С 27 апреля в прокат выходит картина «Возрожденные». Это англоязычный дебют российского режиссера Егора Баранова — автора «Аванпоста» и трилогии о Гоголе с Александром Петровым. Новый проект Баранов снял вместе с кинокомпанией Bazelevs в формате скринлайф. Рассказываем, как выглядит фантастический мир, в котором человечество ударилось в католическую веру, чтобы иметь возможность воскреснуть после смерти.
О чем кино
Недалекое будущее. Ватикан объявляет, что нашел способ воскрешать людей. Правда, с некоторыми условиями: время после смерти не может превышать несколько недель; погибший должен быть католиком, который вел праведную жизнь и не совершал смертных грехов. Чтобы проверить это, Ватикан нанимает на работу хакеров (в фильме их называют «херувимами»), и те изучают все цифровые следы, оставленные человеком при жизни, вынося вердикт. Католическая церковь становится буквально новым Большим Братом.
Первым воскрешенным стал подросток Ник. Парень возвращался домой вместе со своим отцом Стэнли (Дэйв Дэвис), но их автомобиль попал в аварию (перед поездкой Стэнли немного выпил). Мальчик возвращается к жизни, но брак его родителей распадается: жена не прощает супругу безответственности. Спустя несколько лет Стэнли становится священником. Количество прихожан католической церкви из-за процедуры воскрешения растет в геометрической прогрессии. Практикуются VR-проповеди, а также исповедь по видеосвязи.
Помимо рядовых обязанностей, Стэнли помогает воскрешенным, которые возвращаются к нормальной жизни. По регламенту Ватикана им назначают священника-куратора, который ведет их; с ним можно связаться, если человек оказался в трудной жизненной ситуации, например не смог найти контакт с близкими или потерял работу после смерти. Проблемы начинаются, когда один из подопечных Стэнли приходит на стройку и убивает нескольких коллег. Священник начинает собственное расследование этой жуткой истории и благодаря даркнету узнает о масштабном заговоре воскрешенных людей по всему миру.
Как это выглядит
Как фантастический детектив с блестящей по уровню креатива идеей мира. Однако замысел, кажется, не слишком соответствует рамкам полнометражного кино, и это, возможно, одна из ключевых проблем «Возрожденных». За событиями фильма зритель наблюдает через привычные для скринлайфа камеры и приложения в компьютере, телефоне и других гаджетах.
Формату кинокомпании Bazelevs в следующем году будет 10 лет, за это время скринлайф стал сложнее и насыщеннее (как «Профиль» Тимура Бекмамбетова, снимавшийся параллельно в двух странах мира, или головокружительный триллер «Пропавшая без вести», вышедший в начале 2023 года). «Возрожденные» на этом фоне кажутся гораздо проще и тривиальнее. Во-первых, большую часть хронометража мы наблюдаем за квартирой отца Стэнли, который общается с прихожанами и священниками Ватикана по FaceTime, читает проповеди в VR-очках и в свободное от работы время пытается бороться с алкоголизмом (неудачно). Во-вторых, функционал приложений, представленных в картине, не используется даже наполовину. Кажется, будто Стэнли прошел лишь начальный курс обучения компьютерной грамотности. Любой шаг вправо или влево от привычных окошек FaceTime и Skype вызывает у него панику и оторопь. При этом в VPN-браузере (да, в фантастическом будущем даже священник не против согрешить) он чувствует себя как рыба в воде.
Несовпадение замысла с реализацией отражается и на обрывочных знаниях о мире, представленном сценаристом Джо Рехтманом. Мир этот сложный и неординарный, но о степени его насыщенности зритель может судить исключительно по коротким обрывкам историй. Вот мусульмане перевозят умерших из Ирана в Ватикан, чтобы воскресить. Но как «херувимы» проверяют их цифровой след? Как живут те, кого после смерти привели к католической вере? Вот недовольные воскрешением члены организации «Одна жизнь» протестуют у одного из центра воскрешения. Это радикалы? Кто их поддерживает и почему? Ближе к середине повествования начинаешь понимать: ага, есть некий заговор, ждем твист. Но в финале остается только разочарование. Главная интрига «Возрожденных» — тот самый заговор, целью которого становится своего рода судный день наяву — ничем не обоснована, твист не случается. «Они должны увидеть тот свет, который видели мы», — упоминает один из воскрешенных на форуме в даркнете. Слабовато для мотива антагонистов, да? Кстати, а как вообще устроен процесс воскрешения? «Нужно просто верить», — говорит епископ Ватикана, и точка.
Вердикт
«Возрожденные» — это не слишком увлекательная фантастика (в частности, для избалованного и насмотренного зрителя). События картины крутятся вокруг частной семейной истории. Лишь изредка сюжет отправляется в мини-путешествие по темным уголкам интернета. Динамика повествования низкая, количество локаций минимальное, а единственная экшен-сцена с несколькими взорванными машинами разворачивается в финале и не имеет сюжетного смысла — ничего бы не изменилось, не будь ее в фильме. Попытка представить теорию заговора воскрешенных в ракурсе триллера, конечно, интересна, но ее реализация хромает на обе ноги. «Возрожденные» не хотят глубоко заглядывать в человеческую душу. Никто не копается в моральной и этической сторонах воскрешения, не задается вопросами безопасности big data, которые исследуют «херувимы», и не объясняет принципов устройства нового мира. Возможно, гораздо привлекательнее смотрелся бы сериал во вселенной «Возрожденных». К слову, создатели говорят, что такой проект находится сейчас в разработке.
Автор: Тимур Алиев