В российский прокат вышла драма Дэви Шу «Возвращение в Сеул» — участник прошлогоднего Каннского фестиваля, фильм с одной из самых неоднозначных героинь в современном кино, чьи чувства препарируются прямо на глазах у зрителей.
Один из центральных вопросов книги «Грудь и яйца» японской писательницы Миеко Каваками — этическая сторона искусственного оплодотворения. Люди, пользующиеся услугами доноров, редко задумываются, как будут чувствовать себя их дети, у которых не будет возможности узнать о своих биологических родителях. Как показывает опыт, этот фактор часто становится травмирующим и предопределяет их последующую жизнь. При этом людям, которые никогда с таким не сталкивались, сложно представить себе переживания усыновленного или рожденного от донорского биоматериала человека. Французскому режиссеру Дэви Шу удалось тонко исследовать эту тему через женщину, глубоко травмированную потерей своей идентичности.
25-летняя Фредди (Пак Чи-Мин), которую в младенчестве удочерила французская семья, приезжает в Корею, чтобы найти биологических родителей. В отеле она знакомится с Теной (Гука Хан), которая по счастливой случайности знает французский и вызывается помочь девушке в ее поисках. После посещения агентства по усыновлению выясняется, что биологические родители героини живут отдельно, и отец готов встретиться, а мать отвечает отказом. Фредди предстоит понять, кто она есть на самом деле и чего хочет от новых связей.
«Возвращение в Сеул» совсем не похоже на радостное и немного печальное воссоединение семьи. На первой встрече со своими корейскими родственниками, которые для Фредди просто кучка незнакомцев из непонятной далекой страны, героиня излучает обиду, агрессию и растерянность. Что объединяет ее с родным отцом, застенчиво показывающим внезапно обретенной дочери места своего детства? Язык, культура, социальный контекст и эмоциональная отстраненность отделяют их друг от друга высокой стеной, через которую героям так и не удастся пробиться.
При создании фильма французский режиссер камбоджийского происхождения Дэви Шу вдохновлялся историей своей подруги, которая приехала из Франции в Корею в надежде встретиться со своей биологической семьей. В то же время ему знакома дилемма, с которой сталкиваются дети мигрантов первого поколения: какой стране они по-настоящему принадлежат и как могут себя определить? Тема эмигрантской волны невероятно популярна в авторском и мейнстримном кино в последние годы, когда молодые режиссеры начинают задумываться о своих корнях. Можно вспомнить победителя «Сандэнса» «Минари» Ли Айзека Чуна, «Прощание» Лулу Ванг, «Я краснею» Доми Ши, «Всё везде и сразу» Дэниэлов, а также недавний хит Netflix «Грызня» и «Прошлые жизни» Селин Сон. На последний фильм Шу похож структурно — тем, что отслеживает эволюцию героини через большие промежутки во времени (два года, пять лет и год).
Фредди — одна из самых неоднозначных киногероинь за последнее время. Очень сложно поверить, что это дебютная работа для непрофессиональной актрисы Пак Чи-мин, настолько точно она попадает в образ. По словам режиссера, Чи-мин помогла ему доработать персонаж и избежать патриархальных штампов. При этом Шу проделывает то, что удается далеко не всем режиссерам, — позволяет нам погрузиться в ее внутренний мир. На первый взгляд, Фредди кажется независимой и дерзкой женщиной, которая не боится выражать свои чувства, идти против течения, быть неудобной. Однако за фасадом самоуверенности и нонконформизма скрывается растерянный и испуганный человек, рожденный из отношений любви-ненависти к родным родителям. Фредди как черная дыра притягивает всех в свое гравитационное поле, чтобы поглотить без остатка и забыть, потому что близость и воспоминания приносят слишком много боли. «Ты очень грустный человек», — говорит ей Тена на прощание.
Девушка стирает людей из своей жизни и оставляет внутри себя спасительную пустоту, которую она маскирует брутальной косухой и темной помадой. Героиня отталкивает своего эмоционального и идущего на контакт отца, но при этом все ее несчастья, депрессия и ненависть порождены одним единственным человеком — не желающей иметь с ней дела биологической матерью. В качестве специфической шутки Шу делает Фредди продавцом оружия, то есть тотальной злодейкой, рекламирующей орудия убийства под прикрытием сохранения мира. Режиссер как бы намекает на то, что этой профессией могут заниматься только окончательно сломленные люди, чьи травмы превращают их в социопатов.
Режиссер максимально приближает нас к героине, используя в основном средние и крупные планы. Эффект усиливается с помощью проникновенного саундтрека Жереми Аркаша и Кристофа Мюссе. Шу использует музыку очень дозированно, как Селин Сьямма, позволяя ей доминировать лишь в одной сцене, где Фредди танцует в одиночестве в баре. И если Сьямма обычно использует этот прием, чтобы подчеркнуть общность героев, Шу, наоборот, указывает на обособленность.
«Возвращение в Сеул» — невероятно чуткая и выверенная работа, а Дэви Шу точно зарекомендовал себя как один из самых многообещающих молодых постановщиков Франции наравне с Жюлией Дюкурно и Ладжем Ли. На Каннском фестивале в 2022 году драму показали во второй по важности секции «Особый взгляд», так что в будущем надеемся увидеть его фильмы уже в основном конкурсе, куда в последние годы постоянно попадают режиссеры старой гвардии, снимающие фильмы будто по привычке.
Автор: Тома Ходова