После погружения в историю казахстанского кино продолжаем разговор об этом удивительном мире. Теперь максимально предметно: Карим Кадырбаев советует российскому зрителю лучшие фильмы из национального репертуара последних лет.
Карим Кадырбаев
Кинокритик
Середина 1960-х, время больших надежд и студенческой романтики. Советская Алма-Ата. Здесь в политехе, на факультете автоматики, учатся талантливые парни, сколотившие ансамбль «Дос-Мукасан», который определит звучание национальной поп-музыки на долгие десятилетия.
Вышедшая в 2022 году картина Айдына Сахамана породила в казахстанском кино жанр, который когда-то продюсеры похожего российского фильма «Стиляги» назвали «фильмом-праздником». Да, попытки зайти на территорию сложнопостановочного мюзикла в Казахстане делали и до этого. Была, например, бурлескная «Сиситай» Ернара Нургалиева, но зрители не оценили дикий юмор этой истории о Золушке из цирка (добрая фея-продюсер тут не просыхает, а принц солирует в бойз-бенде с шепелявыми бэк-вокалистами), да и хитовых музыкальных номеров фильму не хватало.
В «Дос-Мукасан» же весьма условный сюжет подкреплен бронебойными шлягерами, ламповым сеттингом поздней советской оттепели и феерическими танцевальными номерами; они так кружат голову, что легко не заметить трафаретность характеров и чрезмерную сглаженность сюжетных коллизий. Ключевым эпизодом картины становится снятый одним кадром музыкальный клип на песню «Той жыры» — это главный казахский свадебный хит последних пятидесяти лет.
Удивительно еще, как точно фильм о далеком прошлом вписался в современный культурный контекст. Во-первых, в 2022 году казахстанские музыканты становятся новыми национальными героями, слушать музыку на казахском не просто патриотично, но по-настоящему модно. Во-вторых, деликатная бесконфликтность фильма читается как прямой ответ на оформившийся в казахстанском шоу-бизнесе ценностный разрыв поколений. За год до премьеры «Дос-Мукасан» лауреатом премии «Грэмми» в номинации «Лучший ремикс года» стал 22-летний железнодорожник из провинциального города Аксу — Иманбек. В ответ на эту новость прима казахстанской эстрады Роза Рымбаева заявила, что молодому диджею «просто повезло». А история легендарной группы в версии Айдына Самахана, наоборот, всячески подчеркивает преемственность поколений и силу традиции даже в области передовой эстрады.
В 2010-х кино Казахстана обогатилось (и в буквальном смысле тоже) новым народным жанром — комедией про свадьбы и родственные разборки. Именно эти фильмы становились лидерами бокс-офиса, и они же стали мейнстримом, уже довольно однообразным. Вышедший перед самым началом пандемии жанровый кроссовер «Жаным, ты не поверишь!» был подобен глотку свежего воздуха. Тут на каноническую комедийную структуру (трое великовозрастных балбесов едут на рыбалку) было нанизано жутковатое мясо экшен-хоррора (трио оказывается в эпицентре разборок сельских бандитов и маньяка-убийцы). «Жаным» разрывала шаблоны и стреляла из крупнокалиберного оружия неожиданными гэгами (вроде визуальных цитат из «Танцора диско» и Ким Ки Дука), экран по ходу действия превращался в кровавое месиво.
Характер специфического юмора «Жаным» когда-то точно определили кавээнщики — «казахский гон». И герои фильма гонят постоянно. Один из главных злодеев, например, неустанно извергает пословицы и поговорки, как Круглый из «Брата».
Помимо крепкого динамичного сценария, отметим и яркий, как пачка от чипсов, визуальный стиль, созданный совместными усилиями оператора Азамата Дулатова и художницы-постановщицы Алии Одинаевой.
Короче говоря, сломавшая все правила жанра «Жаным» стала новым эталоном остроумной, колоритной и стильной комедии made in Kz.
В Казахстане живут люди более сотни национальностей, но главными героями фильмов в 99% случаев становились представители титульной нации. Первый фильм, спродюсированный новым казахстанским мейджором Tiger Production (компания связана с сетью кинотеатров Kinopark&Kinoplexx Theatres, владеющей 40% залов в стране), наоборот, показывает, как под одной крышей живут представители различных этносов. За основу тут взята завязка французской комедии «Безумная свадьба». Итак, большая семья Манарбека. Старший сын женат на армянке, одна дочь вышла замуж за русского, вторая — за корейца. Манарбек грезит о том, что его младшая дочь Булбул приведет в дом казахского зятя, однако на пороге появляется темнокожий британец Майкл.
Семейная комедия Алена Ниязбекова, несмотря на свою легкую тональность, говорит о важных для казахстанского общества вещах, таких как право детей на самоопределение (в том числе и в семейной жизни) или умение слушать и слышать друг друга. Но одной из ключевых тем остается бытовая ксенофобия, часто идущая в пакете с консервативным традиционализмом — не только в Казахстане, но и во всем мире (к примеру, об этом же говорит недавняя комедия Netflix «Что за люди?» с Эдди Мёрфи и Джоной Хиллом). За два года фильм Ниязбекова ничуть не утратил актуальности, даже наоборот. Например, недавно депутат парламента Казахстана Каракат Абден предложила ввести высокий налог для женщин, выходящих замуж за иностранцев.
Редкий (можно сказать, единичный) для казахстанского кино формат — спин-офф крупной франшизы. А именно суперпопулярного «Бизнеса по-казахски». Главным героем I go to school стал обаятельный недотепа-охранник Еркош, который отправляется в незапланированное путешествие по турецким городам, чтобы найти потерянный паспорт своего дяди Жомарта. Компанию ему составляет Алия, новый менеджер отеля (напомним, что все герои франшизы занимаются семейным гостиничным бизнесом).
Фильм был придуман и снят во время съемок «Бизнеса по-казахски в Турции», но сочетание невероятных видов турецких городов и сел и слаженного дуэта Рамазана Амантая (Еркош) и Алтыншаш Шаяхметовой (Алия) сделали этот вроде бы необязательный сайд-проект одним из самых милых и смешных во всей франшизе. Уже следующая серия, снятая той же группой в Индии, оказалась куда менее интересной.
Но при чем здесь школа? Дело в том, что Еркош совершенно не владеет никакими языками, кроме казахского и ломаного русского, по-английски он знает только одну фразу, вынесенную в название фильма. Но, повторяя только эти четыре слова, он как-то умудряется объясниться с местными во всех своих заграничных приключениях. Кстати, подписчики Плюса могут не только ознакомиться с турецкими приключениями Еркоша и его многочисленных родственников, но и увидеть путешествия по Америке, Корее и Африке.
Военно-патриотическое кино в Казахстане — жанр специфический и нишевый. И картина Серикбола о двух братьях (потомственных военных, разведчике и военном летчике, которые забывают о соперничестве перед лицом международного терроризма) — типичное «батино кино». В нем есть чрезмерный милитаристский пафос, пунктирно прописанные характеры мужчин и еще более схематичные женские персонажи, выполняющие традиционные функции «невеста героя» и «мать героя».
При всем этом «Время патриотов» — первый казахстанский экшен с визуальными эффектами, не уступающими иностранным аналогам. Примечательно, что картина вышла в национальный прокат примерно в то же время, что и «Топ Ган: Мэверик» с Томом Крузом.
Но главное достоинство фильма — его актерский состав. Серикбол Утепбергенов набрал на ключевые роли лучших молодых артистов страны: Сануржана Сулейменова (он уже играл у Утепбергенова в фильме «Шестой пост» с похожей тематикой), Данияра Алшинова (подробнее о нем чуть ниже), Аскара Ильясова (принципиальный доктор из «Нулевого пациента») и Шарифбека Закирова. Для казахстанского кино каждое из этих имен уже является гарантом высокого класса актерской игры.
На этом месте могла бы быть любая картина Адильхана Ержанова, вышедшая на Кинопоиске, но выбор этой не был случаен. Именно тут впервые за свою карьеру самый титулованный артхаусный режиссер страны покидает свою авторскую вселенную, вымышленный аул Каратас, и перемещается в город. Главный герой фильма — нигилист, гопник и бродяга Атбай, абсолютно отрицательный персонаж без чести, стыда и совести, не вызывающий никаких эмоций, кроме отвращения. Атбай обладает единственным талантом — драться как последний раз. И вот он решает принять участие в турнире по боям без правил. В победе он видит шанс начать новую жизнь и вернуть любимую женщину.
«Бой Атбая» еще и первое актерское кино Ержанова, практически сольное выступление его любимого артиста Данияра Алшинова. Алшинов настолько убедительно страшен в изображении безумия и цинизма, что его можно смело поставить в один ряд с Венсаном Касселем в «Ненависти» и Томом Харди в «Бронсоне». Метаиронии картине добавляет неожиданный контрастный саундтрек с песнями той самой группы «Дос-Мукасан», о которой мы говорили в начале.