Теперь в Плюсе можно не только смотреть кино и слушать музыку, но и читать! С опцией Букмейт вам будет доступна огромная библиотека книг и аудиокниг разных жанров: фантастика, детективы, проза, нон-фикшен и литература для детей. Чтобы попробовать, введите промокод KINOPOISKMEDIA здесь (действует только для новых пользователей).
В Букмейте появился роман «Роза» (издательство «Новое литературное обозрение») — завершение автофикшен-трилогии Оксаны Васякиной, одной из важнейших современных российских писательниц. Рассказываем, почему этот душераздирающий цикл о несчастливой семье обязательно стоит прочитать, а также делимся тем, что сама Васякина читает и смотрит.
«Рана», «Степь», «Роза» — что их связывает?
Первый роман трилогии — «Рана» — посвящен матери писательницы и рассказывает историю ее ухода. Это своего рода роуд-бук: писательница путешествует через полстраны с прахом мамы, чтобы захоронить ее в родном городе. Вторая часть, «Степь» — это история путешествия дочери и отца спустя десять лет после развода родителей. В центре их взаимоотношения и его смерть от последствий ВИЧ-инфекции. «Роза» — заключительная часть этого цикла. Как и в предыдущих книгах, фокус здесь сделан на близких родственниках; главная героиня — молодая женщина Светлана, умершая от туберкулеза тетка рассказчицы.
По сути, все три части — это хроника одной семьи, за которой угадывается более масштабная картина, хроника сотен и тысяч российских семей. К середине 1990-х годов, после бурных и трагических событий ХХ века, все семьи стали в чем-то похожи друг на друга в своем несчастье: у каждого первого кто-то погиб на фронте, у каждого второго — репрессирован, а каждого третьего воспитывала «однополая семья», состоящая из мамы и бабушки.
Пожалуй, главное слово, которое приходит на ум, когда читаешь «Розу», — это «нелюбовь» («Я ненавидела этих женщин, моя ненависть была тихой, но разрешенной»). Четыре женщины объединены кровными узами: мать (бабушка рассказчицы), две ее дочери и внучка. Все они любят друг друга, но любовь и забота проявляются через упреки и обидные слова. Света — оторванный ломоть, ранимая, но неспособная устроиться в этой жизни. «Курочка-недоросток» — так называет ее рассказчица.
Об Оксане Васякиной
Феминистский автофикшен — пока что не особенно обжитое поле в России, хотя прецеденты, безусловно, в русской литературе есть. Оксана Васякина — в некотором смысле пионерка этого поджанра, и прочитать трилогию стоит хотя бы ради этого. «Роза» — роман, в котором через историю одной семьи, преломляется истории многих семей, история целой страны. В тексте Васякиной органично уживаются исповедальность, аналитическая оптика и суховатый, отточенный стиль.
Оксана Васякина начинала как поэтесса, а позже стала писательницей. В 2016 году она окончила поэтическое отделение Литературного института, и тогда же вышла ее первая книга стихов «Женская проза» (шорт-лист Премии Андрея Белого). В 2019-м — цикл поэтических текстов «Ветер ярости» (и премия «Лицей» за поэму «Когда мы жили в Сибири»), в 2021-м — автофикшен-роман «Рана» (короткий список «Большой книги» и премия «НОС»), в 2022-м его продолжение — «Степь».
Вот так Васякина прокомментировала свой переход от поэзии к прозе:
«В один прекрасный момент мне понадобилась проза, потому что она более объемна. И весь мой опыт и мысли по поводу вещей, которые меня беспокоят, просто не вмещались в стихи. Хотя, по сути, я о том же писала и в стихах. И да, я понимаю, что у прозы больше читателей».
Цитаты из «Розы»
«За этим столом иногда появлялись мужчины. В их отсутствие они и были первой и неизменной темой разговоров женщин моей семьи. Мужчины появлялись как редкие кометы. Они всегда пролетали мимо по краю неба этого мира и вызывали смутное беспокойство, злость и радость, тревогу и сожаление. Мужчины всегда были недостаточно хорошими. Они пили и применяли насилие, они не работали или слишком мало приносили в дом. Но при этом никто не смел отказать им, озабоченность наличием мужчины была главной болью этих женщин. Им они подчиняли свои жизни и быт, забывая о детях и собственном достоинстве».
«Мне не нравились эти праздники. В них для меня не было места. Моим делом было помочь матери донести пакеты, подарить свои поделки, поесть и пойти в комнату смотреть телевизор. Я сидела в бабкином кресле, щелкала пультом и размышляла о семье. Я сделала вывод, что в моей семье все существуют для какой-то пользы. В Светке, как бы ни казалось обратное, тоже было много пользы. Она выполняла роль плохой дочери и нерадивой сестры. Для меня, в силу того что я была ребенком, пока не было никакой задачи, кроме одной: быть немой зрительницей отношений этих женщин».
«Ненависть была одним из немногих легальных чувств, которые можно было испытывать к женщинам. Ненавидеть их можно было за все, чем бы они ни обладали: красоту, тело, склочность или бесцветность».
Что Оксана Васякина смотрит и вам советует
Книги, которые любит и рекомендует писательница, есть на полке «Выбор Оксаны Васякиной» в Букмейте. Читайте и слушайте в подписке Плюс с опцией «Букмейт».
Автор: Мария Нестеренко
Фото: Алиса Никулина