Маньяки, альманахи и поющий фээсбэшник: что в топе российских сериалов этой зимой?

Обсудить0

Мы нашли того, кто будет смотреть за нас все российские сериалы! Это авторы проницательного канала об отечественном кинематографе «Русское кино в топе»

Кинопоиск запускает ежеквартальную рубрику вместе с Telegram-каналом «Русское кино в топе», который в списках и мемах расскажет о том, что мы, возможно, пропустили в российских сериалах. В первом выпуске — сериальные тенденции зимы.


В подборке всего 24 российских сериала, которы мы смотрели этой зимой. Они разбиты на 6 топов — от топа сериалов с Дмитрием Лысенковым до топа самых необычных эпизодов сезона. Из этого оглавления можно перепрыгнуть сразу к интересующему вас проекту. Если карточка фильма черная, значит, его можно посмотреть на Кинопоиске.

Топ сериалов с Дмитрием Лысенковым

Дмитрий Лысенков — наш новый Максим Лагашкин: актер входит в обязательный набор для российского сериала этого сезона (и, видимо, следующего). Многим он запомнится ролью в «Чебурашке», а мы любим его по давнему сериалу «Бедные люди».

Наталия Мещанинова в который раз показывает самые темные уголки из жизни девочки-подростка (в этом году выйдет еще и фильм «Один маленький ночной секрет»), но, пожалуй, впервые делает это так подробно: слепнущая девочка решает продать себя, чтобы вскрыть напоследок все проблемы, на которые взрослые закрывают глаза. В эти черные дыры проваливается не только Алиса, но и ее родственники, тоже далеко не белые и пушистые кролики. Юная актриса Лиза Ищенко убедительно сыграла незрячую девочку в трех сезонах веб-сериала «Сама дура» и без труда ориентируется в теме накатывающей темноты на нежный возраст. Впрочем, окончательно вывести из слепой зоны и застолбить Лизу в статусе новой звезды в итоге смогла именно Мещанинова.

Злополучный Лысенков в «Алисе» с полной отдачей погружается в образ млеющего учителя музыки, который покушается на самое святое — укулеле, которое в сериале олицетворяет не что иное, как хрупкое девичье нутро. После этого вы будете совсем иначе смотреть на Лысенкова в детском «Чебурашке».


Во втором сезоне сериала про смоленских долгожителей во главе с могучим дедом Славой (Юрий Стоянов) проблем хватает: новая смерть, внезапная беременность, приезжие вампиры с Урала. В руководстве околовампирского министерства тоже перемены: вместо отошедшей от дел героини Татьяны Догилевой главой хранителей стал ее экранный сын Дмитрий Лысенков. Новый начальник принялся охранять вампирскую тайну с упорством чиновника средней руки: неугодных посадить в клетку, остальным закрутить гайки, чужое присвоить, свое не отдавать.

За весь сезон шоу сделает несколько сюжетных разворотов, но не настолько шокирующих, чтобы кровь застыла в жилах. Нельзя сказать, что «Вампиры» избежали классических проблем вторых сезонов: из-за резкой смены интонации чувствуется общая разболтанность. Но авторы постарались удивить, а масштабный финал заставляет ждать третий сезон и верить в то, что все еще буквально может воскреснуть.


Поклонникам «Королевства» потребовалось 25 лет, чтобы дождаться третьего сезона от Ларса фон Триера, примерно в эти же сроки уложились авторы русского кино, чтобы придумать хоть что-то уникальное в жанре медицинской драмы. Один из самых занятых российских сценаристов, Андрей Золотарев («Хрустальный») настолько погрузился в демонологию, что с трудом верится, будто он написал сериал в одиночку, без помощи нечистой силы.

За любой болезнью скрывается демон высшего или низшего порядка — это одержимо доказывает «13 клиническая». Дьявол прячется в деталях: сериал не стремится разжевать каждый момент, а тараторит правила существования демонов, словно это медицинская инструкция и половина терминов неизвестна. В качестве проводника в мир больничной демонологии, к которому должен подключаться зритель, — перманентно ничего не понимающий врач Данила Козловский, который ради дьявольской шутки носит фамилию Акиншин и быстро из пациента становится главной надеждой больницы для людей и бесов.

Где-то в середине сезона главврачом назначают бессменного Дмитрия Лысенкова, который словно не выходил из образа «Вампиров». Просто теперь вместе с кровопийцами ему в нагрузку дали руководить еще и клиникой с демонами.


Куда более емко с Лысенковым поступили создатели новой пятничной комедии (буквально выходит только по пятницам на «Пятнице»). Его герой — непорядочный риелтор, продавший один и тот же дом нескольким семьям, а потом исчезнувший на курорте. Лишь изредка главный злодей появляется в «Дурдоме», чтобы удаленно подглядывать за персонажами с помощью камеры, встроенной в чучело лисы.

Обманутые покупатели тем временем вынуждены жить вместе, превращая элитный коттедж в метафору общежития разных слоев населения. В одном углу Алексей Маклаков играет типичного батю во главе среднестатистической семьи, чья жена руководит фандомом Влада Сташевского. В другом — аристократическая актриса Марго, променявшая роль в «Игре престолов»п на сожительство с качком-стриптизером (Роман Курцын). В третьем — содержанка Анфиса (Анфиса Черных). В четвертом — семья педантов Козловых-Лебедевых (Анна Котова и Денис Косяков), уверовавших в систему жизни по инструкции.

Автор сценария и продюсер «Дурдома» — заметный кавээнолог Денис Косяков, которому хочется применить все свои знания о шутках и объяснить, что все это уже где-то было (тут есть целая серия-парафраз на рязановский «Гараж»). Даже традицию начинать каждую серию с известного эпиграфа, скорее всего, подглядели в сериале «Уилфред». Другое дело, что эти как бы умные фразы не выходят дальше набора кринжовых цитат из мужских пабликов.

Топ сериалов с Павлом Ворожцовым

В «Алисе не может ждать» засветился еще один актер, без которого обходится редкий российский сериал, — Павел Ворожцов, сыгравший у Мещаниновой торговца девственностью. Если нужен человек в костюме с флером гнусных коррупционных схем, сразу звонят Ворожцову. Вот еще несколько сериалов зимы с его участием.

В этом году экоповестка ворвалась в пространство российского кино с неожиданной стороны: пока на больших экранах звезда телеканала ТНТ Анастасия Резник спасала Битцевский лес («Непослушная»), на малых показали, как Владимир Епифанцев приехал в Москву, чтобы остановить вырубку лесного хозяйства в Сибири. Слава природе, герою Епифанцева для этого не пришлось спать с Александром Петровым.

Ворожцов играет зажиточного топ-менеджера, на пороге дома которого появляется двоюродный брат Михалыч (Владимир Епифанцев). Неотесанный кузен буквально вышел из леса — простой как пробка, могучий как медведь, непреклонный как дуб. Он никуда не уйдет, пока не остановит стройку в родном лесхозе, инициированную столичным злодеем с привкусом горгонзолы и маракуйи и с лицом Гоши Куценко. Михалыч поднимет на уши всю Москву, обаяет и героя Ворожцова, и его жену, и сына-видеоблогера, и телезрителей, которые обожают истории про классовое столкновение («Бедный олигарх», «Жена олигарха»). Людская тяга к зрелищу, в котором человек из народа березовыми вениками сбивает спесь со столичных мажоров, непреодолима, так же как жажда справедливости, которой нет и в этом сериале. В финале главным героям грозит лишь тюрьма, от которой в России не зарекаются, но скрываются в лесу.


В другом сборнике анекдотов про зажиточную жизнь Павел Ворожцов, будто не переодевая костюм с рубашкой, вновь играет белесого чиновника из правительственных кругов, который появляется в новеллах с генералом Хадяковым (Николай Фоменко). В третьем сезоне он успевает поучаствовать в похмельном ремейке «Мальчишника в Вегасе» с провалами в памяти, а также чуть не развестись с женой в исполнении русской Риз Уизерспун — звезды телеканала «Домашний» Марины Доможировой.

Удивительным образом сериал уже три сезона существует без внятного сюжета: только обособленные новеллы, разбавленные цыпкинскими правилами жизни, вложенными в уста раздухарившегося прохиндея Славика (Павел Деревянко). Но при этом остается беспроигрышным бесстыдным развлечением.


Совсем эпизодически артист Ворожцов мелькает в сериале о школьнике по кличке Стрим, который становится практически неуязвимым благодаря онлайн-камере на голове. Павел снова в костюме богатого банкира играет вечно пропадающего на работе отца, в этом сериале лишь дополняющего галерею родителей, которые еще хуже своих детей. Один папаша — раздолбай в кредитах, другой отжимает чужое. Герой Ворожцова воспитал главного злодея сериала — одноклассника, задирающего героя с камерой из-за влюбленности в одну и ту же девушку. Если бы здесь продолжали гнуть намеченную супергеройскую параллель с Человеком-пауком (да, это сериал про силу и ответственность), то во вселенной «Стрима» персонаж Ворожцова вполне мог бы занять место Нормана Озборна, но он слишком занят для этого.


Выросший из короткометражки «Сексоголики» сериал Яны Гладких, в котором Дарья Мельникова вместо новых «Папиных дочек» играет девушку с сексуальной зависимостью. Героиня состоит в группе анонимных сексоголиков, где установлено жесткое правило: никакого секса до брака. Естественно, это почти невыполнимое условие становится поводом для комедии. Реально существующая аддикция в сериале подается в поп-артовом ключе с бананово-эклеровыми аллюзиями и психоанализом в плоскости mommy issues, мол, все проблемы из-за гулящей матери (Любовь Толкалина).

А что же Ворожцов? В очередной раз тренирует свой фирменный пьяный взгляд, подкатывая к отдыхающей в сочинском отеле героине Мельниковой. Способна ли сексоголичка удержаться от соблазна провести ночь с персонажем Ворожцова, который, естественно, женат? Такие вопросы поднимают российские сериалы в этом сезоне.


У однотипных героев Ворожцова неприлично насыщенная личная жизнь: как правило, они изменяют своим женам. Вот и здесь героиня Светланы Ходченковой узнает о похождениях мужа в БДСМ-борделях, после чего решает дома компенсировать ему недостающее удовольствие, но слегка перебарщивает с удушением. Сменивший приличный костюм на бондаж, персонаж Ворожцова продержался в живых и в без того короткой комедии всего одну серию, что, впрочем, не помешало ему устроить еще парочку эффектных появлений в других эпизодах. Создательницам сериала «Почка» (Мария Шульгина и Елизавета Тихонова) и участнице Берлинале Юлии Трофимовой («Страна Саша») не позавидуешь в описании супружеских отношений: в их представлении они либо смертельно опасны, либо смертельно скучны.

Топ маньяков сезона

Сериалы про маньяков стабильно в топе. Такие шоу удовлетворяют невесть откуда взявшееся желание зрителей узнать, как выглядел тот или иной известный серийный убийца, зачем он это делал и как его поймали.

Еще одно совпадение сезона: актер Александр Яценко сыграл подряд двух следователей, но с разной интонацией. Из комедии про убийство персонажа Павла Ворожцова («Я „любила“ мужа») Яценко отправился в кровавые 1980-е, чтобы отыскать реально существовавшего маньяка Фишера, убившего в Подмосковье одиннадцать детей. В напарники к поседевшему от работы герою Яценко достались неопытная фемида в брюках Добровольская (Александра Бортич) и ростовский милиционер Боков (Иван Янковский), сыплющий обидными словами с такой же частотой, с которой говорит «шо».

Если уж снимать сериалы про маньяков, то так, чтобы их было интересно смотреть, даже заранее зная все обстоятельства дела. Позднесоветский тру-крайм по мотивам дела серийного убийцы Сергея Головкина поставили авторы «Черной весны» Сергей Тарамаев и Любовь Львова — одни из немногих людей в профессии, которые берут, казалось бы, ходульных персонажей и типажные образы и умело заполняют их такой житовухой, что все вокруг начинает искриться. При этом не делают из них супергероев — наоборот, погружают персонажей в персональный ад, где у них ничего не получается и вся их жизнь положена на алтарь маньяка.


А вы тоже заметили, что там, где Кирилл Кяро появляется в главной роли, начинают пропадать дети? Так было в «Эпидемии», в новом триллере «Детектор», теперь и в сериале «Комплекс бога». К тому же в двух последних проектах Кяро играет практикующего психолога. Совпадение?

В «Комплексе бога» исчезает маленькая дочь известного пианиста (Шамиль Хаматов). Недолго думая, напористый следователь (Михаил Тройник) объявляет о поиске маньяка-педофила. Психолог (Кяро), наоборот, не спешит делать выводы, когда к нему на порог приходит богатый клиент (Даниил Страхов) со странной тягой к маленьким девочкам.

Новый сериал Алены Званцовой («Небесный суд») строится на одном допущении: уважаемый психолог частной практики готов принимать клиента без паспорта и не раскрывать его тайну перед следствием. Собственно, сюжетная тетива натягивается на ожидании, как долго продержится психолог, прежде чем начнет бить тревогу и нарушать клятвы. Сериал раскатывает интригу на пять эпизодов, заигрывая с эстетикой высоколобого психологического детектива, где божественное с безумным. Пропадающие дети, как и в «Фишере», метафора того, что будущее зыбко, а нас всех нужно усадить в психологическое кресло.


Топовый казахстанец Адильхан Ержанов в перерывах между фестивальными поездками с арт-кино («Штурм», «Голиаф») снял форменный нордический триллер про убийства в заполярном городке. Казалось бы, сколько мы их уже видели («Убийство», «Фортитьюд», «Полярный круг»), но известный вниманием к деталям Ержанов впервые на должном уровне воплотил формат на русской мерзлой земле.

Лена Тронина и Артем Быстров на фоне всеобщей семейной прохлады ищут загадочного маньяка, убивающего холодом: в городе обнаруживают обледеневшие и обескровленные тела. Ержанов поступает как лучшие из лучших авторов и не делает из фигуры убийцы большой загадки, где-то в середине сериала выкладывая все козыри на стол. Режиссера гораздо больше интересуют детали: с какой силой подует ветер, куда падают тени, какие хичкоковские постеры висят в кадре и что там будет символизировать кетчуп. И надо сказать, что кетчуп не то, чем кажется. Красный соус, очевидно, не только кровь, но и метка дьявола. Желтый пуховик — метка безумия. Тронина и Быстров в синем и красном пуховиках словно Дед Мороз и Снегурочка в этой сказке о заполярных Кае и Герде.


Самый недооцененный и запутанный маньячный сериал сезона, который все путают с «Территорией» с Глебом Калюжным, хотя этот проект был снят компанией «Среда» в далеком 2017 году под очевидным влиянием «Настоящего детектива». Сериал-консервы застрял во времени и официально добрался до зрителей только этой зимой.

Несмотря на такой расклад, детектив нисколько не устарел, тем более что сюжет разворачивается в безвременье: вроде бы в кадре мелькают календари и автомобили 2016 года, но никто из героев не пользуется даже мобильными телефонами. Секрет еще и в том, что авторам удалось из дежурной заявки про убийства в захолустном городке сделать подвижное полотно, в котором все немного повернуто боком. Вроде бы привычный Кирилл Пирогов с ужимками из «Переговорщика», Роман Маякин снова в роли плейбоя, вроде бы и Петру Федорову тоже не впервой расследовать убийства, но сериал до финала не перестает удивлять. Больше всего выбивает из колеи побочная линия с бандой детей, которая ставит на колени и мэра города, и бандитов из 1990-х. Всё ради чипсов, газировки и конфет «Птичье молоко».

Топ фамилий сезона

Громкие и звучные фамилии в названии — все еще действующий метод для нейминга сериалов. Тем более если речь идет о байопиках известных людей, между которыми в этом сезоне развернулась отдельная битва.

Фаина, девочка из шумной еврейской семьи, влюблена в театр больше, чем в реальность, разваливающуюся на глазах. На двадцать Фаининых лет выпадают революция, раскулачивание, война, но девушка переживет все это потому, что служить театру для нее важнее, чем царю-батюшке или товарищу майору. Фаине важен театральный олимп, который в ее девичьих глазах восславляет актер Качалов (Александр Домогаров). А ее саму не случайно сравнивают с нимфой: Фаина — читай, нимфа, которая словно ошпаренная будет ронять судьбы, поглощать людей, но никогда не остановится, пока не вознесется на олимп.

Актриса Мариэтта Цигаль-Полищук играет Раневскую во всех возрастах — от 20 лет до глубокой старости — и умудряется выглядеть живым человеком даже в актерском режиме пародий и тантамаресок вроде шоу «Точь-в-точь». Несмотря на то, что сериал стартовал на стриминге Kion, лучше всего он будет чувствовать себя в эфире Первого канала, где благодарная аудитория спит и видит припыленные истории о тяжелой женской доле.


Выходящий параллельно с «Раневской» байопик о другом гении русской сцены, Федоре Шаляпине, казалось бы, должен был вступить в заочный спор с историей о пережившей любую власть Фаине, поскольку певец, как известно, все-таки не выдержал и эмигрировал за границу. Однако вместо этого оба проекта спелись в унисон: все мытарства артиста объясняются перегибами на местах, трагической судьбой и мятущейся душой истинного патриота. Вместо финала — ария на вокзале, где Шаляпин кричит: «Я никуда не поеду».

Александр Горбатов — актер, которого по молодости сравнивали с Александром Петровым, затем нарекли майором Громом в короткометражке, но в большее не выросло ни одно, ни другое. Зато теперь за широкими плечами Горбатова программная роль на федеральном канале, по которой будут мерить других как аршином. Возможно, даже чествовать на следующем «Золотом орле» (как говорится, запомните этот твит).


Не думали, что спустя 20 лет после первой экранизации «Азазеля» что-то заставит нас произносить имя Эраста Петровича без ухмылки. Тем не менее создатели «Триггера» придумали и уговорили Бориса Акунина на неожиданный ход — перенести действие в альтернативное будущее, где Россия осталась империей и сохранила царскую власть, а Фандорин катается на мопеде и расследует загадочные убийства. Игра в параллельные поддавки между реальностью за окном и «Россией, которую мы потеряли» заставила книжный материал Акунина по-новому шелестеть на ветру эпохи перемен (чего только стоит эпизод с вводом войск в вымышленную ближневосточную страну). Однако в какой-то момент книжка заканчивается, а сериал продолжается и придумывает свой сюжетный поворот, который переворачивает игру, но на ту сторону доски, за которую не хочется играть.


Еще одно заочное соревнование, не столь очевидное, как «Раневская»/«Шаляпин», но все же: зеркально с «Фандориным» выходил его приземленный двойник из параллельной вселенной. Интеллектуал-дворянин стремительно выстраивает карьеру в сыске, распутывая дела, за которыми порой скрываются политические мотивы. Ничего не напоминает?

Это многократно отложенная (сериал произведен в далеком 2019 году) телепремьера «Безсоновъ», которая возвращает фандориноподобного детектива-аристократа в положенное ему время действия, а зрителя — в тот самый 2002 год, когда выходила экранизация «Азазеля» с Ильей Носковым. В самом деле, сериал выглядит так, как будто отечественная индустрия за 20 лет не сдвинулась ни на шаг. Фамилия главного героя-детектива с княжеским лоском по традиции вынесена в название с твердым знаком на конце, подчеркивающим погружение в ретро. Стоит ли говорить, что зритель сделал правильный выбор, и сериал пришлось снять с эфира на середине сезона, отправив прямиком на стриминги.

Топ альманахов сезона

Теперь у нас есть сразу два своих домашних «Черных зеркала», а также «Любовь. Смерть. Роботы». Другое дело, что в этом обустроенном «умном доме» не хочется оставаться.

Новогоднее хулиганство под 1 января от создателей сериала «Горемыки», которые размышляют о мире победивших технологий 2030-х через призму русской безалаберности. Собственно, именно безалаберного здесь больше, чем продвинутого. Например, существование открывающей короткометражки «Привет, Андрей» оправдано только желанием актера Егора Корешкова сыграть сразу шесть клонов самого себя. В новелле про «умный дом» Гоша Куценко играет ожившее кресло. Еще одна искорка прекрасного — Леонид Каневский, в фирменной манере из программы «Следствие вели» рассказывающий про человека, притворяющегося роботом. Но наш фаворит — «Храброе сердце». Семен Серзин и Никита Кукушкин в лесопарке охотятся за роботами-доставщиками. Смешно, дешево и сердито. Остальное — лишь майонез в этом салате из новелл.


Еще один необязательный и запоздалый отблеск «Черного зеркала», который вышел спустя неделю после «Оливье и роботов», поэтому спрос с него был маленький: быть чуть изящнее, чем Гоша Куценко в роли робокресла. Но и с этой задачей сериал-альманах успешно не справляется. Он тоже набор из шести новелл разной степени изощренности; необязательный рождественский микс со звездами других стриминговых хитов, которых перемешали в производственном кошмаре с электроовцами, что снятся андроидам. Что будет, если поместить любимцев из «Эпидемии», «Караморы» и «ЮЗЗЗ» в «Игру на выживание», «Почку» и «Люсю»? Ответ удручающий.


Возвращение в качестве шоураннера Алеши Климова — создателя культового в узких кругах русского аниме «Первый отряд». Российский аналог «Любовь. Смерть. Роботы» — альманах, в котором шесть режиссеров со всего мира нарисовали по мотивам текстов Пушкина, Толстого, Грина и Жуковского мульткоротыши в разных техниках. Получилось немногим страшнее, чем ваши уроки литературы. Но один эпизод, ради которого стоит заглянуть в эту киновселенную, — финальный «Гробовщик» с бумажными куклами, снятый полностью вручную в технике стоп-моушен, однако больше пугающий тем, как именно переозвучили пушкинский текст про могильщика (лучше смотрите версию без озвучки).

Топ вне всяких топов

Оригинальные и удивительные серии, которые смогли прыгнуть выше топа

В третьем сезоне комедии ТНТ о спецназовце внезапно обнаружились не только ДНК-корни Трампа (сезон посвящен тесту на отцовство), но и первая в истории российского телевидения серия-мюзикл: весь девятый эпизод главные герои ищут следы маньяка, периодически отвлекаясь на музыкальные вставки. Есть поющий фээсбэшник, танцевальный номер с трупами в морге и лучший трек «Знаете ли вы о гиперпноэ?».


Сериал Владимира Битокова долго разгонялся, но ближе к финалу удивил. Так, например, в шестой серии можно взглянуть на одни и те же события мужскими и женскими глазами. Да, прямо как в сериале «Любовники»: сюжет проигрывается заново, но уже с точки зрения героини.


Кроссоверы, то есть столкновения героев разных сериалов в одном сеттинге — событие настолько редкое, что приходится ценить то, что имеем. Сарик Андреасян создал свою киновселенную и связал два продюсерских проекта — «Бедный олигарх» и «Ресторан по понятиям» — в один 50-минутный спецэпизод. Объединяющим элементом выступил артист Владимир Сычев, который играет в обоих проектах, но разных персонажей — пришлось сочинять, как это сходство их объединило. Сценарист детского шоу «Манюня» Гайк Асатрян здесь выдает фразы вроде «Нефтевышку мне на шишку» или «Русская кухня в Роттердам всем вашим кухням».

Маша подозревает, что ее новая няня — мошенница. Комедия с Равшаной Курковой о преимуществах умного дома
В главных ролях:Милана Хаметова, DAVA, Равшана Куркова, Алексей Маклаков, Юлианна Михневич, Александр Головин, Дмитрий Калихов
Режиссер:Василий Свиридов
Уже в подписке

Смотрите также

10 марта 202314
7 марта 202325
9 марта 20237
20 апреля22

Главное сегодня

Сегодня0
Сегодня0
Сегодня6
Сегодня2
Сегодня, 12:441
Сегодня0
Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации