На Netflix вышел ироничный боевик с корейской звездой Чон До-ён в роли киллерши, ведущей двойную жизнь. На работе героиня по заказу убивает людей, дома воспитывает дочь-подростка. Зимой фильм участвовал в программе Берлинского кинофестиваля.
Ксения Реутова
Кинокритик, ведущая подкаста «Покалигарим»
Мать-одиночка Киль Пок-сун (Чон До-ён) говорит всем вокруг, что работает в компании по организации праздников. В эту легенду верит и ее 15-летняя дочь. Однако в реальности слово «шоу», которое постоянно поминает героиня, не имеет никакого отношения к юбилеям или дням рождения. Это эвфемизм для заказного убийства. Пок-сун — лучшая сотрудница в элитной корпорации киллеров, возглавляемой ее учителем (Соль Гён-гу). По правилам фирмы убийство непременно должно быть эффектным — это позволяет корпорации держать марку.
Киль Пок-сун с обязанностями справляется настолько хорошо, что за время работы заслужила прозвище Килл Пок-сун (благо на корейском «Gil» и «Kill» звучат неразличимо). Она по-прежнему может с легкостью устроить «шоу» в центре города, оставшись незамеченной, но жить двойной жизнью ей становится все сложнее. Многие коллеги убеждены, что ее золотые годы давно позади. Пок-сун и сама часто задумывается об этом, а потому не спешит подписывать с фирмой новый контракт. Другая проблема — дочь-подросток, которая вдруг замкнулась в себе и отказывается разговаривать с матерью.
Автор сценария и режиссер Пён Сон-хён в одном из берлинских интервью признался, что картина родилась из его желания поработать с актрисой Чон До-ён — суперзвездой национального кино и первой кореянкой, удостоенной награды Каннского фестиваля за лучшую женскую роль (она получила ее в 2007 году за «Тайное сияние» Ли Чхан-дона). Об одержимости автора свидетельствует и первая сцена фильма. В ней Чон До-ён появляется в униформе, явно отсылающей к другому каннскому хиту с ее участием — «Служанке» Лим Сан-су.
Правда, в искусной сценарной конструкции, которую режиссер выстраивает вокруг своей главной звезды, нет ничего оригинального. Источники вдохновения и не скрываются. Образ опытной киллерши, у которой сложные отношения с боссом, взят из тарантиновского «Убить Билла», корпорация киллеров — из «Джона Уика». Отдельные сюжетные фрагменты также неожиданно роднят «Убить Пок-сун» со «Всё везде и сразу» — например, дочь героини отказывается от доверительного общения с мамой, потому что не хочет, чтобы та узнала о ее романе с одноклассницей.
Важную роль в драматургии, как это часто бывает в дальневосточном кино, играет еда. В тот момент, когда Пок-сун за семейным ужином перестает есть овощи и переходит на «вредные» продукты, становится понятно, что жизнь ее тоже начинает двигаться в другом направлении. На месте и привычный для корейцев социальный комментарий. Самый мерзкий персонаж фильма (пусть и пребывающий все время на третьем плане) — это вовсе не член корпорации, а чиновник, проплативший поступление сына в хороший вуз. За сюжетный экстрим отвечает инцестуальная линия с родной сестрой босса: она небезосновательно ревнует брата к Пок-сун и постоянно подстраивает героине все новые и новые козни.
За рамки рядовой продукции Netflix фильм выводят боевые сцены дивной красоты и потрясающей (хотя, может, и привычной для поклонников корейского кино) изобретательности. Банальный огнестрел тут почти не используется, зато в ход идут палочки для еды, пивные бутылки, раскаленные сковородки, самурайский меч, топорик из Walmart и даже обычный красный маркер. Хореография продумана настолько мастерски, что каждый эпизод хочется пересмотреть минимум дважды, а ключевая сцена, в которой Пок-сун продумывает варианты финального сражения, вероятно, снята в рапиде только для того, чтобы зритель точно не пропустил ни одной детали.
Сам режиссер Пён Сон-хён вместо топорика размахивает другим бронебойным оружием: — иронией. Здесь все как будто не всерьез, здесь много шутят, здесь даже история любви с первого взгляда подана так, что сначала возникает улыбка, а уже потом сопереживание персонажам. Юмор проникает и на языковой уровень, причем, чтобы его оценить, необязательно знать корейский: ближе к середине картины один из персонажей отправляется во Владивосток и устраивает бойню в заведении под названием «Ахерон» (да, это мифическая река в царстве Аида, но двусмысленность названия в контексте ленты очевидна). Другими словами, этот веселый фильм прекрасно перерабатывает собственную вторичность в аттракционы и, подобно центральному персонажу, излучает стопроцентную уверенность в своих профессиональных навыках и общей неотразимости.
Ирония слегка приглушается лишь в те моменты, когда речь заходит о совмещении работы и материнства. Чон До-ён отыгрывает эти сцены так же филигранно, как боевые. Именно благодаря ее актерскому таланту картина, задуманная, скорее, как обычное развлечение на один вечер, вдруг превращается в кино о трудностях женской «второй смены», в знакомое по «Всё везде и сразу» высказывание о том, что любая женщина, которая сумела построить дом, создать бизнес и поднять на ноги детей, — уже супергероиня. «Убивать людей намного проще, чем воспитывать ребенка», — вздыхает Пок-сун. И тут она, конечно, не шутит.