Споры об итогах премии «Оскар» продолжаются до сих пор. Правда, дискуссия идет, скорее, вокруг главной номинации, а мы же решили вернуться к категории «Лучшие визуальные эффекты». Понятно, что «Путь воды» стоит на голову выше конкурентов: для сиквела, который готовили 13 лет, придумали новую технологию захвата движения под водой. Это уникальный по масштабу графики проект, не оставивший шансов остальным. И все же, не будь «Аватара», кому бы досталась статуэтка? Мы спросили об этом Дмитрия Токоякова.
Дмитрий Токояков
VFX-продюсер Плюс Студии и член Американской киноакадемии
Дмитрий — один из ведущих специалистов по визуальным эффектам в России. Начинал работать над компьютерной графикой в 1993 году. Руководил созданием визуальных эффектов для более чем 70 фильмов и сериалов. В его фильмографии есть проекты «Особо опасен», «Черная молния», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Метро», «Легенда № 17» и «Вторжение». Создал студию визуальных эффектов Bazelevs VFX в холдинге Тимура Бекмамбетова. С 2013 года возглавлял студию Green Light, она была единственной командой из России, работавшей над фильмом «Выживший». В 2020 году стал членом Американской киноакадемии, присуждающей «Оскар». В 2022 году возглавил направление VFX в команде Плюс Студии, создающей оригинальные проекты Кинопоиска.
Готэм — элемент мира, за которым пристально следит армия фанатов, не прощающая легкомысленности. Над графикой в фильме Мэтта Ривза работала команда визуальных эффектов под руководством Дэна Леммона. Для съемок сцен с высотной панорамой города использовали технологию The Volume. Хромакей бы здесь не сработал, так как главные герои в полностью черных костюмах, в кадре дождь и много отражений на зданиях. Хромакей бы отражался повсюду, и каждый такой кадр пришлось бы редактировать практически вручную, чтобы прорисовать город (а это ювелирно сложно).
Здесь можно посмотреть, как создавали павильон The Volume и как в нем снимали панорамы Готэма
Экшен-сцены снимали при помощи каскадеров и физических спецэффектов, а далее дорабатывали благодаря визуальным, чтобы создать ощущение максимальной опасности и драйва. Часть взрывов и разрушений были настоящими, но практически везде их усилили графикой.
Что еще дополняли с помощью графики?
Сам Готэм
Столицу преступного мира создали из фрагментов реальных городов. Съемки проходили в Лондоне, Ливерпуле, Чикаго, а также на Манхэттене и в Бруклине. На основе этих материалов сделали набор фонов Готэма для виртуального продакшена — системы The Volume (павильона, чьи стены состоят из светодиодных экранов, на которые можно вывести изображения). Внутри павильона построили декорации крыш. На их мокрых от дождя поверхностях и черных костюмах героев красиво и реалистично отражались изображения с экрана.
Плащ Бэтмена
Да, мы не ошиблись, плащ тоже создавали при помощи графики. Сделанный из тяжелого материала, в реальности он не мог бы красиво развеваться на ветру и при движении героя.
Экшен и пролеты Темного рыцаря
Длинный пролет Бэтмена в плаще полностью создан при помощью визуальных эффектов, за исключением лица актера (его снимали отдельно и потом интегрировали в компьютерное изображение). Еще в экшен-сценах использовали цифровых дублеров. Как это работает: мы крупно видим лицо актера, далее происходит сильный удар, герой отлетает и со страшной силой ударяется, а потом мы снова видим крупным планом, как он морщится от боли, но продолжает бой. Такие кадры снимают одной камерой, чтобы усилить ощущение реальности. На самом деле, мы видим актера только в начале и конце кадра, а все остальное время — цифрового анимированного персонажа, сделанного по параметрам актера. В кадре подмена происходит незаметно, и только специалист может по косвенным признакам понять, что живой человек никогда бы не смог такое исполнить.
Машины и дождь
В погоне бэтмобиля использовали 3D-машины, например грузовики, которые переворачиваются и с которых летит груз. Это добавило зрелищности и опасности трюкам, при этом камера могла активно перемещаться вокруг сцены (с реальными машинами это было бы практически невозможно). Еще дождь в кадре виртуальный, так как настоящий бы моментально заливал объектив камеры. Любопытный нюанс: для создания красивых искажений света на линзе в нескольких реальных кадрах использовали старый трюк. На стекло перед объективом нанесли гель, имитирующий капли воды. Но затем VFX-команде пришлось с большим трудом имитировать этот эффект для цифровой камеры (как это делали, можно посмотреть на видео ниже, таймкод: 42:37).
Исторические военные фильмы — классический пример проекта с «невидимой» графикой. При просмотре у зрителя не должно возникать ощущения, что в картине использованы визуальные эффекты, все должно выглядеть реалистично. Такая работа требует даже более высокого мастерства, чем для фильмов о супергероях.
На видео можно посмотреть кадры до и после применения компьютерной графики. Например, как добавляли туман, тела убитых, гробы и 3D-анимацию (танки), изменяли фон
Что дополняли с помощью графики?
Поля сражений
В исторических фильмах востребована художественная технология set extension. Например, в кадре есть крепость. Построить полномасштабную декорацию долго, дорого, и вдобавок нужна большая площадь земли. Скорее всего, сцену снимут у определенной башни, а остальная часть декорации будет видна только эпизодически. Поэтому выгоднее построить лишь нужную башню и прилегающую к ней часть стены, а остальное добавить при помощи визуальных эффектов. С этим и справляется set extension. В фильме Netflix технологию применяли для расширения поля боя. Территорию старого аэродрома команда превратила в поле боя размером в три футбольных поля. Затем отснятый материал дополняли уходящими вдаль воронками, траншеями, сгоревшими деревьями и клубами дыма и тумана.
Дым и туман
К слову, они в фильме тоже виртуальные. Потому что сделать задымление в большой батальной сцене — самая непредсказуемая и неконтролируемая задача. Можно расставить сотни пиротехников с дымовыми шашками и дым-машинами, они потратят полчаса на создание нужной картинки, а затем из-за порыва ветра все исчезнет за минуту. Реальный дым используют только на ближнем плане, чтобы актеры и декорация могли взаимодействовать с ним. Остальное — дело рук VFX-департамента.
Детали: пули, крысы, кровь
В подобного типа фильмах многое доделывается на этапе добавления графики. Например, с помощью визуальных эффектов добавляли попадания от пуль, взрывы, разлетающиеся обломки, брызгающую кровь. Даже часть трупов, оставшихся на поле боя, добавили уже после съемок. А еще крыс.
Снег
Мало кто сумеет догадаться, но сцена с похищением яиц на ферме тоже содержит графику. Ее съемки начались утром, когда падал пушистый снег. Режиссеру и оператору понравилось это состояние природы, но к обеду вышло солнце и все растаяло. В результате команде по визуальным эффектам пришлось добавлять падающий и лежащий на земле снег во всей сцене, чтобы сохранить эту атмосферу.
Как и полагается проектам Marvel, мир в фильме создан преимущественно трудом ведущих VFX-команд. Аналогично главному фавориту в этой номинации, центральной темой Ваканды стала вода, с ней связано около 60% сцен. Она встречается в самых разных формах: в виде рек, страшных волн и гидробомб.
А вот тут можно рассмотреть этапы работы над визуальными эффектами
Пейзажи Ваканды, почти все здания и сооружения, а также защитный купол тоже создавали при помощи визуальных эффектов. Для большинства экшен-сцен построили декорации с хромакейным фоном, которые дополняли уже при помощи технологию set extension.
Традиционно для фильмов Marvel в «Ваканде» использовали цифровых дублеров. Это анимированные модели актеров, которые делают все безумные прыжки, полеты и трюки в VFX-программах.
Что дополняли с помощью графики?
Вариации воды
Тут супервайзер визуальных эффектов рассказывает, как снимали сцены под водой
А здесь видны кадры до/после применения визуальных эффектов
В отличие от второго «Аватара», на съемках водных сцен в «Ваканде» использовали большое количество физических спецэффектов. Огромный водосброс (объемом почти в 2 млн литров!) моментально заливал сцену мощными потоками воды. Для сравнения: бассейн для подводных съемок «Аватара» глубиной 36 метров был объемом около 1 млн литров. Команда «Черной Пантеры» пошла на риски: сила такого удара способна уничтожить всю съемочную площадку, если не соблюдать правила безопасности. Тем не менее большое количество воды создавали средствами визуальных эффектов, потому что настоящая вода не всегда дает нужный режиссеру кадр и количество дублей в этом случае ограничено. Ведь декорацию нужно восстановить и высушить, а в водосброс залить новые миллионы литров. Например, поверх реальной воды добавляли более заметную пену. Еще многие из разрушаемых и сметаемых водой объектов были виртуальными.
Разбитые стекла
Сцена с королевой Рамондой
В сиквеле встречается прием старой школы — макеты. Например, в сцене с королевой Рамондой, где разбиваются стеклянные стены, построили макет декорации в масштабе 1/3, на который обрушивался поток воды. При этом сцена с актрисой снималась в полномасштабной декорации, в которой ради безопасности отсутствовали стекла — их добавили средствами CG.
Экшен-сцена с вертолетом и кораблем
Здесь виден процесс ее создания
Многие общие планы были полностью созданы мастерами визуальных эффектов. Самые эффектные кадры экшен-сцен также были полностью цифровыми, например сцена падения вертолета и сцена атаки на корабль.
Скалы и водопады
Тут можно разглядеть, какими были эти кадры до и после графики
Сцена у водопада на общих планах была цифровой, а на средних планах актеры стояли на камнях в хромакейной декорации. Далее вокруг были добавлены цифровые скалы и водопад. Само собой, прилетающий корабль был нарисован, а в декорации был построен только трап, по которому спускался актер.
Перегрузки в 8G, высший пилотаж, никакой графики и Том Круз в кресле пилота. Наследие хита 1980-х казалось несовместимым с визуальными эффектами, созданными людьми в удобных креслах. Перед супервайзером Райаном Тадхоупом стояла непростая задача: как использовать графику, не разрушив репутацию фильма, где все делается по-настоящему (с каким трудом снимали сиквел, можно посмотреть тут). В фильме много «невидимой» визуальной графики, чтобы зритель ничего не заподозрил. Само собой, большинство взрывов, разрушений и летящих ракет виртуальные.
Здесь можно посмотреть, как команда готовилась к полетам и проводила их. А еще как готовились к съемкам под водой. В некоторых роликах можно настроить субтитры с автоматическим переводом на русский язык.
При этом часть сцен невозможно было снять вживую. Например, экспериментальный самолет Darkstar вообще не существует, а Grumman F-14 был снят с вооружения еще в 2006 году. К тому же многие трюки слишком опасны для выполнения (даже для Тома Круза), поэтому никто бы не решился рисковать жизнями пилотов и самолетами, стоимость которых в несколько раз больше бюджета сиквела.
В итоге фильм содержит порядка 2400 кадров с визуальными эффектами, что по объему сопоставимо с проектами Marvel. Но часть сцен все-таки отсняли с актерами в истребителях, летящих на огромной скорости и с большими перегрузками (это видно по их лицам). Только самолеты чаще всего заменяли при помощи графики, так как для съемок использовали совсем другие модели.
Что дополняли с помощью графики?
Фоны во время полетов
Фильм открывает сцена испытаний экспериментального самолета Darkstar. Его дизайн создан специально для фильма при участии компании Lockheed Martin, производителя самолета SR-71, прототипа Darkstar. Для крупных планов построили декорацию кабины и поместили ее на гимбл. Фоны во время полета делали на основе материала, отснятого из кабины настоящего истребителя F/A-18. Внимание к деталям чувствуется при появлении потока плазмы, который можно заметить на носу самолета, летящего на огромной скорости.
Детализация истребителей
Актеры переносили реальные перегрузки в кабинах самолетов, не забывая играть и произносить реплики. В кабине истребителя никак не установить обычную камеру формата IMAX с объективом. Поэтому для «Мэверика» разработали уникальную систему, состоящую из шести камер (на это ушел год). Такое количество оптики потребовалось, чтобы отснять как можно больше полезного материала за один сложный и дорогостоящий вылет боевого самолета.
Суммарно в воздухе отсняли более 800 часов материала, но лишь небольшая часть попала в двухчасовой фильм. Актеры сами запускали камеры, режиссер и оператор даже не имели возможности смотреть материал в реальном времени. Часть сцен снимали в кабине тренировочного самолета Aero L-39, окрашенного в серый цвет. На этапе добавления VFX внешнюю часть самолета заменяли на F/A-18, при этом создатели не забыли даже о характерном узоре из микротрещин, появляющихся на остеклении кабины в лучах солнца. Для сцен в настоящих F/A-18 при помощи графики добавили ракеты на крыльях, так как по правилам безопасности нельзя снимать самолет с полным вооружением.
Разрушения и взрывы
Для финальной сцены с пролетом через ущелье на огромной скорости и бомбардировкой использовали 3D-фоны. Правда, актеров снимали в кабинах самолетов, а часть кадров с пролетами в скалистой местности была настоящей. Все разрушения на взлетной полосе созданы в 3D с помощью компьютерной графики. Сцена боя между F-14 и истребителями пятого поколения практически целиком создана при помощи визуальных эффектов, за исключением актеров в кабине и части фонов. Детализация 3D-самолетов была просто фанатичной — от динамического изменения света на фюзеляже до малейших заклепок и царапин на обшивке. Это особенно заметно на крупных планах в кинозале IMAX.
And Oscar goes to…
«Аватар» — безусловный лидер-тяжеловес, учитывая 13 лет работы и невероятный объем визуальных эффектов. Но в случае его отсутствия, скорее всего, статуэтка досталась бы «Ваканде навеки». В фильме объем и сложность художественных, технических и креативных решений превосходит то, что есть у номинантов. И награждение «Ваканды» стало бы еще одним поводом обсудить условия работы VFX-команд в проектах Marvel: студии уже предъявляли претензии на этот счет.