13 марта завершился первый сезон «Одни из нас». В течение девяти серий Джоэл (Педро Паскаль) и Элли (Белла Рэмзи) прошли через половину Америки, чтобы в итоге попасть в больницу в Солт-Лейк-Сити. И там Джоэл совершает шокирующий выбор.
Что он сделал?
В финальной серии оказывается, что организм Элли действительно способен противостоять кордицепсу. А все потому, что ее беременная мать Анна (Эшли Джонсон) была укушена инфицированным незадолго до рождения девочки. Но есть нюанс: для создания вакцины придется удалить часть мозга Элли, так что она умрет на операционном столе. Сама девочка ничего не знает — врачи Цикад уже готовят ее к процедуре, а правду Джоэл понимает из разговора с Марлин (Мерл Дэндридж).
Герой отказывается покидать больницу и срывается. Он безжалостно убивает всех солдат, встречающихся на его пути, а еще расправляется с ведущим доктором, который уже занес инструмент над девочкой, и самой Марлин. Джоэл увозит Элли, она находится под наркозом. Когда та приходит в себя в угнанной машине, он врет ей: якобы иммунитет был не только у нее, а врачи так и не придумали, как создать лекарство. Из больницы же им пришлось ретироваться из-за нападения рейдеров, которые убили многих, включая Марлин. Элли долго обдумывает услышанное, а затем просит поклясться, что все было именно так. Джоэл во второй раз врет девочке.
Как это выглядит в игре и сериале?
В оригинальной «The Last of Us» поступок Джоэла действительно шокирует — во многом потому, что игроку приходится совершать его «своими руками». И сами его действия, и ложь Элли ошарашивают — вместо привычного финального босса (это все еще не штамп, а суровая действительность большинства современных игр) нас оставляют с неприятным послевкусием.
Если задуматься о финале игры, когда она пройдена, то со временем он кажется все более и более логичным: все-таки мы понимаем, что Джоэл никогда не был святым. А его желание спасти Элли — попытка переиграть трагедию прошлого, когда от рук солдата погибла его дочь Сара.
Финал сериала практически дословно повторяет концовку игры. Но есть ряд интересных нюансов: зрители проекта HBO смотрят на эти события со стороны (в игре камера закреплена за плечами героя, и нам буквально не видно лица Джоэла в тот момент, когда он убивает людей). И если в оригинале все равно срабатывал инстинкт «увидел врага — стреляй», то в экранизации нам показывают крупные планы лиц убитых солдат и опустошенного Джоэла, в глазах которого нет ничего человеческого.
Что об этом думают создатели сериала?
«Когда ты любишь что-то безусловно, то логика просто-напросто выключается и ты делаешь действительно ужасные вещи, чтобы защитить этого человека»,
— говорит в недавнем интервью The Hollywood Reporter один из шоураннеров Крэйг Мэйзин.
А сошоураннер и сценарист оригинальной игры Нил Дракманн отвечает на этот вопрос с момента выхода «The Last of Us» в 2013 году. Вот что он говорил в 2019-м:
«Речь о том, как далеко готов зайти этот человек, который стал отцом Элли. <…> Он готов поставить свою душу на карту, верно? Обречь остаток человечества на гибель в обмен на жизнь девочки».
Ключевая тема «Одних из нас» — родительская любовь, которая зачастую принимает монструозные формы. Так и Джоэл, защищая Элли, следует какому-то древнему инстинкту — и в результате его действий погибает большое количество людей. Эта кровавая расправа, как нетрудно догадаться, аукнется в будущем; это своеобразный клиффхэнгер, подводящий к «The Last of Us Part II», а значит, и ко второму сезону.
В официальном подкасте шоураннеры никаких вердиктов Джоэлу не выносят — по их словам, единственного правильного решения в этой ситуации нет. И это действительно так: герой оказался перед «проблемой вагонетки» или классической дилеммой, стоит ли мир «слезинки ребенка». При этом насилие самого Джоэла они не оправдывают — в финальной перестрелке в больнице он выглядит как бездушная машина убийства.
Зато Дракманн рассказывает, как реагировали тестировщики игры на ее финал. Мнения разделились пополам среди тех, у кого не было детей. А вот игроки-родители отвечали однозначно: Джоэл поступил правильно.
Дискуссии игроков вокруг финала стартовали в 2013 году и не утихают до сих пор
Что говорят защитники Джоэла?
- Врачам не удалось бы создать вакцину — откуда в условиях постапокалипсиса у революционеров-маргиналов сложное медицинское оборудование?
- А стоит ли вообще спасать человечество?
- Цикады сами виноваты в сложившейся ситуации, ведь они могли заручиться согласием Элли, а не вести ее на убой, даже не предупредив.
Доводы противников звучат тоже логично и сводятся примерно к одному — насилие порождает лишь насилие, а ложь главного героя и тем более его зверские убийства нельзя оправдать даже тем, что он спасал невинную девочку.
Теперь к этому спору, который длится десятилетие, смогут подключиться и зрители сериала.
Автор: Марат Шабаев
А что вы думаете о поступке Джоэла? Стоило ли ему «спасать» Элли и как оценивать его ложь? Поделитесь своим мнением в комментариях! Мы приветствуем аргументированную дискуссию.