Первые впечатления от Diablo 4: злое возвращение классики в новых доспехах

Обсудить0

6 июня 2023 года выходит новая часть знаменитой видеоигровой франшизы про войну Ада и Небес в выдуманном фэнтези-мире. А недавно завершился закрытый бета-тест для тех, кто предзаказал Diablo 4. В его рамках разработчики позволили оценить первый акт истории и трех из пяти доступных персонажей. Кинопоиск рассказывает, какой вышла игра, если оценивать ее по предварительной версии.

Влияние Diablo на индустрию трудно переоценить. Изначально рядовая ролевая игра девяностых, в ходе разработки она мутировала в совершенно новый жанр action RPG, который усилиями самой Diablo получил в народе название «диаблоидов». Для индустрии видеоигр каждая часть этой серии была событием наравне с релизом новых «Звездных войн». И каждая из Diablo проходила через производственный ад. Эта судьба не обошла и четвертую часть, которую фанаты ждут уже более 10 лет.

Разработка проекта постоянно перезапускалась, а команда и особенно ее главы менялись. Все это накладывалось на печальную ситуацию издателя игры Activision Blizzard. Компания регулярно проходила через PR-скандалы, где самыми невинными прегрешениями оказывались низкокачественные релизы; среди жестких ситуаций — череда сексуальных домогательств и даже доведение сотрудников до суицида.

В общем, дела у Activision Blizzard и самой Diablo шли неважно. А тем временем подражатели и конкуренты (Path of Exile, Grim Dawn) давно догнали и перегнали легендарную игру. Такие фишки франшизы, как процедурная генерация и «разноцветное» снаряжение (редкие-эпические-легендарные предметы), стали повсеместными среди видеоигр любых жанров — от ролевых игр до шутеров. Серия перестала быть новатором и сильно отстала от трендов action RPG и мультиплеерных проектов.

В такой атмосфере даже самые верные фанаты Diablo теряли веру, что из четвертой части выйдет что-то путное. Индустрия редко помнит примеры, когда затяжная разработка с таким шлейфом проблем заканчивалась в результате хорошей видеоигрой. И именно поэтому бета Diablo 4 удивляет настолько сильно: кажется, чудо действительно произошло.

Что такое Diablo и какими были прошлые части?

  • Diablo — это серия видеоигр, где вы кликаете по врагам, пока они не умрут. Чтобы кликать быстрее и эффективнее, вы подбираете своему персонажу хорошее снаряжение, зелья, активные и пассивные способности.
  • Родоначальница всей серии, первая Diablo (1996), сейчас покажется максимально примитивной игрой. Три героя (воин, лучница и маг) спускаются в подземелья, чтобы сразить повелителя ужаса Диабло, одного из семи высших зол Преисподней. Мешают им всевозможная нежить, монстры, черти и демоны.
  • Для своего времени Diablo была инновационной благодаря двум идеям: бои в реальном времени (вместо модной тогда системы разделения на ходы) и простота восприятия (в особенности интерфейса). Вот тебе меч — ударь им скелет и забери его золото.
  • Настоящим хитом оказалась Diablo 2 (2000). Она оказала огромное влияние на видеоигры в принципе и закрепила основные правила гейм-дизайна последователей-«диаблоидов». А еще у игры было одно из лучших дополнений в истории видеоигр, Lord of Destruction (2001), и один из лучших ремейков в индустрии — Diablo 2 Resurrected (2021).
  • Diablo 3 (2012) тоже оказалась успешной — как по продажам (10 миллионов копий на старте), так и по реакции сообщества. Однако в истории она осталась самой спорной частью серии. Ее ругали за множество багов, спорные идеи вроде игрового аукциона за настоящие деньги, смену стиля на более яркие цвета. Ситуацию исправили многочисленные патчи и дополнение Reaper of Souls (2014).

Как выглядит бета Diablo 4?

В закрытой бете Diablo 4 был доступен первый акт сюжета и три персонажа из обещанных пяти: Волшебник, Варвар и Разбойник. Все персонажи ограничены 25-м уровнем развития, а территория для исследования — северным регионом большого открытого мира. Мы провели в ней более 10 часов, прошли всю доступную сюжетную кампанию, поиграли за все три класса, из которых довели до 25-го уровня Волшебника.

Персонажи

Начинается игра с создания персонажа. Выбор выглядит в духе Diablo 2: все потенциальные спасители мира собрались у костра, где ждут вашего решения. А вот дальше начинаются новшества. Впервые в серии есть полноценное окно кастомизации c полноценной настройкой выбранного героя под себя: пол, прическа, лицо, цвет кожи, татуировки и аксессуары. До этого можно было лишь выбрать пол, и то только в Diablo 3. Редактор внешности небогат на возможности в сравнении с другими современными ААА-проектами, но все же позволяет создать свой уникальный образ.

Всего классов должно быть пять: Волшебник, Варвар, Разбойник, Некромант и Друид. В бете доступны первые три, особенно выделяются из них Волшебник и Варвар. Оба — постоянные персонажи серии начиная с Diablo 2; в четвертой части получили свою лучшую версию.

Маг активно орудует стихиями (молния, лед, огонь) и, пожалуй, даже слишком крут: мощь его заклятий позволяет со старта играть на повышенной сложности без всяких проблем. Варвару же поначалу не хватает скорости и контроля над врагами, но и он с прогрессом разгоняется и становится веселым мясным миксером: бегай, крутись, нарезай демонов в фарш. Он получился абсурдно гиперболизированным: носит сразу четыре вида оружия (два одноручных и два двуручных), которые постоянно меняет в зависимости от ситуации. От его ударов трясется земля, а враги разлетаются, словно все происходящее — очередной мультик про богатырей или экранизация комиксов про Халка.

А вот Разбойник пока вызывает скуку. Это что-то среднее между самыми классическими бандитом с двумя ножами и стрелком, без какой-то фишки. Во второй части у героя-ловкача Амазонки был необычный стиль боевой греческой женщины, а в третьей — охотник на демонов с магическими способностями и ненавистью к силам зла в качестве ресурса для заклинаний. На их фоне обычный авантюрист с большой дороги смотрится блекло, да и в целом он более гиковский: его надо настраивать под себя и тонко выбирать активные и пассивные способности, тогда как Волшебник с Варваром просто позволяют веселиться от эффектной магии и супергеройских ударов гиперболизированной мощи. Что крутого в арбалетном болте, когда можно голым кулаком ломать стены?

Сюжет и мир

В первые полчаса Diablo 4 немного буксует: вас водят за ручку по диалогам и кат-сценам, повторяя ошибки третьей части. Никаких подземелий, крутого лута и толп монстров, пока вы не проглотите всю экспозицию, базовое управление и важные для сюжета ролики. И лишь когда ваш последний попутчик отправляется по делам, выдав список важных дел, Diablo IV (а точнее ее бета-версия) начинается по-настоящему.

Бета великолепно держит баланс между классикой и инновациями. Начнем с последних: четвертая часть — частично MMO-игра в духе Destiny. У всех персонажей есть один заранее созданный большой мир вместо случайно сгенерированных локаций, как это было в предыдущих Diablo. Помимо вас по округе бегают живые игроки и делают свои дела. Сокровища и цели для всех уникальные, у вас никто ничего не заберет и опыт игры не испортит. А вот монстры и случайные события (например, атака на караван торговцев) для всех одинаковые, что порождает интересные, нетипичные для Diablo 4 истории.

Вот вы идете по заданию в заброшенный храм, а на дороге встречаете Варвара, дерущегося с огромным демоном. Выручили его — получили уникальную награду за убийство босса вместе со случайным попутчиком. В такие мероприятия стоит активно вписываться, потому как за это дают опыт, редкую экипировку и особые бонусы вроде специальной валюты и достижений.

Одна из удачных находок Diablo 4: навыки можно откатить за деньги, все сразу или по отдельности. Это позволяет смело экспериментировать с наборами способностей и подстраивать навыки под себя в зависимости от ситуации и экипировки.
У сюжетных локаций появился специальный режим камеры, в котором можно осмотреть очередное логово зла во всей красе.

Это один из примеров механик Diablo 4, направленных на «увеселение гринда». Как ни крутись, но закликивание врагов быстро наскучит без правильного подхода. К счастью, «правильных» механик в четвертой части навалом: несюжетные подземелья, полноценные второстепенные задания с небольшими историями, мировые события, алтари и захваченные демонами населенные пункты, которые надо отвоевывать обратно.

В общем, в классическую формулу Diablo очень удачно вплетены идеи модного в последние годы жанра игр в открытом мире (Assassin’s Creed, Horizon, The Witcher 3). Но все эти сторонние активности не надоедают. Во-первых, они очень быстрые и не тратят ваше время попусту. Во-вторых, за них дают достойную награду, и они в целом интересны сами по себе. Например, в каждой порабощенной деревне есть свой особый финальный босс, а после освобождения аванпост превратится в городок с торговцами и, возможно, новыми дополнительными поручениями. А зачистка карты дает перманентные бонусы персонажу.

На неполное исследование карты ушло около шести-восьми часов. И это лишь часть огромного открытого мира Diablo 4, полное изображение которого не помещается на экране.

Сюжетная кампания теперь нелинейная: у вас есть список основных задач, которые вы выполняете в разных зонах в произвольном порядке. Увы, в бете доступен был лишь один сюжет с религиозным орденом крестоносцев и северными краями людей, по культуре и акценту похожими на восточных славян. Но на релизе, судя по превью и списку заданий, вы со старта можете плюнуть на ледяной край и пойти, скажем, в пустыню. Весь мир подстраивается под вас с помощью системы автобаланса уровня монстров под вас: везде враги будут терпимого уровня силы, кроме особых зон с фиксированной сложностью.

История подается как в дорогих эксклюзивах Sony, а не редкими видеовставками и немногословными диалогами, как это было в предыдущих частях. Почти все ролики сделаны на движке игры, и во многих ваш герой принимает полноценное участие. При этом они не выглядят дешево, как это обычно бывает во всех больших играх-мультиплатформах с открытым миром (Saints Row, Far Cry, Assassin's Creed). У Activision Blizzard удалось добиться беспрецедентного для жанра «диаблоидов» уровня графики: на ультранастройках картинки можно разглядеть даже такие мелочи, как поры на коже, нитки в одежде и царапины на лезвиях топора.

Как в старые злые

И это далеко не все примеры осовременивания классической формулы Diablo 4. Но не стоит бояться, что игра стала очередной модной мультиплеерной и «потеряла душу». Все нововведения вплетены в старую формулу, и суть Diablo осталась той же, что и 20 лет назад: кликай на врагов, собирай золото, качай героя. Просто благодаря опыту современных игр, наработкам конкурентов по жанру и современным технологиям процесс удалось заметно облагородить. Да так, что после десятка часов игры в Diablo 4 даже легендарная вторая часть ощущается откровенно скучной.

Diablo 4 в целом собрала все лучшие идеи жанра. Открытый мир в духе первой Sacred. Панель из шести навыков из Diablo 3, которые приходится активно применять для выживания. Возросшая динамика боев и «счетчик славы» из Torchlight. MMO-элементы и множество элементов сверхпрогрессии из Path of Exile.

Не обошлась Diablo 4 и без трансмогрификации — фишки почти всех игр Blizzard с World of Warcraft: Cataclysm. Вы можете свободно менять внешний вид своих предметов с помощью иллюзии.

Самое заметное изменение в угоду классике — возросшая мрачность игры. После очень усредненного и безопасного фэнтези прошлой части Diablo 4 воспринимается как премиум-сериал от HBO. Кровь и жестокость, тусклые и темные цвета, а также темы, которые даже для раскованных видеоигр ощущаются перегибом. Одна из кат-сцен посвящена тому, как безумная толпа фанатиков с радостными лицами и безумными глазами забивает насмерть священника. Каннибалы, религиозные фанатики, бандиты, насильники — обычное дело в этом откровенно прогнившем мире. Diablo 4 не боится откровенной жести и даже детских смертей — им посвящены как записки для антуража, так и некоторые дополнительные квесты. В общем, речь о возвращении серии к мраку не пустой PR-ход. Это, кажется, самая злая, жестокая и чернушная игра в серии.

При этом она не уродливая и не отталкивающая, а находится на грани между беспросветной безысходностью и эстетическим триумфом. В игре прекрасно передан стиль мрачной готики: люди грязные и ничтожные, но окружают их невозможной красоты католические соборы, стометровые статуи и титанические крепости. Видимо, сказалось влияние одного из первых прототипов, который тестеры называли «клоном Dark Souls». Серия экшенов японской студии From Software совершенно очевидно повлияла на очень многое в Diablo 4 — от визуальной части до подхода к гейм-дизайну боссов.

Впервые за долгие годы в игре Activision Blizzard ощущается магия «той самой студии»: разработчики взяли чужие идеи, переработали под свой стиль и добавили пару своих наработок. Получается превосходно, в духе золотой классики студии. Однако стоит помнить, что это впечатления от бета-версии и на релизе все может сломаться.

В плане оптимизации игра показывает себя очень хорошо и не тормозит даже в схватках с огромными толпами демонов и в богатых на объекты и декор комнатах. Единственное, что смущало с технической точки зрения, — онлайн-составляющая. Как только Diablo 4 нужно было синхронизировать персонажа с другими игроками или подгрузить новую зону, она начинала сильно тормозить или вовсе замирала на одну-две секунды. Когда же персонаж оставался один в каком-нибудь закрытом от случайных онлайн-попутчиков подземелье, то все работало идеально.

Вердикт

Не стоит обманываться: подвох все еще стоит ждать. Activision Blizzard — это студия, которая находится в сложной ситуации после череды провалов и скандалов. Diablo 4 чуть ли не последняя их надежда на искупление в глазах фанатов и, кажется, единственная франшиза, от которой ждут что-то хорошее. Сама игра, несмотря на очень позитивные впечатления после беты, может оказаться провалом на долгой дистанции: по предварительной версии, невозможно оценить то, как четвертая часть покажет себя при многократных перепрохождениях и открытии дополнительного контента.

Будет ли работать новая идея с огромным открытым миром вне одной срежиссированной зоны? Интересно ли участвовать во всех мировых событиях? Насколько весело будет качать дополнительных персонажей и жить в игре? Хватит ли запала на многолетнюю поддержку и будет ли она качественной? От ответа на эти вопросы зависит успех Diablo 4. Потому что ей недостаточно быть хорошим блокбастером на одно прохождение: это та игра, в которой игроки должны тратить десятки, сотни и тысячи часов. Многие гиганты индустрии регулярно проваливаются в попытках создать свой лайф-сервис, так какие шансы у издателя, у которого в полном раздрае находится практически вся его деятельность? Однако бета пока что внушает лишь оптимизм, так что стоит верить в лучшее.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

17 марта 202319
22 марта 202313
21 марта 202314
21 марта 20230

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации