6 июня 2023 года выходит новая часть знаменитой видеоигровой франшизы про войну Ада и Небес в выдуманном фэнтези-мире. А недавно завершился закрытый бета-тест для тех, кто предзаказал Diablo 4. В его рамках разработчики позволили оценить первый акт истории и трех из пяти доступных персонажей. Кинопоиск рассказывает, какой вышла игра, если оценивать ее по предварительной версии.
Влияние Diablo на индустрию трудно переоценить. Изначально рядовая ролевая игра девяностых, в ходе разработки она мутировала в совершенно новый жанр action RPG, который усилиями самой Diablo получил в народе название «диаблоидов». Для индустрии видеоигр каждая часть этой серии была событием наравне с релизом новых «Звездных войн». И каждая из Diablo проходила через производственный ад. Эта судьба не обошла и четвертую часть, которую фанаты ждут уже более 10 лет.
Разработка проекта постоянно перезапускалась, а команда и особенно ее главы менялись. Все это накладывалось на печальную ситуацию издателя игры Activision Blizzard. Компания регулярно проходила через PR-скандалы, где самыми невинными прегрешениями оказывались низкокачественные релизы; среди жестких ситуаций — череда сексуальных домогательств и даже доведение сотрудников до суицида.
В общем, дела у Activision Blizzard и самой Diablo шли неважно. А тем временем подражатели и конкуренты (Path of Exile, Grim Dawn) давно догнали и перегнали легендарную игру. Такие фишки франшизы, как процедурная генерация и «разноцветное» снаряжение (редкие-эпические-легендарные предметы), стали повсеместными среди видеоигр любых жанров — от ролевых игр до шутеров. Серия перестала быть новатором и сильно отстала от трендов action RPG и мультиплеерных проектов.
В такой атмосфере даже самые верные фанаты Diablo теряли веру, что из четвертой части выйдет что-то путное. Индустрия редко помнит примеры, когда затяжная разработка с таким шлейфом проблем заканчивалась в результате хорошей видеоигрой. И именно поэтому бета Diablo 4 удивляет настолько сильно: кажется, чудо действительно произошло.
Что такое Diablo и какими были прошлые части?
- Diablo — это серия видеоигр, где вы кликаете по врагам, пока они не умрут. Чтобы кликать быстрее и эффективнее, вы подбираете своему персонажу хорошее снаряжение, зелья, активные и пассивные способности.
- Родоначальница всей серии, первая Diablo (1996), сейчас покажется максимально примитивной игрой. Три героя (воин, лучница и маг) спускаются в подземелья, чтобы сразить повелителя ужаса Диабло, одного из семи высших зол Преисподней. Мешают им всевозможная нежить, монстры, черти и демоны.
- Для своего времени Diablo была инновационной благодаря двум идеям: бои в реальном времени (вместо модной тогда системы разделения на ходы) и простота восприятия (в особенности интерфейса). Вот тебе меч — ударь им скелет и забери его золото.
- Настоящим хитом оказалась Diablo 2 (2000). Она оказала огромное влияние на видеоигры в принципе и закрепила основные правила гейм-дизайна последователей-«диаблоидов». А еще у игры было одно из лучших дополнений в истории видеоигр, Lord of Destruction (2001), и один из лучших ремейков в индустрии — Diablo 2 Resurrected (2021).
- Diablo 3 (2012) тоже оказалась успешной — как по продажам (10 миллионов копий на старте), так и по реакции сообщества. Однако в истории она осталась самой спорной частью серии. Ее ругали за множество багов, спорные идеи вроде игрового аукциона за настоящие деньги, смену стиля на более яркие цвета. Ситуацию исправили многочисленные патчи и дополнение Reaper of Souls (2014).
Как выглядит бета Diablo 4?
В закрытой бете Diablo 4 был доступен первый акт сюжета и три персонажа из обещанных пяти: Волшебник, Варвар и Разбойник. Все персонажи ограничены 25-м уровнем развития, а территория для исследования — северным регионом большого открытого мира. Мы провели в ней более 10 часов, прошли всю доступную сюжетную кампанию, поиграли за все три класса, из которых довели до 25-го уровня Волшебника.
Персонажи
Начинается игра с создания персонажа. Выбор выглядит в духе Diablo 2: все потенциальные спасители мира собрались у костра, где ждут вашего решения. А вот дальше начинаются новшества. Впервые в серии есть полноценное окно кастомизации c полноценной настройкой выбранного героя под себя: пол, прическа, лицо, цвет кожи, татуировки и аксессуары. До этого можно было лишь выбрать пол, и то только в Diablo 3. Редактор внешности небогат на возможности в сравнении с другими современными ААА-проектами, но все же позволяет создать свой уникальный образ.
Всего классов должно быть пять: Волшебник, Варвар, Разбойник, Некромант и Друид. В бете доступны первые три, особенно выделяются из них Волшебник и Варвар. Оба — постоянные персонажи серии начиная с Diablo 2; в четвертой части получили свою лучшую версию.
Маг активно орудует стихиями (молния, лед, огонь) и, пожалуй, даже слишком крут: мощь его заклятий позволяет со старта играть на повышенной сложности без всяких проблем. Варвару же поначалу не хватает скорости и контроля над врагами, но и он с прогрессом разгоняется и становится веселым мясным миксером: бегай, крутись, нарезай демонов в фарш. Он получился абсурдно гиперболизированным: носит сразу четыре вида оружия (два одноручных и два двуручных), которые постоянно меняет в зависимости от ситуации. От его ударов трясется земля, а враги разлетаются, словно все происходящее — очередной мультик про богатырей или экранизация комиксов про Халка.
А вот Разбойник пока вызывает скуку. Это что-то среднее между самыми классическими бандитом с двумя ножами и стрелком, без какой-то фишки. Во второй части у героя-ловкача Амазонки был необычный стиль боевой греческой женщины, а в третьей — охотник на демонов с магическими способностями и ненавистью к силам зла в качестве ресурса для заклинаний. На их фоне обычный авантюрист с большой дороги смотрится блекло, да и в целом он более гиковский: его надо настраивать под себя и тонко выбирать активные и пассивные способности, тогда как Волшебник с Варваром просто позволяют веселиться от эффектной магии и супергеройских ударов гиперболизированной мощи. Что крутого в арбалетном болте, когда можно голым кулаком ломать стены?
Сюжет и мир
В первые полчаса Diablo 4 немного буксует: вас водят за ручку по диалогам и кат-сценам, повторяя ошибки третьей части. Никаких подземелий, крутого лута и толп монстров, пока вы не проглотите всю экспозицию, базовое управление и важные для сюжета ролики. И лишь когда ваш последний попутчик отправляется по делам, выдав список важных дел, Diablo IV (а точнее ее бета-версия) начинается по-настоящему.
Бета великолепно держит баланс между классикой и инновациями. Начнем с последних: четвертая часть — частично MMO-игра в духе Destiny. У всех персонажей есть один заранее созданный большой мир вместо случайно сгенерированных локаций, как это было в предыдущих Diablo. Помимо вас по округе бегают живые игроки и делают свои дела. Сокровища и цели для всех уникальные, у вас никто ничего не заберет и опыт игры не испортит. А вот монстры и случайные события (например, атака на караван торговцев) для всех одинаковые, что порождает интересные, нетипичные для Diablo 4 истории.
Вот вы идете по заданию в заброшенный храм, а на дороге встречаете Варвара, дерущегося с огромным демоном. Выручили его — получили уникальную награду за убийство босса вместе со случайным попутчиком. В такие мероприятия стоит активно вписываться, потому как за это дают опыт, редкую экипировку и особые бонусы вроде специальной валюты и достижений.
Это один из примеров механик Diablo 4, направленных на «увеселение гринда». Как ни крутись, но закликивание врагов быстро наскучит без правильного подхода. К счастью, «правильных» механик в четвертой части навалом: несюжетные подземелья, полноценные второстепенные задания с небольшими историями, мировые события, алтари и захваченные демонами населенные пункты, которые надо отвоевывать обратно.
В общем, в классическую формулу Diablo очень удачно вплетены идеи модного в последние годы жанра игр в открытом мире (Assassin’s Creed, Horizon, The Witcher 3). Но все эти сторонние активности не надоедают. Во-первых, они очень быстрые и не тратят ваше время попусту. Во-вторых, за них дают достойную награду, и они в целом интересны сами по себе. Например, в каждой порабощенной деревне есть свой особый финальный босс, а после освобождения аванпост превратится в городок с торговцами и, возможно, новыми дополнительными поручениями. А зачистка карты дает перманентные бонусы персонажу.
Сюжетная кампания теперь нелинейная: у вас есть список основных задач, которые вы выполняете в разных зонах в произвольном порядке. Увы, в бете доступен был лишь один сюжет с религиозным орденом крестоносцев и северными краями людей, по культуре и акценту похожими на восточных славян. Но на релизе, судя по превью и списку заданий, вы со старта можете плюнуть на ледяной край и пойти, скажем, в пустыню. Весь мир подстраивается под вас с помощью системы автобаланса уровня монстров под вас: везде враги будут терпимого уровня силы, кроме особых зон с фиксированной сложностью.
История подается как в дорогих эксклюзивах Sony, а не редкими видеовставками и немногословными диалогами, как это было в предыдущих частях. Почти все ролики сделаны на движке игры, и во многих ваш герой принимает полноценное участие. При этом они не выглядят дешево, как это обычно бывает во всех больших играх-мультиплатформах с открытым миром (Saints Row, Far Cry, Assassin's Creed). У Activision Blizzard удалось добиться беспрецедентного для жанра «диаблоидов» уровня графики: на ультранастройках картинки можно разглядеть даже такие мелочи, как поры на коже, нитки в одежде и царапины на лезвиях топора.
Как в старые злые
И это далеко не все примеры осовременивания классической формулы Diablo 4. Но не стоит бояться, что игра стала очередной модной мультиплеерной и «потеряла душу». Все нововведения вплетены в старую формулу, и суть Diablo осталась той же, что и 20 лет назад: кликай на врагов, собирай золото, качай героя. Просто благодаря опыту современных игр, наработкам конкурентов по жанру и современным технологиям процесс удалось заметно облагородить. Да так, что после десятка часов игры в Diablo 4 даже легендарная вторая часть ощущается откровенно скучной.
Diablo 4 в целом собрала все лучшие идеи жанра. Открытый мир в духе первой Sacred. Панель из шести навыков из Diablo 3, которые приходится активно применять для выживания. Возросшая динамика боев и «счетчик славы» из Torchlight. MMO-элементы и множество элементов сверхпрогрессии из Path of Exile.
Самое заметное изменение в угоду классике — возросшая мрачность игры. После очень усредненного и безопасного фэнтези прошлой части Diablo 4 воспринимается как премиум-сериал от HBO. Кровь и жестокость, тусклые и темные цвета, а также темы, которые даже для раскованных видеоигр ощущаются перегибом. Одна из кат-сцен посвящена тому, как безумная толпа фанатиков с радостными лицами и безумными глазами забивает насмерть священника. Каннибалы, религиозные фанатики, бандиты, насильники — обычное дело в этом откровенно прогнившем мире. Diablo 4 не боится откровенной жести и даже детских смертей — им посвящены как записки для антуража, так и некоторые дополнительные квесты. В общем, речь о возвращении серии к мраку не пустой PR-ход. Это, кажется, самая злая, жестокая и чернушная игра в серии.
При этом она не уродливая и не отталкивающая, а находится на грани между беспросветной безысходностью и эстетическим триумфом. В игре прекрасно передан стиль мрачной готики: люди грязные и ничтожные, но окружают их невозможной красоты католические соборы, стометровые статуи и титанические крепости. Видимо, сказалось влияние одного из первых прототипов, который тестеры называли «клоном Dark Souls». Серия экшенов японской студии From Software совершенно очевидно повлияла на очень многое в Diablo 4 — от визуальной части до подхода к гейм-дизайну боссов.
Впервые за долгие годы в игре Activision Blizzard ощущается магия «той самой студии»: разработчики взяли чужие идеи, переработали под свой стиль и добавили пару своих наработок. Получается превосходно, в духе золотой классики студии. Однако стоит помнить, что это впечатления от бета-версии и на релизе все может сломаться.
В плане оптимизации игра показывает себя очень хорошо и не тормозит даже в схватках с огромными толпами демонов и в богатых на объекты и декор комнатах. Единственное, что смущало с технической точки зрения, — онлайн-составляющая. Как только Diablo 4 нужно было синхронизировать персонажа с другими игроками или подгрузить новую зону, она начинала сильно тормозить или вовсе замирала на одну-две секунды. Когда же персонаж оставался один в каком-нибудь закрытом от случайных онлайн-попутчиков подземелье, то все работало идеально.
Вердикт
Не стоит обманываться: подвох все еще стоит ждать. Activision Blizzard — это студия, которая находится в сложной ситуации после череды провалов и скандалов. Diablo 4 чуть ли не последняя их надежда на искупление в глазах фанатов и, кажется, единственная франшиза, от которой ждут что-то хорошее. Сама игра, несмотря на очень позитивные впечатления после беты, может оказаться провалом на долгой дистанции: по предварительной версии, невозможно оценить то, как четвертая часть покажет себя при многократных перепрохождениях и открытии дополнительного контента.
Будет ли работать новая идея с огромным открытым миром вне одной срежиссированной зоны? Интересно ли участвовать во всех мировых событиях? Насколько весело будет качать дополнительных персонажей и жить в игре? Хватит ли запала на многолетнюю поддержку и будет ли она качественной? От ответа на эти вопросы зависит успех Diablo 4. Потому что ей недостаточно быть хорошим блокбастером на одно прохождение: это та игра, в которой игроки должны тратить десятки, сотни и тысячи часов. Многие гиганты индустрии регулярно проваливаются в попытках создать свой лайф-сервис, так какие шансы у издателя, у которого в полном раздрае находится практически вся его деятельность? Однако бета пока что внушает лишь оптимизм, так что стоит верить в лучшее.