«Такого Шута, как у Горшка, у меня нет»: Евгений Ткачук — о «Короле и Шуте», мудростях Алексея Серебрякова и главаре-пони

Обсудить0

Евгению Ткачуку 38 лет, а в базе Кинопоиска у него уже 68 проектов — по два на каждый год с младенчества. Апогей трудолюбия — 2014-й, когда Ткачук дважды сыграл в экранизации «Бесов» Достоевского — в сериале Владимира Хотиненко и фильме Романа Шаляпина. Зрители обожают его за Мишку Япончика («Жизнь и приключения Мишки Япончика»), критики — за неистового бродягу Леху из «Зимнего пути». Все вместе — за самый колоритный тандем с Алексеем Серебряковым в роуд-муви «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».

В этом году парочка вновь сыграла вместе в хорроре «Бешенство», также у Ткачука вышли драма «Здоровый человек» и исторический триллер «Праведник». А еще именно Ткачук сыграл Шута в сериале «Король и Шут» — за тяжелым гримом актера почти не видно. В рубрике «Главный герой», где мы публикуем монологи ключевых лиц киноиндустрии, Ткачук рассказывает об антихайпе, отказе от насилия и том, за что на самом деле платят актерам.

Евгений Ткачук (1984) — российский актер театра и кино, режиссер, продюсер. Основатель первого в России конно-драматического театра «ВелесО». В 2007 году окончил РАТИ (курс Олега Кудряшова), работал в Московском ТЮЗе, Театре Наций. В этом же году дебютировал у Александра Сокурова в фильме «Александра». Известен по сериалам «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Бесы», «Тихий Дон», «Перевал Дятлова» и «Годунов». Среди его недавних киноработ — «Казнь», «Земун», «Мать моего сына», «Сказка для старых».

О Шуте в сериале и в жизни

У нас с Костей Плотниковым один персонаж. Мой Шут — это альтер эго Горшка, Михаила Горшенёва. В моем понимании он не столько злой, сколько корыстный. Шут вообще интересный персонаж. Что для него норма? И нужно ли ему знать ее рамки? И что делать с этими рамками, как их можно преломлять в нужном направлении? У Шута ведь обязательно есть своя цель и логика, для чего он все это делает. В нашем случае это не святая надобность скомороха — лечить людей своим юмором, открывать глаза. У нашего Шута, с одной стороны, цель более приземленная, а с другой — более современная, раскрытие потенциала, своего «я».

Самый большой стресс на съемках был, конечно, в сцене на баннере «Юбилейного» из первого эпизода, когда Горшок хотел покончить с собой. Мы на нее пять или шесть смен потратили под проливным дождем, и в какой-то момент это стало просто невыносимо. Постоянная баня с душем, потом опять баня, и ты все это снимаешь, надеваешь, сушишь, опять в воду. В какой-то момент уже непонятно было, где ты, а где вода, где костюм, где кто.

В моей жизни был эпизод, когда я, снявшись в «Бесах», прыгнул с моста в Москву-реку. Но этот прыжок не был связан с концепцией смерти. Наоборот, он был категорически завязан на стремлении к Богу, никакой речи о суициде не шло. Я очень люблю жизнь и верю в то, что, какие бы проблемы ни были, самое дорогое, что у тебя есть, — это ты и твоя жизнь, а все остальное — за рамками телесного. Как бы ты ни говорил — это мой, это вот все мое, мой театр, — жизнь идет отдельно, люди встречаются, расходятся. Но то, что ты должен хранить как совершенный подарок, — это жизнь. И играть с ней в какие-то такие игры — это неуважительно в первую очередь к Создателю. Для меня это был совсем другой поступок, без корыстных мыслей. Так что такого Шута, как у Горшка, у меня нет. Да и слава богу, скажу я вам, это же с ума можно сойти!

О группе «Король и Шут»

Не могу сказать, что был фанатом группы. Какие-то треки слышал, но погрузился в ее творчество только на съемках. Опять же не скажу, что стал фанатом, но я потрясен творческим путем ребят, их проникновением в душу русского человека, раскрытием этой души. Это очень сильно! Ну и конечно, сама персона Горшка: она и типична, и уникальна в отношении к жизни, смерти, творчеству, к тому, для кого и для чего это творчество. Эти философские вопросы я себе тоже частенько задаю. Начинаешь путаться, для чего нужен хайп. Начинаешь думать, что, может быть, интереснее путь антихайпа, когда вскрывается нечто настоящее, что просто ломает все законы купли-продажи. (Смеется.)

Даже то место, где мы сейчас разговариваем — мой конно-драматический театр «ВелесО», тоже идет по этому пути. Мы пока таких результатов, как «Король и Шут», не достигли, но двигаемся в этом направлении. (Смеется.) Я на съемках познакомился с братом Михаила, Алексеем Горшенёвым, он заинтересовался театром, и мы подумываем сделать постановку вместе. Ну а как, что еще артист несет домой? Только связи и новые проекты!

О конном театре

Идея у меня возникла еще в 2002 году. После первого года в институте я на каникулах поехал в Сызрань и там познакомился с конным тренером, который очень хотел сделать какой-нибудь спектакль с лошадьми. Мы с ним поставили спектакль «Во имя нее», и стало понятно, что найдена какая-то уникальная форма. Через год мы уже с моими однокурсниками поставили там второй спектакль — «Маленький принц». Потом после съемок в «Тихом Доне» мы с моим товарищем Даниилом Воробьевым перевезли коней на Дон и поставили там спектакль «Конь казаку всего дороже». А в 2016 году в Ленинградской области мы вместе с женой Мартой создали «ВелесО». Весь путь театра строился в основном на волонтерстве. Постоянной труппы у нас нет, финансирования стабильного — тоже. Мы живем на гранты и краудфандинг. Порой нам помогают частные инвесторы — безвозмездно, просто веря в наше дело.

В театре девять лошадей-артистов, и самый главный у них — Капучино, шетлендский пони. Он самый прыткий, хитрый, самый умный и самый стабильный. В общем, рулит тут сейчас. Мал, да удал, как говорится.

Вся система работы с лошадьми у нас строится на контакте через работу тела, чтобы его движения для коня стали командой. И так как зритель этого не знает, то для него возникает просто уникальный диалог тел, который человек-артист переводит словно иностранный язык. Но у меня не сразу это получилось. В какой-то момент я довел коней до того, что они на меня просто кидались! Потому что я требовал: «Мне нужна энергия от вас! Давайте! Мне нужна драка с конем!» Ну, и драка случилась: Гротеск, жеребец наш, уши заложил и просто кинулся. Я понял: нужен тренер-проводник, который поможет наладить работу со свободной лошадью. И мы нашли его буквально через дорогу — Инна Дитман и ее «Школа свободных лошадей». Мы с женой моей Мартой Игоревной когда увидели ее тонкий контакт с лошадьми, ее мягкую работу без дополнительных средств давления, то чуть не расплакались там на поле от того, как можно на гармонии работать. Инна 2,5 года занималась нашими конями и научила нас свободной работе с лошадьми. Все, что у нас сегодня получается, благодаря ей!

Наши спектакли — это сочетание драматургии, атмосферы, света или неожиданно начавшегося дождя: влияет все! Все они уличные, отсюда и репертуарно наш театр не шибко работает, потому что очень многое зависит от погоды, и выстраивать расписание на год вперед проблематично. Но в этом году мы планируем восстановить два наших известных спектакля. Это «Священный полет цветов» по поэме Александра Введенского, но уже с новым артистом. Не буду раскрывать все карты, но это запредельный, уникальный творец, уровень спектакля невероятно вырастет с его участием. И «Осторожно, Гулливер» — собственно, первый спектакль, которым мы и открыли «ВелесО». Это семейная история и тема, которая затрагивает отношение к окружающему миру, природе, экологии. Это тот вопрос, который сейчас, на самом деле, стоит острее всех остальных. Пока мир заигрался в политические игры, глобальное потепление уже идет, вечные льды уже перестали быть вечными. А мы все пиписьками меряемся. Да твою пипиську смоет сейчас — ничего, не страшно? Воды через пять лет не будет хватать на всех на Земле — это вас не волнует?

О животных в кино

После того как появился театр, работа в кино с лошадьми и с животными вообще для меня стала совсем другой. Я стал более привередлив к таким сценам, готовлю их больше, понимаю: для животных это стресс, и с ним надо не бороться, а работать. И на это нужно время. Мы не можем заставить коня прийти и в первые пять минут сделать все, что он умеет. Должен быть момент подстройки к пространству, когда ему нужно постоять, обнюхаться, выдохнуть, успокоиться, поесть, покакать, и тогда можно что-то начинать просить. Более того, для некоторых коней важно прийти на площадку вдвоем, чтобы тот, который в кадре, не переживал, что он один. Тут нужно больше времени, чем то, которое выделяют на площадках.

О работе и мудростях Алексея Серебрякова

Не то чтобы меня только такие дикие персонажи интересуют. Я бы с удовольствием снялся в сказке, но пока только сказки для взрослых получаются, или для старых, или для странных. Мне ужасно хотелось в «Коньке-горбунке» принять участие, и я очень опечален, что не получилось из-за рабочего графика. Так что присылайте мне сказки! Но, видимо, режиссеры во мне видят что-то другое. (Смеется.) А я что? Я пришел, сыграл — и свободен. Раньше немного по-другому к этому относился: успевал еще и переписывать роли, составлять планы — откуда, куда, зачем. Находил ошибки в сценариях, говорил: «Давайте все поменяем, иначе не складывается роль-то». Тратил на это кучу времени. Но зачастую все это ни к чему не приводило, и я немножко устал от того, что делаю ненужную работу. И как-то стал больше доверять режиссерам.

Алексей Серебряков мне однажды гениально ответил. Я его спросил: «Почему вы, Алексей, всегда такой смурной на площадке?» Он на меня так посмотрел и сказал: «А ты знаешь, за что нам, Жень, платят с тобой в кино?» — «Ну как? За актерскую профессию, за какие-то умения». — «Нет! Нам в кино платят за терпение. Вот мы терпим, сидим, пока они снимают свое кино, а потом еще нам порой стыдно бывает, но мы все равно терпим. Вот за терпение нам, собственно, хлеб и дают». И я понял в какой-то момент, что терпения у меня хватает, и как-то все как по маслу пошло. (Смеется.)

Серебряков вообще удивительный профессионал. Всегда видно, когда ему нравится проект, а когда действительно терпежу не хватает уже. Когда он в потоке творчества, то способен делать какие-то феноменальные вещи: и перевоплощения, и очень интересные ходы актерские, и режиссерские даже. Потому что у него уже такой опыт, что он драматургию начинает внутри кадра выстраивать, помимо режиссера.

О режиссуре и Данииле Воробьеве

Я подумываю о том, чтобы снять свое кино, но тут должно так все сойтись, что… Режиссура — это такая профессия, для которой, мне кажется, надо созреть. Должен быть проект, который я не смогу не сделать, иначе браться нет смысла. Есть сценарий, который мы вместе с коллегой Даниилом Воробьевым написали, — триптих о душе человека в современном обществе, но это 10 лет назад было, мы с ним носились и так и не нашли денег, и он уже немного потерял актуальность. Но, думаю, как придет пора, мы все сделаем.

Даню я очень люблю и уважаю как творца. Наш тандем возник на мини-сериале «Заградотряд», где мы с ним за последние съемочные дни еще и умудрились снять короткий метр «Молитва». Двухминутная музыкальная история, которая имела какой-то ошеломительный успех на фестивалях. И после этого мы поняли, что одинаково относимся к творчеству и что надо продолжать работать вместе. Написали сценарий, потом был спектакль «Конь казаку всего дороже», а из последних проектов — «Повелитель ветра» с Федором Бондарчуком, где мы играем вместе. Очень хочу его и в свой театр заманить, но это небыстрый путь: чтобы научиться свободно дышать с конем, нужна практика, и у каждого человека она занимает свое время, тут нельзя торопиться и суетиться.

Что Евгений Ткачук смотрит и вам советует


«Плюмбум, или Опасная игра»

Посмотрел его недавно — очень понравился! Он невероятно созвучен нашим дням, когда люди совершают какие-то поступки, а голова еще не готова понять, что за ними последует. Очень сильное кино.

«Пацаны»

Это фильм Динары Асановой 1983 года, и я от него под огромным впечатлением, как и вообще от советского кино. Последнее время у меня такие фильмы вызывают полное счастье — настолько они просто и человечно сняты.

«Бесконечность»

Тоже одно из моих кинопотрясений. Это уникальная картина. Там в каждом кадре есть ощущение бесконечности перетекания времени. Я очень люблю в кино то, когда ты не спешишь понять, чем все закончится, а пребываешь в состоянии, которое оно транслирует.

«Сказка для старых»

Я рекомендую всем смотреть фильмы Романа Михайлова и узнавать этого уникального режиссера. Сейчас вышли две его картины: «Сказка для старых» и «Снег, сестра и росомаха». Скоро выйдет третья, он доснимает четвертую и приступает к пятой. (Смеется.) В общем, его прорвало, он ухватился за свою синюю птицу и на огромных оборотах ведет свою линию независимого кино. Когда мы только начинали снимать «Сказку для старых», было непонятно, во что это выльется. И я потрясен результатом, глубиной фильма и выразительной операторской работой Алексея Родионова.

«Молодой Папа»

Соррентино меня влюбил в себя тем, как изысканно подал тему веры. Как бы ультрамодно и остро ни были сняты оба сезона, они пропитаны настоящей верой, и, несмотря на всю помпезность антуража, мы это видим благодаря одному человеку. Это очень круто! Джуд Лоу — потрясающий актер.


Интервью: Ольга Белик

Фото: Виктор Юльев для Кинопоиска

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

4 марта 202339
17 октября 20223
12 января 20235
22 февраля 20239

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
51 минуту назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации