В ночь с 12 на 13 марта пройдет очередная церемония вручения «Оскаров», и триумфаторы очевидны: «Фабельманы», «Всё везде и сразу», «Банши Инишерина». Но вместе с тем на премию претендуют и куда менее заметные фильмы, которые могут похвастаться лишь одной номинацией. Кинопоиск советует несколько скромных, но хороших оскаровских номинантов этого года.
Меланхоличный серый ослик работает в цирке, но в один несчастный день его разлучают с хозяйкой Кассандрой (Сандра Држымальска) из-за нового закона, направленного на защиту животных. Так Иа отправляется в долгое путешествие — попадает в конюшню, оказывается в жутком лесу, в аристократическом особняке и много где еще.
Живой классик польского кино Ежи Сколимовский снял вольный ремейк «Наудачу, Бальтазар», где главным героем тоже был ослик. Получилось бодро: Сколимовский хоть и начинал свою карьеру несколько десятилетий назад (он, в частности, писал сценарий к полнометражному дебюту Романа Поланского «Нож в воде»), но в почтенного старца пока не превратился. В своей новой работе он активно использует съемку с дронов, причем с адово-красным фильтром, экспериментирует с двойной экспозицией и превращает простую историю злоключений ослика в настоящий визуальный аттракцион. Впрочем, советовать фильм всем не станем — это довольно душераздирающее зрелище. Но если схожая по зверо-гуманистическому пафосу документальная «Гунда» не заставила вас рыдать, то стоит обратить внимание на историю ослика. А еще тут есть неожиданное пятиминутное появление Изабель Юппер.
Военная Линси (Дженнифер Лоуренс) получает черепно-мозговую травму во время службы в инженерном корпусе в Афганистане и проходит мучительный процесс реабилитации в США. Тело ее слушается с трудом, обратно в армию девушку не берут, так что ей приходится вернуться на малую родину, в Новый Орлеан. Она зарабатывает на жизнь чисткой бассейнов, а вскоре знакомится с автомехаником Джеймсом (Брайан Тайри Генри), который пережил жуткую трагедию. Между двумя одиночествами завязываются отношения.
Редкий в последние годы актерский перформанс Дженнифер Лоуренс (с 2018 года она появилась только в фильмах «Люди Икс: Темный Феникс» и «Не смотрите наверх») практически никто не заметил, она даже не получила оскаровской номинации. И очень зря. Роль травмированной военной, которая пытается справиться с ПТСР и понять, как вообще живут на гражданке, — одна из лучших в ее актерской копилке. Зато академикам приглянулся Брайан Тайри Генри (звезда «Быстрее пули» и «Атланты»), который сыграл замкнутого мужчину со своими глубоко спрятанными демонами. «Мост через озеро» не самый яркий фильм этого наградного сезона, но его спасают ювелирно точные актерские работы.
«Марсель, ракушка в ботинках»
Лучший анимационный фильм
Где смотреть: VOD-платформы (Prime Video, iTunes и др.)
Начинающий кинематографист Дин (Дин Флейшер-Кэмп, также режиссер этого фильма) ссорится с девушкой и съезжает в съемное жилье. Там его ждет неожиданное знакомство — оказывается, тут же обитают Марсель (озвучивает Дженни Слейт), наивная ракушка в миниатюрных ботиночках, и его бабушка Конни (озвучивает великая Изабелла Росселлини). Марсель в объективе Дина быстро становится звездой YouTube, а свежеприобретенный социальный капитал они собираются потратить на поиски: Марсель и Конни оторвались от большой ракушечной семьи несколько лет назад и никак не могут с ней воссоединиться.
Скромное мокьюментари, выпущенное А24, неожиданно дошло до «Оскара», причем еще и в не самой очевидной номинации, ведь нарисованы здесь только Марсель, Конни и другие их родственники. Но регламент Академии на 75% кадров с анимацией соблюсти удалось. Да и трудно, наверное, было отказать этому очаровательному фильму. «Марсель» — стопроцентно доброе зрелище с множеством мелких деталей и особым взглядом на мир. Режиссеру Флейшер-Кэмпу удается превратить обыкновенный дом в магическое пространство — например, движущийся виниловый диск становится беговой дорожкой для главного героя, а зубочистка превращается в настоящее оружие. Тем, кто влюбился в Марселя, стоит обратить внимание на одноименную короткометражку 2010 года и ее сиквелы (именно из них и вырос полный метр).
«Ради Лесли»
Лучшая женская роль (Андреа Райзборо)
Где смотреть: VOD-платформы (Prime Video, iTunes и др.)
Мать-одиночка Лесли Роулендс (Андреа Райзборо) выиграла в лотерею крупную сумму и спустила всё на развлечения и алкоголь. Спустя 6 лет она осталась без гроша в кармане, ей нечем заплатить даже за ночь в мотеле. Женщина решает навестить своего сына Джеймса (Оуэн Тиг) и уверяет его, что исправилась, избавившись от вредных привычек. Но алкоголь продолжает управлять ее жизнью, и вскоре она остается одна. Чтобы восстановить отношения с близкими, Лесли придется оттолкнуться от самого дна и снова обрести контроль над собой.
«Ради Лесли» — неожиданный триумф британской актрисы Андреа Райзборо, которую вы точно видели в «Обливионе», «Мэнди» и сериалах «Черное зеркало» и «НольНольНоль». Ее номинация за этот фильм даже вызвала скандал в американской прессе (подробнее о нем можно прочитать здесь). Но если абстрагироваться от контекста, то окажется, что Райзборо действительно сыграла одну из лучших своих ролей; у нее убедительно получаются как яркие алкогольно-делириумные эпизоды (а ведь убедительно изображать пьяного, как известно — одна из труднейших актерских задач), так и тихие бытовые разговоры (аккомпанирует ей ветеран американского стэндапа Марк Мэрон). Сам фильм при этом трудно назвать выдающимся — это типичная социальная драма, которую выделяет именно игра Райзборо.
Ирландская глубинка, 1980-е. Молчаливая и стеснительная Кейт (дебютантка Кэтрин Клинч) живет вместе с бедными и не очень любящими родителями в окружении многочисленных братьев и сестер. В школе ее считают странной, а сама девочка с трудом справляется с учебной программой. Однажды ее мать вновь беременеет, и Кейт под этим предлогом отправляют к дальним родственникам — бездетной супружеской паре (Кэрри Краули и Эндрю Беннетт). Там девочка узнает, что отношения с родными могут выглядеть совсем иначе.
«Тихоня» — главная сенсация ирландского кинематографа 2022 года, первый номинант на «Оскар» от страны и самый кассовый фильм всех времен, снятый на ирландском языке (для этого понадобились международные сборы в 1,8 млн долларов). А еще в копилке ленты есть пара «Золотых медведей» с предпоследнего Берлинале. Режиссер-дебютант Колм Барейд взял за основу рассказ знаменитой национальной писательницы Клэр Кигэн и снял размеренный, но берущий за душу фильм. Тут нет никаких динамичных событий или преувеличенно показанных эмоций, это простая и понятная история о том, что такое любовь. А к актрисе Кэтрин Клинч стоит присмотреться — после «Тихони» она наверняка станет как минимум локальной знаменитостью.