После мирового проката на Apple TV+ вышел «Тетрис» — фильм о соревновании зарубежных компаний в том, кто быстрее получит права на игру, разработанную советским программистом Алексеем Пажитновым. Часть героев сыграли актеры из России. Вот что они рассказали Кинопоиску о съемках в международном проекте (да, про поцелуй с Эджертоном и клюквенность мы тоже спросили).
Алексея Пажитнова в фильме сыграл Никита Ефремов («Нулевой пациент»), одного из покупателей, Хэнка — Тэрон Эджертон («Kingsman: Секретная служба»), его переводчицу Сашу — Софья Лебедева («Викинги: Вальхалла»), а следящего за ними кагэбэшника — Игорь Грабузов, коллега Софьи по сериалу «1703», с Никитой же они играли в «Хорошем человеке». О российских актерах писали и в зарубежных рецензиях: Deadline назвал Никиту Ефремова «превосходным», Time отмечает химию между Никитой и Тэроном, Софью Little White Lies характеризует как фам фаталь, Игоря хвалит за невероятную злодейскую мимику. Основной блок съемок «Тетриса» проходил с декабря 2020-го по март 2021-го в Шотландии.
Никита Ефремов
Сыграл создателя игры Алексея Пажитнова
Я созванивался с Алексеем Пажитновым вместе с режиссером. Джон С. Бейрд дал нам время пообщаться между собой на русском. Мне было важно получить от Алексея условное благословение. Ведь «Тетрис» не байопик, а скорее, фантазия на тему, у меня не было задачи документально снять его образ. Алексей понимал все и просил меня не переживать на этот счет, он сам участвовал в создании фильма. Когда Алексею впервые показали «Тетрис», он поблагодарил меня, сказал, что все вышло хорошо. После онлайн-премьеры еще раз звонил, мы с ним обменялись любезностями. Он рассказывал, как раздал больше пятидесяти интервью. Мне с ним очень приятно общаться, он добрый, чуткий человек.
Во время подготовки работал над акцентом, чтобы был hard Russian speaking. Джон по всем предложениям шел навстречу, за что ему огромное спасибо. Он даже спросил, что в сценарии совсем не то, на мой взгляд. И я сказал, что у меня мама жила в то время, она филолог и может помочь с более точными репликами. Джон дал добро, так что моя мама тоже поучаствовала в создании картины. Часть фраз, которые она порекомендовала, остались в фильме.
Я тоже посмотрел итоговый вариант. Вижу много комментариев, что это клюква. Создатель игры Алексей Пажитнов и его деловой партнер Хэнк Роджерс сами понимают, что в фильме все сильно преувеличено и гиперболизировано, поэтому это называется «based on true story», здесь художественный вымысел допустим. Видно, что это проект с большим бюджетом, клевое продюсерское кино. Мне понравилось, как они сделали с уровнями Player 1, Player 2. И Тэрон великолепно сыграл. Я считаю, что там нет слабых актерских работ.
Софья Лебедева
Сыграла переводчицу Сашу
В июне 2020-го мне прислали четыре большие сцены для проб. У фильма тогда было рабочее название Falling Blocks. Еще нужно было снять себя в полный рост и на английском рассказать о себе, на всё три дня. Отправила, и через три недели мне говорит агент, что я понравилась режиссеру Джону С. Бейрду и продюсерам. Поставили парные пробы в зуме с Тэроном, и первое, что он мне сказал, — как ему понравились мои пробы.
Я уже тогда поняла, что проект про «Тетрис» и его создателя. И была очень воодушевлена этим, потому что «Тетрис» — моя любимая игра в раннем детстве. Считаю, что это абсолютно гениальная вещь, игра затрагивает наши лучшие стороны — желание строить, создавать, упорядочивать хаос.
Потом уже началась подготовка. У нас был коуч по диалектам, но он больше с Тэроном работал (Эджертон — валлийский актер, его герой Хэнк — американец. — Прим. ред.). У Саши, кстати, очень интересный английский с устаревшими выражениями, они добавляют юмора. Дальше у нас Тэроном был долгий период репетиций. Он человек с невероятным обаянием и сильной харизмой. На съемках Тэрон мало общался, был полностью сконцентрирован на персонаже и на материале — мне близко такое отношение к нашему делу. Сцену поцелуя тоже репетировали, чтобы всем было комфортно. Из-за накладных усов это, конечно, отдельный вид ощущений.
На съемках Джон лишь немного направлял, давал творческую свободу и сразу сказал, что верит в нас. Я приходила к нему в офис и показывала свои записи, презентовала видение роли. У меня очень светлые воспоминания о работе с ним. Он как отец был, поддерживал нас. Джон понимал, что я, Никита и Игорь находимся далеко от дома, что это стресс. Мы на съемках четыре месяца провели, даже Новый год встречали вместе с Никитой и Игорем, а на праздники поехали на озеро Лох-Несс.
Если говорить о съемочном процессе, то нам, конечно, еще расти и расти до такого уровня подготовки, масштаба, проработанности сценария, детализированности костюмов и так далее. Понятно, что при такой подготовке съемка идет как по маслу, нет никаких накладок. Там еще каждый отвечает за свой маленький сегмент, поэтому все работает как слаженный механизм. У нас один человек отвечает за много сегментов, поэтому происходят накладки. Еще важное для меня отличие: там производство стараются сделать более экологичным, используют минимальное количество пластика. Нам, например, подарили персональные термосы, в том числе чтобы соблюдать правила безопасности при ковиде. А в России постоянно используют пластиковые стаканчики.
Хочу сказать, что фильм получился созвучным самой игре. Почему «Тетрис» стал мировым бестселлером? Потому что он понятен всем, это такой культурный мостик. У нас на съемках тоже был международный состав. И несмотря на то, что мы из разных стран, с разным культурным бэкграундом, на площадке было ощущение сотворчества, единения. Ведь искусство объединяет людей.
Игорь Грабузов
Сыграл Валентина Трифонова из КГБ
Мне сначала предложили попробоваться на Алексея Пажитнова, но я понимал, что не очень подхожу. Я понравился Джону, и он попросил записать пробы на Николая Беликова (его в итоге сыграл Олег Штефанко; Беликов — гендиректор «Электроноргтехники», с которым ведут переговоры о покупке прав на «Тетрис». — Прим. ред.) и на Валентина Трифонова. В итоге он не смог выбрать и предложил мне самому решить, кого бы я хотел сыграть. Для меня выбор не стоял — плохиш, разумеется.
Злодея играть интереснее, у них обычно шире внутренний конфликт, чем у [положительных] героев, и они не зажаты в рамки морали. Воспринимаю своего героя как сатиру над коррумпированными и гнилыми чиновниками. Это такой герой, которого мы с детства видим по телевизору, сейчас гораздо чаще. Для меня эта роль — возможность высмеять таких персонажей. А как только что-то подвергается насмешке, оно перестает быть пугающим и, таким образом, теряет свою силу.
Был очень рад узнать, что в фильме снимаются Никита и Соня, мы с ними до этого работали. Там прекрасный интернациональный ансамбль: Энтони Бойл, Роджер Аллам и Тоби Джонс. С последним, к сожалению, у меня не было общих сцен, но мы зато мило побеседовали в перерывах. Благодаря режиссеру Джону С. Бейрду атмосфера на площадке была расслабленной и продуктивной, у него уникальный стилистический почерк. Джон давал свободу в работе над образом, что нечасто получается и в российских проектах. Еще мы обсуждали бытовые нюансы жизни в СССР. Например, Никита предложил, чтобы когда Хэнк, герой Тэрона, приходит домой к Алексею, тот снял обувь и надел тапочки. Команда сначала не очень понимала, зачем это надо, а для нас это узнаваемая деталь.
Некоторые критики и на Западе, и в России слишком уж серьезно воспринимают фильм. А это жанровое кино, фильм-игра, с верным балансом стилизации и клюквенности, которой тут в меру.
Автор: Лиза Кузнецова