«В моей семье все существует для какой-то пользы»: вышел роман «Роза» Оксаны Васякиной

Обсудить0

Теперь в Плюсе можно не только смотреть кино и слушать музыку, но и читать! С опцией Букмейт вам будет доступна огромная библиотека книг и аудиокниг разных жанров: фантастика, детективы, проза, нон-фикшен и литература для детей. Чтобы попробовать, введите промокод KINOPOISKMEDIA здесь (действует только для новых пользователей).

В Букмейте появился роман «Роза» (издательство «Новое литературное обозрение») — завершение автофикшен-трилогии Оксаны Васякиной, одной из важнейших современных российских писательниц. Рассказываем, почему этот душераздирающий цикл о несчастливой семье обязательно стоит прочитать, а также делимся тем, что сама Васякина читает и смотрит.

«Рана», «Степь», «Роза» — что их связывает?

Первый роман трилогии — «Рана» — посвящен матери писательницы и рассказывает историю ее ухода. Это своего рода роуд-бук: писательница путешествует через полстраны с прахом мамы, чтобы захоронить ее в родном городе. Вторая часть, «Степь» — это история путешествия дочери и отца спустя десять лет после развода родителей. В центре их взаимоотношения и его смерть от последствий ВИЧ-инфекции. «Роза» — заключительная часть этого цикла. Как и в предыдущих книгах, фокус здесь сделан на близких родственниках; главная героиня — молодая женщина Светлана, умершая от туберкулеза тетка рассказчицы.

По сути, все три части — это хроника одной семьи, за которой угадывается более масштабная картина, хроника сотен и тысяч российских семей. К середине 1990-х годов, после бурных и трагических событий ХХ века, все семьи стали в чем-то похожи друг на друга в своем несчастье: у каждого первого кто-то погиб на фронте, у каждого второго — репрессирован, а каждого третьего воспитывала «однополая семья», состоящая из мамы и бабушки.

Пожалуй, главное слово, которое приходит на ум, когда читаешь «Розу», — это «нелюбовь» («Я ненавидела этих женщин, моя ненависть была тихой, но разрешенной»). Четыре женщины объединены кровными узами: мать (бабушка рассказчицы), две ее дочери и внучка. Все они любят друг друга, но любовь и забота проявляются через упреки и обидные слова. Света — оторванный ломоть, ранимая, но неспособная устроиться в этой жизни. «Курочка-недоросток» — так называет ее рассказчица.

Об Оксане Васякиной

Феминистский автофикшен — пока что не особенно обжитое поле в России, хотя прецеденты, безусловно, в русской литературе есть. Оксана Васякина — в некотором смысле пионерка этого поджанра, и прочитать трилогию стоит хотя бы ради этого. «Роза» — роман, в котором через историю одной семьи, преломляется истории многих семей, история целой страны. В тексте Васякиной органично уживаются исповедальность, аналитическая оптика и суховатый, отточенный стиль.

Оксана Васякина начинала как поэтесса, а позже стала писательницей. В 2016 году она окончила поэтическое отделение Литературного института, и тогда же вышла ее первая книга стихов «Женская проза» (шорт-лист Премии Андрея Белого). В 2019-м — цикл поэтических текстов «Ветер ярости» (и премия «Лицей» за поэму «Когда мы жили в Сибири»), в 2021-м — автофикшен-роман «Рана» (короткий список «Большой книги» и премия «НОС»), в 2022-м его продолжение — «Степь».

Оксана Васякина

Вот так Васякина прокомментировала свой переход от поэзии к прозе:


«В один прекрасный момент мне понадобилась проза, потому что она более объемна. И весь мой опыт и мысли по поводу вещей, которые меня беспокоят, просто не вмещались в стихи. Хотя, по сути, я о том же писала и в стихах. И да, я понимаю, что у прозы больше читателей».

Цитаты из «Розы»

«За этим столом иногда появлялись мужчины. В их отсутствие они и были первой и неизменной темой разговоров женщин моей семьи. Мужчины появлялись как редкие кометы. Они всегда пролетали мимо по краю неба этого мира и вызывали смутное беспокойство, злость и радость, тревогу и сожаление. Мужчины всегда были недостаточно хорошими. Они пили и применяли насилие, они не работали или слишком мало приносили в дом. Но при этом никто не смел отказать им, озабоченность наличием мужчины была главной болью этих женщин. Им они подчиняли свои жизни и быт, забывая о детях и собственном достоинстве».

«Мне не нравились эти праздники. В них для меня не было места. Моим делом было помочь матери донести пакеты, подарить свои поделки, поесть и пойти в комнату смотреть телевизор. Я сидела в бабкином кресле, щелкала пультом и размышляла о семье. Я сделала вывод, что в моей семье все существуют для какой-то пользы. В Светке, как бы ни казалось обратное, тоже было много пользы. Она выполняла роль плохой дочери и нерадивой сестры. Для меня, в силу того что я была ребенком, пока не было никакой задачи, кроме одной: быть немой зрительницей отношений этих женщин».

«Ненависть была одним из немногих легальных чувств, которые можно было испытывать к женщинам. Ненавидеть их можно было за все, чем бы они ни обладали: красоту, тело, склочность или бесцветность».

Что Оксана Васякина смотрит и вам советует

Книги, которые любит и рекомендует писательница, есть на полке «Выбор Оксаны Васякиной» в Букмейте. Читайте и слушайте в подписке Плюс с опцией «Букмейт».


Автор: Мария Нестеренко
Фото: Алиса Никулина

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

Сегодня0
Вчера4
19 ноября2
14 ноября13

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня2
Вчера3
Сегодня0
Сегодня0
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации