На HBO Max завершился первый сезон постапокалиптической драмы Крэйга Мэйзина и Нила Дракманна. «Одни из нас» — первая громкая новинка года, полюбившаяся как рядовым зрителям, так и фанатам одноименной видеоигры-первоисточника. Но так ли хорош сериал? И что он может предложить геймерам взамен, отобрав у них геймпады?
Что происходит в финале первого сезона?
Серия начинается с флешбэка. Беременная Анна (Эшли Джонсон) убегает от зараженного, который все-таки настигает ее в заброшенном доме. Женщине удается убить нападавшего, но тот успевает сделать укус. Анна рожает и второпях отрезает пуповину, чтобы инфекция не успела добраться до девочки, которую она назвала Элли. Вскоре в доме появляется Марлин (Мерл Дэндридж), старая подруга Анны. Ей приходится выполнить последнюю просьбу инфицированной — застрелить саму мать и забрать ребенка, пообещав заботиться о новорожденной девочке.
Настоящее. Наступила весна, холода отступили, а Элли (Белла Рэмзи) и Джоэл (Педро Паскаль) наконец-то добрались до Солт-Лейк-Сити. После многомесячных лишений и испытаний им удается стать свидетелями неожиданного чуда: через прореху в стене многоэтажного дома они наблюдают жирафа, который мирно жует дикую растительность. Но спокойное созерцание и шутливые разговоры быстро прерываются появлением Цикад, вырубающих путников.
Джоэл приходит в себя в больнице. Марлин извиняется за поведение своих подопечных, которые не разобрались в ситуации, и сразу переходит к делу. Организм Элли действительно эффективно противостоит попыткам заражения: она заразилась кордицепсом при рождении, так что с ее помощью можно создать полноценную вакцину. Но есть чудовищный нюанс: кордицепс находится у нее в мозгу, следовательно, чтобы врачи смогли разработать лекарство, им придется убить девочку. Она уже находится на операционном столе, и Марлин советует яростному Джоэлу уходить подобру-поздорову в сопровождении конвоя.
Разумеется, у солдат не получается вывести его даже из больницы. Джоэл убивает их, а затем еще нескольких Цикад, включая врача в операционной. А затем уносит на руках находящуюся без сознания Элли, попутно расправляясь с Марлин на подземной парковке. И уезжает прочь из Солт-Лейк-Сити.
Элли приходит в себя на заднем сиденье машины. Джоэл врет ей, мол, у Цикад в распоряжении много людей с иммунитетом, но что с ними делать, они так и не придумали, лекарство создать невозможно. А еще на больницу напали рейдеры, так что им пришлось убираться оттуда поскорее. На самом подъезде к Джексону машина ломается, и герои проделывают остаток пути пешком. Элли останавливает Джоэла и рассказывает про трагическое происшествие из прошлого (см. седьмую серию), а взамен просит поклясться ей, что не врал, рассказывая о том, что было в больнице. Джоэл снова врет девочке, которой приходится довериться его словам.
Интересные детали
- Анну сыграла Эшли Джонсон, исполнительница роли Элли в оригинальной игре.
- Одну из медсестер в операционной сыграла Лора Бэйли, озвучившая Эбби в «The Last of Us Part II».
- Джоэл предлагает Элли научится играть на гитаре. Она научится в игре «The Last of Us Part II».
- Флешбэк в начале серии раскрывает причину, по которой Элли обладает иммунитетом. В игре это никак не объяснялось.
- Джоэл предлагает подсадить Элли, чтобы она дотянулась до следующего этажа и сбросила ему лестницу. Это отсылка к распространенной механике из оригинала.
Почему «Одни из нас» могут оставить фанатов в разочаровании?
Отметим сразу, что сериал в дополнительной защите не нуждается: у него отличные оценки критиков (96% на Rotten Tomatoes) и зрителей (8.2 на Кинопоиске, 9.1 на IMDb). Но подкорректировать первоначальные восторги, в том числе наши, после выхода финала первого сезона все-таки стоит. «Одни из нас» — это действительно прилежная экранизация видеоигры, но именно это и является центральным недостатком сериала.
Начало было многообещающим. Мэйзин и Дракманн готовились удивить геймеров, а это важно, ведь оригинальная «The Last of Us» с момента выхода в 2013 году неоднократно переиздавалась, а следовательно, неоднократно перепроходилась. Чтобы удивить знатоков, шоураннеры активно использовали так называемые cold open: серии начинались с отдельных мини-эпизодов, которые глубже раскрывали мир сериала. Любопытными затравками были телепередача с учеными, зарисовка про начало эпидемии в Джакарте, но этими сценами все и ограничилось.
За первыми двумя сериями с яркими подсюжетами последовала третья — романтическая история Билла (Ник Офферман) и Фрэнка (Мюррэй Бартлетт), которая довольно сильно отличалась от событий «The Last of Us». Казалось, что Мэйзин и Дракманн не боятся даже радикальных экспериментов, но сразу после этого эпизода сериал встал на знакомые, слишком знакомые рельсы: началось скрупулезное покадровое воспроизведение игры. И это вряд ли можно назвать качественной адаптацией. Фанатам будет откровенно скучно смотреть на те же события, которые еще и показываются с того же ракурса. Даже в те моменты, когда Мэйзин и Дракманн рассказывают что-то новое вроде истории мамы Элли в финале, оказывается, что глобально эти дополнения ни на что не влияют.
К тому же в сериале потерялся ряд важных нюансов первоисточника. Например, экшена с каждой серией становится все меньше и меньше, а инфицированные появляются гораздо реже, чем в игре. Порой даже приходится напоминать себе, что это мир, в котором по заброшенным коридорам и темным лесам бродят поросшие грибами чудовища (дух зомби-хоррора к финалу, увы, окончательно выветривается). А еще акцент смещен на Элли — в первой игре главным героем был Джоэл, а девочка была героиней второго плана, тут же вышло наоборот. Это как минимум лишает зрителя интересной инверсии: одной из важных фишек «The Last of Us Part II» было то, что игроку предстоит управлять Элли, а не Джоэлом. Во втором сезоне сериала такой трюк уже не удастся.
Вердикт
И все же «Одних из нас» хочется скорее хвалить, а не ругать. Да, во второй половине сериал становится скучным для тех, кто знаком с первоисточником, а шоураннеры перестают экспериментировать и превращаются в незатейливых копировальщиков. Но важные достоинства это нисколько не умаляет.
Во-первых, эта история рассчитана не только на геймеров, но и на широкий круг зрителей, которым явно все равно, насколько точно сериал следует событиям игры (они-то видят эту историю впервые). Во-вторых, много ли в эфире дорогих и тщательно сконструированных шоу о постапокалипсисе? У «Одних из нас» просто нет конкурентов — по крайней мере, до выхода сериала Лизы Джой и Джонатана Нолана по мотивам видеоигровой серии «Fallout».
К тому же львиную долю обаяния обеспечивают исполнители главных ролей. И если Педро Паскаль и так уже был всеобщим любимцем после «Игры престолов» и «Мандалорца», про актерскую игру которого мы все понимали, то Белла Рэмзи стала настоящим открытием. Юная актриса продемонстрировала в Элли целый спектр сложных эмоций — от нежности и дурашливости до ярости и животного страха. Хочется пожелать тем, кто раздает «Эмми», не пропускать столь выдающийся перформанс — вот она, молодая звезда, которая скоро будет сниматься везде.
Да и финал шоу скорее удался. Он, правда, получился не таким неожиданным, как в самой игре (все-таки там драматургические швы были спрятаны половчее), зато в дискуссионном плане не потерял ничего. Какой же поступок совершил Джоэл Миллер — это эгоистичное импульсивное решение или почти родительская забота о ребенке, которого он вновь обрел в лице Элли? Как и в любом хорошем произведении, простого ответа на этот вопрос нет, и сам Мэйзин уверяет, что все не так однозначно. Так что ждем многочисленных дискуссий в сети с оценкой Джоэла. А еще больше ждем второй сезон, в котором, понадеемся, авторы позволят себе больше вольностей с первоисточником.