В прошлом году белорусские прокатчики и киносети приспосабливались к новой реальности похожими на российские методами. Однако в начале 2023 года в стране приняли закон, разрешающий показывать кино без лицензии правообладателя. По словам экспертов, этот закон может восстановить обороты кинотеатров, но снижает шансы наладить отношения с производителями в будущем.
Белорусский кинорынок близок к российскому — это одно из основных зарубежных направлений для дистрибуции фильмов, снятых в России, кинопрокатные компании в обеих странах много лет тесно сотрудничают. Однако доступных цифр, по которым можно было бы оценить его объем и динамику сборов, немного. По данным вышедшего четыре года назад аналитического отчета «Невафильм Research», по итогам 2018 года Беларусь была четвертым рынком по объему сборов в СНГ; в Европе страна занимала 25-е место по числу посещений кинотеатров и 31-е по кассовым сборам. Посещаемость кинопоказов составляла 7 миллионов зрителей, кассовые сборы — 21 млн долларов. Аналитики отмечали, что в стране сравнительно большое число зрителей на сеансе — 33 человека (по сравнению с Россией или Казахстаном, где оно составляло 23 — 24 человека), но в то же время плотность экранов остается низкой — 1,5 зала на 100 тысяч жителей.
И вот уходят мейджоры
После начала специальной военной операции Sony, Disney, Warner Bros., Paramount, Universal и другие крупнейшие кинопроизводители перестали поставлять новинки в Россию. Это моментально отразилось и на белорусском рынке: местные прокатчики приобретали права на показ фильмов у российских дистрибьюторов, которые уже произвели озвучивание фильма, поэтому голливудские картины исчезли и с афиш белорусских кинотеатров.
Сначала белорусский рынок приспосабливался к новым условиям теми же способами, что и отечественный. Кинотеатры искали варианты заполнить пустующие залы, повторно показывая хиты прошлых лет, например «Неудержимых», «Реальных упырей», «Ветер крепчает» и дилогию «Брат» Алексея Балабанова. Как отмечало издание Citydog, в афише появлялись картины от неочевидных стран вроде финского хоррора «Скрежет» или гонконгской мистики «Потустороннее». Некоторые белорусские сети, как и российские, делали ставку на фестивальное кино и организацию мероприятий: например, Falcon Club Бутик Кино рассказывал изданию Probusiness об организации дегустации вин, а Silver Screen — о лектории.
Из-за санкций белорусские зрители не увидели в 2022-м нового «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном, а также сиквелы двух популярных кинофраншиз: «Топ Ган: Мэверик» и «Мир Юрского периода: Господство». Однако прокатчикам иногда все же удавалось договариваться с международными правообладателями: в конце года официально в стране спустя 2,5 месяца после мировой премьеры вышла «Черная Пантера: Ваканда навеки» от Disney. Как удалось договориться, неясно; заместитель гендиректора «Киновидеопроката» Ольга Дюльдя заявляла, что выход фильма произошел «по инициативе правообладателей». Одной Ваканде спасти киносети не получилось. Местные СМИ писали, что некоторые сеансы в кинотеатрах отменялись из-за того, что не набралось даже пять зрителей. Эксперты оценивали, что до 2022 года крупные блокбастеры студий-мейджоров занимали до 70% выручки кинотеатров страны. Директор по репертуарному планированию крупнейшей в Беларуси частной киносети Silver Screen Марина Полякова в интервью «Бюллетеню кинопрокатчика» в октябре оценивала долю Голливуда в 80%, а падение посещаемости — в 40%. Хотя признавала, что худшего сценария рынку удалось избежать за счет европейских релизов. Во время новогодних каникул белорусские кинотеатры поддержали показы «Чебурашки» и «Аватар: Путь воды», права на показ которого, по словам той же Дюльди, их компания получила от правообладателя, но не от Disney.
И приходит закон
В 2023 году ситуация на российском и белорусском кинорынках будет отличаться сильнее. Закон, допускающий использование в Беларуси фильмов, музыки и компьютерных программ без согласия правообладателей из недружественных стран, был подписан президентом республики Александром Лукашенко в январе. В самом документе необходимость новых норм обосновывается «развитием интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества» и «уменьшением критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных и иных товаров». Закон легализует ввоз в Беларусь товаров без разрешения их иностранных правообладателей, причем из любых — не только недружественных — государств. Чтобы это не считалось преступлением, нужно, чтобы товар был включен в перечень «существенно важных» для внутреннего рынка. По части контента (ПО, музыка и фильмы) уточняется, что за их использование должны выплачиваться роялти: предполагается, что они должны зачисляться на счета патентного органа (в Беларуси им является Национальный центр интеллектуальной собственности). Если эти деньги не будут востребованы в течение трех лет, они перейдут в бюджет государства.
Руководитель практики «Интеллектуальная собственность» GRATA International Belarus Наталия Жук разъяснила, что в рамках принятого закона допускается «свободное» использование аудиовизуальных произведений при следующих условиях:
- правообладатель должен быть резидентом иностранного государства, «совершающего недружественные действия», или подконтрольным ему лицом;
- он должен быть включен в специальный перечень недружественных правообладателей, который должен быть утвержден в стране;
- правообладатель запретил или не дал согласие (разрешение) на использование аудиовизуальных произведений;
- аудиовизуальное произведение «было правомерно обнародовано» (то есть если речь идет о фильме, то он уже вышел в прокат где-то за рубежом. — Прим. ред.).
При этом сейчас закон работать не может, так как не опубликован перечень правообладателей, говорит Наталия Жук. «Также необходимо официальное разъяснение, каким образом можно подтвердить факт запрета или непредоставления согласия на использование аудиовизуальных произведений, важны ли конкретные мотивы такого запрета или отказа», — объясняет юрист.
Как параллельный импорт изменит ситуацию
У Беларуси не было особых альтернатив параллельному импорту, отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский: «По большей части зарубежные фильмы в этой стране шли с российским дубляжом, потому что аудитория небольшая и переводить каждый фильм на национальный язык коммерчески нецелесообразно».
Параллельный импорт в теории может позволить белорусским кинотеатрам «жить относительно неплохо», говорит аналитик «Кинобизнеса сегодня» Станислав Демиденко: «Речь идет о возможности получения дублированных копий без большой задержки». При этом говорить об успешности конкретных показов сложно, уверяет он: «Данные о сборах того же „Человека-муравья“, вышедшего в параллельный прокат 17 февраля, никто не предоставит, а без этого сложно что-то посчитать». В то же время, по словам Демиденко, белорусским кинотеатрам предстоит решить ряд вопросов для организации показов в рамках параллельного импорта: «Как идет получение копий, кому отчитываются о проданных билетах и сборах, сколько себе оставляют кинотеатры». «Все знают, что российские кинотеатры, которые занимаются нелицензированным показом, работают с казахскими дублированными копиями», — добавил он.
Старший юрист коллегии адвокатов «Регионсервис» отмечает, что даже при наличии легализованного параллельного импорта зарубежного кино иностранные правообладатели будут не лишены права обращения в суды Республики Беларусь за защитой нарушенных исключительных прав на аудиовизуальные объекты. А в государственной сети «Кино Минска» УП «Киновидеопрокат» и частной сети Silver Screen на запросы Кинопоиска не ответили.
Можно ли так сделать в России
В России между законодателями и ведомствами еще продолжается дискуссия по поводу аналогичных схем (хотя для многих категорий товаров вроде бытовой техники параллельный импорт в РФ заработал раньше, чем в Беларуси). После принятия закона в январе зампред комитета Совета Федерации РФ по экономической политике Алексей Синицын предлагал поставлять в Россию фильмы через Беларусь: «Теоретически мы можем в Белоруссии покупать копию, которая при поступлении в Россию будет легальной. Либо принять аналогичный закон», — цитировало его РБК. Однако в марте Министерство культуры РФ выступило против проката фильмов из недружественных стран без лицензии в стране в случае, когда они поступают в Россию через Беларусь путем параллельного импорта. В министерстве посчитали, что это нарушало бы права зарубежных правообладателей.
Белорусская схема вряд ли сработает в России, считает Станислав Демиденко: «Уж слишком много субъективных и объективных факторов. В Голливуде знают, откуда идут копии, знают, что фильмы показывают в России, но пока предпочитают закрывать глаза. Если голливудское кино открыто начнут показывать через неделю-другую после премьеры в каждом кинотеатре страны, это будет слишком прямой вызов, — говорит эксперт. — Тотального разрыва с Голливудом никто в российском кино и видеоиндустрии не хочет».
Руководитель практики интеллектуальной собственности фирмы «Интеллектуальный капитал» Василий Зуев убежден, что с точки зрения производителей использование их контента в рамках параллельного импорта «с большой долей вероятности будет восприниматься как пиратство». «В дальнейшем это может только усложнить нормализацию работы после нормализации политической обстановки и восстановления хозяйственно-экономических связей», — предупреждает он.
Кинопоиск | Индустрия в Telegram
Новый канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Автор: Татьяна Макарова
Фото: patrickheagney / Getty Images, Артем Геодакян / ТАСС