Сериал «Друг на час» — телекомедия с оттенками драмы — выходит одновременно на ТНТ и платформе Premier. В прошлом году проект заслуженно получил приз зрительских симпатий — одну из главных наград фестиваля сериалов «Пилот». Рассказываем, как авторы за юмором и лаконичными диалогами скрывают то, о чем принято говорить без радости (а это старость и смерть).
О чем это
Пожилой педиатр Николай Сергеевич (Сергей Шакуров) готовится завершать профессиональную карьеру. Хотя сил и опыта у него еще предостаточно, пенсионные 65 лет не предполагают дальнейшей работы в российской медицинской системе. «Опыт мой здесь никому на хрен не нужен», — бросает медик, наблюдая за тем, как руководство берет более молодого и амбициозного сотрудника на его место. Семья у Сергеевича закончилась, как и работа: за год до этого умерла жена, детей и внуков нет, как и смысла жизни. Герой решает покончить с собой, но напоследок оттянуться в клубе буквально на всю пенсию (17 300!). Выпивая, Николай Сергеевич знакомится с Лехой (Борис Дергачев) — неунывающим молодым человеком, который работает «другом на час», то есть бухает и ведет задушевные беседы с клиентами, получая за это гонорар.
Предполагая, что его нанял герой Шакурова, Леха принимается за выполнение заказа, но в действительности путает Сергеевича с другим пенсионером («Все они после шестидесяти на одно лицо!»). Товарищи не замечают, как счет переваливает за 400 тысяч — таких денег у отставного врача нет, поэтому платит персонаж Дергачева. Теперь доктору умирать никак нельзя, нужно вернуть долг («Даю тебе слово пацана!»). В ответ Леха предлагает партнерство: Николай Сергеевич тоже будет работать «другом на час», только трудиться будет в другой среде — по театрам и музеям.
Как это выглядит
Как среднестатистическая комедия ТНТ в прайм-тайм, но есть нюанс. В центре ее внимания — герой так называемого третьего возраста, какие обычно попадают в эфир в качестве бабушек и дедушек центральных персонажей. В «Друге на час» Сергей Шакуров блистательно играет пенсионера, пустившегося во все тяжкие; наш Уолтер Уайт использует вместо знаний об изготовлении запрещенных веществ главный козырь возраста — жизненный опыт, которому молодняк ничего не может противопоставить.
Создатели сериала через непритязательный юмор и легкомысленную атмосферу пытаются вообще-то говорить на серьезные темы, начиная с одиночества и поиска новых смыслов на пенсии (переход от профессионального «я» к личностному и семейному), заканчивая беззащитностью людей старшего возраста и пребыванием на обочине с точки зрения молодежи («Обойдемся без поездок в Европу», — выносит вердикт сотрудница банка, оформляя пенсионную карту и сдерживая ухмылку). Но, конечно, это комедия с огромной долей условности: здесь всегда солнечная Москва (ни дождя, ни тучки), у Сергеевича крайне просторный загородный дом (мог ли педиатр больницы заработать на такую недвижимость?), а Леха, несмотря на свое обветшалое жилье, может с ходу оплатить счет на 400 тысяч.
Дуэт Шакурова и Дергачева — главное сокровище проекта, заставляющее вспомнить об уйме фильмов, построенных на космическом столкновении противоположностей («Час пик», «Плохие парни», «Самолетом, поездом, машиной» и др.). Большая часть шуток в звонко расписанных диалогах строится на очевидных темах: поколенческий разрыв, разница в лексиконе, вечное «раньше трава была зеленее» и, конечно, отношения с женщинами. Смешное в «Друге на час» уживается с душещипательным. Так, знакомясь с семьей Леши (у Марины Васильевой тут уютная роль его жены), Николай Сергеевич вспоминает о своей, пытаясь смириться с ее потерей. А вечерами старик на кухне читает ее письма с советами: жена Сергеича (во флешбэках Евгения Симонова) в больнице написала их на несколько лет вперед. И тут уже можно вспомнить героя Рики Джервэйса в уморительном сериале о принятии смерти «Следом за жизнью».
Химия между персонажами происходит в равной степени благодаря актерам и толковому сценарию. Со временем Шакуров принимает на себя роль отца в этой паре и пытается передать свою мудрость Лехе — типичному миллениалу, который бежит от ответственности при любом удобном случае. Его не тревожит, что и сам он со своей работой рискует скоро выйти на пенсию. «Пока есть молодость и печень позволяет!» — хвалится он, потому что люди старшего возраста у него редкие клиенты. При этом часто герой Дергачева вынужден молодиться, попадая в компании 20-летних зумеров.
Вердикт
«Друг на час» — отличный пример того, что в России можно говорить на важные темы даже на языке телевизионных комедий. Эта история не превращается ни в манипулятивный карнавал (говоря о смерти, сериал не выжимает эмоции, а аккуратно подводит к их принятию и осознанию), ни в дидактический набор прописных истин, хотя зритель сам начинает их проговаривать. Любимые уходят, годы назад не возвращаются, однако жизнь не кончается, ведь рядом всегда найдутся те, кто нуждается в друге — в его словах, поддержке и опыте. И пользу можно приносить, даже если быть подушкой, чтобы кто-то мог тебя обнять и поплакать.
Автор: Тимур Алиев