В международный прокат вышел «65» — блокбастер, над которым работали сценаристы «Тихого места», а продюсировал Сэм Рэйми, режиссер паучьей трилогии с Тоби Магуайром. В «65» Адам Драйвер оказывается на неизвестной планете, где за ним начинают охоту динозавры. Несмотря на заманчивую идею, критики картину разгромили, а зрители не спешат в кинотеатры (рейтинг критиков на RT — 38%, зрительский — 63%). Мы изучили, что же пошло не так.
О чем фильм?
Сюжет «65» так долго держали в секрете, что, когда появились первые трейлеры, у публики сложилось впечатление, будто в картине пойдет речь о путешествиях во времени и динозаврах. На самом деле никаких путешествий во времени нет.
Действие разворачивается 65 миллионов лет назад (отсюда и название). Миллз (Адам Драйвер) — пилот с планеты Сомарис, который ради денег участвует в двухлетней исследовательской экспедиции (деньги нужны ему, чтобы оплатить лечение дочери, страдающей от неназванного смертельного заболевания). Экспедиция не добирается до конечной точки. Столкнувшись с метеоритом, корабль терпит крушение на планете, которая похожа на доисторическую Землю времен динозавров. Из всех пассажиров выживают лишь Миллз и Коа (Ариана Гринблатт, маленькая Гамора в воспоминаниях Таноса), девушка из северных регионов Сомариса, говорящая на неизвестном пилоту языке. Коа примерно одного возраста с дочкой Миллза, поэтому тот чувствует за нее ответственность. Вскоре Миллз выясняет, что в части корабля уцелел спасательный шаттл. Чтобы добраться до него, нужно пройти через территории, кишащие динозаврами.
Кто работал над фильмом?
«65» поставили молодые кинематографисты Скотт Бек и Брайан Вудс по собственному сценарию. Бек и Вудс работают вместе с одиннадцати лет, известность они обрели после хоррора «Тихое место», к которому написали сценарий. Режиссеры хотели снять фильм о динозаврах еще с начала совместной карьеры. Идея картины пришла к ним во время постпродакшена «Тихого места». «Нам показалось нечестным, что Спилберг заграбастал себе монополию на фильмы о динозаврах», — объяснял Бек. «Мы взяли хай-концепт, завязку прямиком из фильмов категории Б, — добавляет Брайан Вудс. — Мы шутили, что „65“ объединяет нашу любовь к фильмам-катастрофам Роланда Эммериха с любовью к Теренсу Малику».
Продюсировать историю помогал Сэм Рэйми, который, помимо «Человека-паука», создал культовый цикл «Зловещие мертвецы» и снял сиквел «Доктора Стрэнджа». Режиссеры отмечают значительную роль Сэма Рэйми. «Он был одним из первых, кому мы показали сценарий. Он прочел его, мгновенно влюбился и практически принялся упрашивать нас, чтобы мы сделали его продюсером». Еще режиссеры подчеркивают, что Драйвер сам выполнял все трюки и вполне мог бы заменить Тома Круза в статусе звезды боевиков. В интервью Джимми Фэллону актер признался, что согласился на участие в проекте из-за большой любви его сына к динозаврам.
Музыку к «65» изначально должен был написать композитор Дэнни Элфман («Битлджус», «Бэтмен», «Чарли и шоколадная фабрика»), но в титрах он указан лишь как соавтор музыки в нескольких композициях. Саундтрек в итоге написал Крис П. Бэйкон, композитор «Уэнсдэй».
Так «65» — провал? Почему критики его не оценили?
Рейтинг фильма на Metacritic — 40 баллов из 100. Критики в первую очередь разочарованы заурядным воплощением многообещающего сюжета. «У фильма был отличный потенциал на бумаге, — сетует Эрик Эйзенберг из Cinema Blend. — Драйвер против динозавров — разве это может быть плохо? Оказалось, это на удивление скучно». «Тем, кто монтировал трейлер фильма, нужно повысить зарплату, — соглашается Чейз Хатчинсон из Collider, — так как они реально создали ощущение, что нас ждет увлекательный научно-фантастический триллер с элементами хоррора».
Еще критиков разочаровал шаблонный и предсказуемый сценарий. «Повествование разворачивается в точности так, как вы ожидаете: персонажам нужно проделать путь из точки А в точку Б, и по дороге их поджидают несколько тираннозавров», — резюмирует Джон Ньюджент из Empire. «„65“ умудряется задействовать кучу динозавров и все равно каким-то образом оказаться скучным», — отмечает Брайан Лоури из CNN. Правда, Cinema Blend добавляет, что динозавров все же была не куча: «Помимо одного травоядного, которого герои спасают из смоляной ямы, и пары летающих птерозавров, в фильме встречается всего три вида динозавров: маленькие, средние и большие хищники».
Критики отмечают сходство с «Одними из нас», «Логаном» и «Мандалорцем»: очередная отцовская фигура защищает приемную дочь. При этом роль девочки оказалась крайне примитивной. «Коа, по сути, существует ради простой цели: чтобы Миллзу было с кем разговаривать (пусть даже на разных языках) и кого спасать из челюстей голодных динозавров», — заключает Лоури.
Вдобавок авторам не удалось заставить зрителей переживать за персонажей, и даже многочисленные экшен-сцены получились скучными и лишенными драйва. «Как бы фильм ни пытался убедить тебя в обратном, ты ни на секунду не задумываешься о том, что героям угрожает серьезная опасность», — пишет Хатчинсон. «Экшен-сцены быстро начинают повторяться и утомлять. Герои куда-то бегут и кричат, мелькает чья-то острая пасть. И так снова и снова», — отмечает Кристи Лемир. «Персонажи словно по инерции переходят от одного опасного инцидента к другому. Даже давно обещанная сцена противостояния между Драйвером и двумя тираннозаврами затухает прежде, чем успевает воспламениться», — подытоживает Дэвид Фир из Rolling Stone.
Критики отмечают хорошую актерскую работу Адама Драйвера, но подчеркивают, что ее недостаточно, чтобы оправдать существование фильма. Впрочем, нашлись и плюсы. «„65“ не совершает открытий, не нарушает правил, не издевается ни над какими клише. Это короткий и по большей части оригинальный студийный фильм, который не относится ни к какой франшизе или ранее существовавшей интеллектуальной собственности, — подытоживает Empire. — В наше время такие идеи сами превратились в исчезающий вид».
С критиками понятно, но чем «65» не понравился зрителям?
Если на Rotten Tomatoes пользовательский рейтинг почти вдвое превышает рейтинг критиков (63% против 38%), то на Metacritic зрители солидарны с критиками: пользовательская оценка — 3,7.
Это подтверждает и то, что «65» проваливается в прокате. За первый уик-энд фильм заработал всего 20 млн долларов, из которых 12 миллионов пришлось на США и Канаду, а 8 миллионов — на весь остальной мир. При этом в США «65» даже превзошел первоначальные прогнозы — перед премьерой аналитики пророчили картине 7 — 9 миллионов.
С такими показателями фильму будет крайне тяжело окупиться в прокате, каким бы ни был итоговый бюджет. Изначально сообщалось, что производство картины обошлось в 91 млн долларов. Но ближе к премьере выяснилось, что благодаря налоговым льготам штата Луизиана, где проходили съемки, затраты удалось скостить до 45 миллионов. Но даже с 45 миллионами фильму нужно будет заработать как минимум 90 миллионов, чтобы просто выйти в ноль. Все-таки истории, не прикрепленные к франшизам и не снятые по интеллектуальной собственности, менее успешны, даже если там есть Адам Драйвер и динозавры. Но хочется верить, что дело все же в плохом производственном исполнении оригинальной истории.
Автор: Алексей Ионов
Фото: Rachel Murray / Getty Images for Paramount Pictures