявленный потолок тут — 30 кадров в секунду. И даже в этом случае микрофризы, замирание героя, когда из открытого пространства переходишь в закрытое помещение, и кривоватые анимации все равно остаются, просто чуть в меньшем количестве.
Короче говоря, прямо сейчас игра работает довольно посредственно, и если вы никуда не торопитесь, то стоит подождать пару-тройку значимых патчей. Заметим, что при всем этом Survivor не вышел на консолях прошлого поколения, и разработчикам не приходилось ориентироваться на устаревшее железо, так что ситуация кажется еще более непростительной.
Световой меченосец
Плохая оптимизация не единственная проблема игры. Survivor не очень хорошо написана. Первую треть игры вообще непонятно, в чем заключается основной драматургический конфликт. Формальным главным злодеем выступает Даган Гера — джедай из эпохи Расцвета Республики, который не просто так просидел в бакта-камере пару столетий. Но возникает он в сюжете довольно неожиданно, при этом ничего, кроме вводных данных о нем, мы так и не узнаем; очередной плосковатый злодей, которого можно забыть уже на финальных титрах. А уж глупость Кестиса, который решил пробудить непонятно кого (однорукий и мрачный мужчина со световым мечом — что может пойти не так?), вызывает еще большие вопросы.
Гера, очевидно, должен выступить родственной Кэлу фигурой: наш джедай тоже немного сбился с пути, но эта параллель кажется надуманной. Хотя бы потому, что мотивацию героев и важные сюжетные моменты придется додумывать за авторов. Например, почему и как распалась команда «Жалящего богомола»? Незадолго до релиза игры вышел роман «Джедай: Боевые шрамы» (мы пересказывали его здесь), действие которого происходит между событиями Fallen Order и Survivor, но, по сути, это книга-филлер, в которой не произошло ничего важного. В самой игре мы тоже не узнаем, как и когда Кестис разошелся со своими друзьями, так что приходится довольствоваться туманными формулировками. Есть ощущение, что сценаристы придумали сюжет Survivor, но не догадались убедительно заполнить пятилетнюю лакуну между сиквелом и Fallen Order.
Еще один момент за гранью хорошего вкуса — это педалирование слово «выживший» во всех возможных диалогах. Можно устроить себе шот-гейм, выпивая рюмку, каждый раз, когда звучит название игры, и спиться, так и не доиграв до финала. А ведь там припрятан сюжетный поворот, который выполнен настолько в духе «Звездных войн», что удивиться будет трудно.
Фан-сервис в игре есть. Вряд ли будет большим сюрпризом, если мы скажем, что нам дадут подраться с самим Дартом Вейдером, который заглядывал на огонек и в прошлой игре. Хотя логичнее было бы познакомить Кэла с Оби-Ваном — действие Survivor разворачивается в то же время, что и недавний сериал Disney+ (и они оба касаются темы спасения угнетенных во времена имперских чисток). А вот Вейдер с основным сюжетом игры не связан никак, и его появление действительно прописано лениво.
Вердикт
Survivor продолжает начинания Fallen Order, и в плане геймплея все получается действительно неплохо. Сражаться с врагами и боссами интересно, как и исследовать новые локации. Впрочем, первое впечатление сильно портят проблемы с оптимизацией, так что по-честному и без всяких скидок оценить игру получится только через несколько месяцев.
А вот сюжет и драматургию никакие патчи не поправят. Если сравнивать Survivor с сериалами по «Звездным войнам», то это будет уровень «Оби-Вана Кеноби» и «Книги Бобы Фетта». Увы, видеоигрового «Мандалорца» и «Андора» мы пока не получили: неловкие диалоги, плохо прописанные герои (вряд ли конфликт Дагана Геры и джедаев запомнит хоть кто-нибудь) и сюжетные лакуны заставляют с грустью вспомнить простой и прямолинейный Fallen Order. И с тревогой ожидать триквел серии Jedi — еще не анонсированный, но вполне вероятный.
Автор: Марат Шабаев