Радости и печали переводчика порнофильмов: что происходит в романе без названия на обложке

Обсудить0

Теперь в Плюсе можно не только смотреть кино и слушать музыку, но и читать! С опцией Букмейт вам будет доступна огромная библиотека книг и аудиокниг разных жанров: фантастика, детективы, проза, нон-фикшен и литература для детей. Чтобы попробовать, введите промокод KINOPOISKMEDIA здесь (действует только для новых пользователей).

В Букмейте эксклюзивно вышел дебютный роман молодого писателя Ильи Мамаева-Найлза «Год порно». Это автофикшен-текст о том, каково быть молодым мужчиной в провинциальной России, если интересуют не тачки, деньги и спортзал, а Салли Руни, Томас Вулф и этические аспекты порнографии. Рассказываем, почему эта история так важна и что скрыто за легкомысленным заголовком, который вы не увидите на обложке книги.

О чем книга

Марку 23 года, он живет в Йошкар-Оле, ночует в машине, моется в озере среди уток и зарабатывает чем придется: днем работает бариста в кофейне, а вечером — по специальности, переводчиком. Правда, переводит он субтитры к порнофильмам. Его личная жизнь не клеится, так же как и профессиональная, каждая попытка заняться сексом оборачивается разочарованием в себе и отношениях. С семьей не лучше: после то ли политической, то ли заурядной межпоколенческой ссоры с отцом он ушел из дома, и в следующий раз Марк отвечает на звонок, только чтобы услышать о неизлечимой болезни матери.

Он был рыбой, осознавшей себя в воде. Ощущал течение. Как оно несет его. Как трудно ему противостоять.

У «Года порно» стихийный нарратив: события просто происходят, а главный герой просто их принимает, сюжет определяет не последовательность действий, а язык, описываемое время, место и общая атмосфера. Повествование, под стать главному герою, скорее, инертное, а конфликт условный: Марку неудобно в этом мире, он не столько лишний, сколько неспособный адаптироваться и при этом лишенный сил бороться. Нескладный мальчик, читающий Томаса Вулфа в оригинале в Йошкар-Оле, созданной Мамаевым-Найлзом, не ровня выпускникам кадетских училищ и бизнесменам. Он не вписывается ни в какие литературные стереотипы: это и не бравадный соблазнитель, и не жертвенный неудачник, и не загадочный интеллектуал; Марк обычный и необычный одновременно.

Он хочет переводить художественную прозу, но вместо этого подбирает десяток пристойных синонимов к слову «fuck», почти всегда сводящихся к религиозным восклицаниям. Неумело пытается скрыть, что он девственник, и в первую же ночь с девушкой терпит неудачу. Ненавидит свои раскосые глаза и называет себя «русским», но совсем скоро, наоборот, обращается к родной марийской культуре. Читает Салли Руни и ждет любви, но его бабушка говорит: «В душ бы хоть сходил. И носки бы постирал. Так никогда себе девушку не найдешь».

Резеда потянулась к нему, чтобы поцеловать, но Марк сказал, что устал. Ему было неловко. Резеда так хотела прикоснуться к нему, испробовать взрослый мир, догнать бывших одноклассниц и стать наконец нормальной. А ей попался он, взрослый вроде бы парень, который уже месяц как окончил университет, но так и не разобрался с юношескими проблемами.

Мир вокруг Марка такой же настоящий, как он сам, и такой же лишенный эстетического, как переводимое им порно. Зловонные подъезды, недостроенные церкви, советские памятники, избитые пьяные женщины, наполненная покалеченными людьми приемная скорой — Йошкар-Ола в «Годе порно» представляет самые мрачные стороны почти любого российского города.

Кто такой Илья Мамаев-Найлз

Илья Мамаев-Найлз

Мамаев-Найлз и вправду переводил эротические фильмы, а среди его персонажей почти нет вымышленных. Он следует пресловутому завету «пиши о том, что знаешь», и, несмотря на то что мир вокруг него совсем не героический, именно этой действительности недостает в современной литературе.

Мамаев-Найлз — дебютант, причем дебютант в квадрате: этот первый роман еще и открывает совместную серию издательств «Поляндрия NoAge» и «Есть смысл». Вдобавок Илья — образцовый пример выпускника литературной школы, доказывающий, зачем они нужны. Обучаясь в «Школе литературных практик» у писательницы Евгении Некрасовой и кураторки Алеси Атрощенко, он не только нащупал свой стиль письма, но и обрел необходимую поддержку; в какой-то момент именно вера преподавательниц в его текст помогла не бросить роман, создававшийся два с половиной года, а потом и найти своего издателя.

Почему «Год порно» так важен

В этом было мало веселого, ведь за границей или в больших городах Марк чувствовал себя еще более чужим. А своим он не был нигде. Пару лет назад он осознал положение дел, и оно его не напрягало. Наоборот, делало счастливым, ведь он был не такой, как все, а значит, ему не грозила эта бессмысленная, всеми миллион раз прожитая жизнь. Но в последнее время все немного изменилось — кажется, Марк был уникален не как какой-то гений, которого боготворят веками после смерти, а как неудачник.

Герой Марка — наглядный и чуть ли не единственный в современной русской литературе пример того, как жертвами патриархальной системы становятся не только женщины, но и мужчины. Марка растили «как мужчину»: когда в детстве ему приходилось нести по четыре тяжелых пакета с продуктами и спотыкаться, мать молчала в воспитательных целях. Зарабатывать, быть неуязвимым, брать ответственность, не признавать слабость, не бояться трудностей, не принимать меньшинства — это все навязанные нормы, которым так сложно соответствовать Марку. «Год порно» — одновременно и роман об этой новой мужественности и современности, и роман взросления. Фильмы для взрослых можно считать метафорой окружающего мира, увиденного глазами только подрастающего юноши: на картинке все кажется понятным, в реальности все совсем иначе. Прикрываясь провокационным названием, Илья Мамаев-Найлз, в сущности, рассказывает простую историю: как не потерять себя, когда среда подталкивает только к этому.

Читайте роман «Год порно» Ильи Мамаева-Найлза в подписке Плюс с опцией «Букмейт».


Автор: Ксения Грициенко

Фото: Личный архив Ильи Мамаева-Найлза

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

Сегодня1
Вчера4
19 ноября2
15 марта 20231

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня4
Вчера3
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации