На прошлой неделе вышел трейлер фильма «Сто лет тому вперед» — осовремененной и, вероятно, весьма вольной экранизации повести Кира Булычёва, которую в советские времена поставили в виде телесериала «Гостья из будущего». Алиса Селезнёва возвращается в формате блокбастера студии «Водород», ответственной за «Притяжение» и «Лед» — дорогие и красивые франшизы, с которыми российский кинематограф планировал прорваться на мировой экран. О том, чем была советская экранизация для поколения миллениалов и чего ждать от нового воплощения истории Булычёва, — в этом тексте, который Кинопоиск выпускает в рубрике «Мнение». А своим можете поделиться в комментариях!
Ксения Наумова
Журналист, автор текстов для «РБК Стиль», Forbes Lifestyle
Что это было
Честно говоря, идея создать фильм по мотивам повести Кира Булычёва именно сейчас кажется крайне несвоевременной. Образ будущего — самый больной вопрос для современной российской культуры. С таким ворохом непроработанных травм в светлое будущее нас вряд ли скоро пустят, а мотив «голактеке опасносте» уже слегка поднадоел. Однако фильм выходит, и его сравнения с советским булычёвским каноном неизбежны, напрашиваются прямо с трейлера.
На повестях, сериале и мультфильме про Алису выросло транзитное микропоколение ксениалов — люди, рожденные в 1977–1984 годах, видели конец СССР и застали рождение интернета. Можно взять шире: «Гостью из будущего» и «Тайну третьей планеты» хотя бы раз смотрели все миллениалы, которые сейчас воспитывают собственных детей.
Алиса Селезнёва — наш Люк Скайуокер, у них даже прически похожи! Коля Герасимов — наш Марти Макфлай: слегка нелепый, но такой родной соседский мальчишка.
Почему-то считается, что вышедшая в 1978 году повесть Булычёва «Сто лет тому вперед» была утопией. Но что утопичного в том, чтобы из тихой застойной эпохи — до Чернобыля и перестройки, до ставших известными ужасов Афгана и путчей — представить, как через сто лет люди будут хорошо жить, заниматься наукой и летать в космос? В сериале будущее, по сути, накидано широкими мазками, его олицетворяют робот Вертер, «флипнуть до космопорта» и незабываемый сарафан Алисы. Можно предположить, что на дворе все еще коммунизм, но без лозунгов и парадов, удобный и благополучный. Самое трагичное в «Гостье из будущего» — убийство романтика Вертера. Примечательно также, что во вселенной сериала опасность грозит не всему мироустройству, как в сегодняшних кинокомиксах, а отдельным его элементам. Космические пираты не грозятся уничтожить Землю или отменить коммунизм — просто хотят напакостить.
Из нашего времени утопией выглядит сама та стабильность, которую очень обаятельно нарисовал Булычёв. Можно сказать, что телефильм Павла Арсенова был попыткой выстроить диалог двух светлых эпох. Каждому персонажу предполагалось какое-то славное будущее: Коля Садовский должен был стать обыкновенным инженером и изобрести обыкновенную машину времени, остальным одноклассникам Алиса нагадала, что они пойдут кто в поэты, кто в кинозвезды. Да, в «Гостье из будущего» далеко не беспроблемное настоящее разыграно в мажорных тонах: дружный класс, бодрые молодые учителя, уроки английского, прогрессивная бабушка Юли Грибковой, большие квартиры в историческом центре. Это вам не Чертаново с армией агрессивных гопников!
Создатели сериала превратили героиню из будущего в сказочную фею, выбрав на эту роль Наташу Гусеву — девочку с колдовскими глазами, которая одинаково волшебно выглядела и в нарядах а-ля Пьер Карден, и в пионерском галстуке. У Булычёва Алиса никакая не супергероиня, она просто живая и любознательная девочка из приличной семьи: мама — космический архитектор, папа — космозоолог. Арсенов с командой придали ей неземной ауры, из-за чего сериал про Алису стал советским Marvel, только гораздо нежнее. Герои, героини и супергероини в советской фантастике вообще всегда были тоньше и звонче теперешних, а злодеи никогда не были по-настоящему страшными.
Кстати, занятно, что многие вещи, про которые писал Булычёв в повестях про Алису, у нас появились еще до дедлайна в сто лет: видеофоны, карманные телевизоры, умные будильники, «продуктопроводы», даже красивые здания без углов с переливчатыми фасадами — именно так Булычёв описывал здание Института времени.
Так почему мы все еще считаем, что это была утопия?
Что это будет
Перенесемся из картонного прошлого в хромакейное будущее! В смысле от сериала к фильму, который выйдет в декабре 2023 года. Конечно, совсем нечестно судить о фильме по трейлеру, а с другой стороны, мы неплохо знакомы с проектами «Водорода», и не стоит ждать, что сооснователь компании Александр Андрющенко, занявший режиссерское кресло вместо планировавшегося Егора Баранова, что-то принципиально изменит в линии партии.
По ролику понятно: будет дорого, с рапидами, в схеме цветов teal & orange, которую компанию активно эксплуатирует в своих фильмах. Будет злодейский дуэт Петрова и Борисова прямым транзитом из «Притяжений», теперь с мечтами о мировом владычестве. Будет мама Алисы в исполнении Виктории Исаковой. В повестях она была космическим архитектором и вечно пропадала в командировках, в фильме она вроде бы сыграла важную роль в межгалактических войнах и в будущем числится в погибших героях, зато в настоящем преподает в школе, где учится Коля Герасимов. Фамилию Коли, кстати, оставили сериальной — в повести у Булычёва он был Наумовым. Будут подростки Коля и Алиса в исполнении вполне взрослых Даши Верещагиной и Марка Эйдельштейна — вероятно, чтобы слегка эротизировать их взаимную симпатию, а то что за детский сад это ваше «Алиса, я им ничего не сказал»!
Фёдор Сергеевич Бондарчук, продюсирующий проект вместе с Михаилом Врубелем и Александром Андрющенко, изначально брал курс на изображение реальности в рекламно-клиповой эстетике — эффектной и иногда бездушной (особенно если сравнить с советскими фильмами). Оживляют картинку в его кино хорошие актеры — не случайно они кочуют из одного фильма «Водорода» в другой. При всей дороговизне съемок и тщательности выбора локаций Москва начала XXI века в нем выглядит гораздо более мрачной, чем она есть на самом деле. «Сто лет», трейлер которых начинается со сцены школьного буллинга и постоянно возвращается в какой-то коридор, вряд ли станут исключением. Советский застойный кинематограф, как мы помним, продавал образ Москвы как города уютного и интеллигентного, даже если герои жили в хрущевках на окраине.
Понятно, что «Сто лет» задумывались давно, и с тех пор образ будущего еще больше затуманился. Если верить сценаристам, в ближайшем веке нас ждет межгалактическая война. Темная сторона грядущего подсвечена неоном и подана через стилистику «Трона» и сериала «Программисты», причем в трейлере можно рассмотреть прямую цитату из проекта Алекса Гарленда в виде светящихся кругов на деревьях. Светлая сторона — ну, допустим, Хабенский и розочки, хотя про это из ролика мало что понятно.
Заглянув не на сто лет вперед, а в конец 2023 года, можно предположить, что фильм найдет своих поклонников, как нашли его «Притяжение» и прочие блокбастеры последних лет. Среди них будут, конечно, и сорокалетние люди, в детстве преданные Алисе. И те, кто пробовал посмотреть «Гостью» со своими детьми и увидел недостатки советского сериала глазами нового поколения.
Но будут ли в новом фильме такие же дурацкие, но обаятельные детали, как авоська с кефиром? Будет ли у нынешней Алисы своя Юля Грибкова? Будет ли там жизнеутверждающая сцена, когда Алиса рассказывает одноклассникам, что их ждет?
Прозвучавший в ролике переиначенный мотив «Прекрасного далека» намекает на преемственность, так что, вероятно, можно ожидать пару отсылок к оригиналу в рамках фан-сервиса. При этом главный мем фильма и фетиш советских школьников — миелофон — заменили другим девайсом более стратегического назначения. Видимо, завоевать мир, читая чужие мысли, больше не представляется возможным (либо Марк Цукерберг это уже сделал).
Другой вопрос, а можно ли сейчас снять успешный фильм о приключениях Коли в будущем и Алисы в прошлом как-то иначе? Существуют ли в России режиссеры, которые работают в художественном регистре, соответствующем повести Булычёва, где и настоящее, и будущее полны здорового оптимизма? Ведь счастливая эпоха — это не та, в которой есть летающие машины и девочки с суперспособностями. Счастье — это когда можно разговаривать в парках с крокодилами, флипать до берега моря и бегать по Москве в пижаме, а милиционеров будет волновать только то, что вы простудитесь.