Теперь в Плюсе можно не только смотреть кино и слушать музыку, но и читать! С опцией Букмейт вам будет доступна огромная библиотека книг и аудиокниг разных жанров: фантастика, детективы, проза, нон-фикшен и литература для детей. Чтобы попробовать, введите промокод KINOPOISKMEDIA здесь (действует только для новых пользователей).
На Букмейте эксклюзивно появилась книга канадской исследовательницы Лесли Керн «Феминистский город. Полевое руководство для горожанок» (издательство Ad Marginem). Аудиоверсию читает журналистка и активистка Настя Красильникова, которую вы можете знать благодаря ее расследованиям «Ученицы» (о домогательствах учителей к школьницам) и «Цена поездки» (о насилии в такси). Обозревательница Мария Нестеренко рассказывает о книге, которая неизбежно возвращает к личному опыту. Страхи и неудобства жительниц больших городов оказываются универсальными, будь то Ростов-на Дону или Нью-Йорк.
Когда я была старшеклассницей, а спустя несколько лет студенткой института, позднее возвращение домой всегда было сопряжено с риском. Автобусы из центра в мой микрорайон переставали ходить в 10 часов вечера, поэтому если я задерживалась, нужно было миновать посадку, которая и в дневное время была не самым приятным местом. Можно было сделать крюк, но и эта дорога отнюдь не была безопасным решением. Другой случай: спустя 10 лет мы прогуливались по летнему Ростову-на-Дону втроем — я, брат и его подруга. В какой-то момент мы со второй девушкой так увлеклись беседой, что оставили брата позади. Тут же с нами начал пытаться познакомиться мужчина. Довольно агрессивно. Нет, ни своим видом, ни своим поведением мы не выказывали жажды мужского внимания, но разве это что-то значит? К нашим просьбам отстать он был глух. Ситуацию исправил только брат, догнавший нас и сказавший: «Они со мной». У любой жительницы города — неважно, большого или маленького — есть десятки таких историй. Любая горожанка знает: город — небезопасное место, и абсолютно никакого значения не имеют длина твоей юбки, вес и высота каблуков. Твоя безопасность — твое личное дело.
Книга канадской исследовательницы Лесли Керн «Феминистский город. Полевое руководство для горожанок» — о том, как женщины чувствуют себя в городе и как город чувствует женщин. Мы воспринимаем окружающую среду как некую данность, то, с чем нужно мириться, как, например, с отсутствием пандусов или велодорожек. Но пространственные решения не берутся с потолка (хотя порой кажется, что именно так), а выверяются и подгоняются под потребности человека, и человек этот, скорее всего, окажется мужчиной.
«В мире, где всё — от лекарств до манекенов для краш-тестов, от пуленепробиваемых жилетов до кухонных конторок, от смартфонов до настроек кондиционеров в офисах — проектируется, тестируется и приводится в соответствие со стандартами, определенными мужскими телами и их потребностями, это не должно ни для кого быть неожиданностью».
Текст Керн относится скорее к эссеистике, чем к урбанистскому исследованию, и по сути является кратким изложением ее более масштабной работы «Sex and the Revitalized City: Gender, Condominium Development, and Urban Citizenship». Положения каждой главы исследовательница щедро подкрепляет наблюдениями из личного опыта. Но в феминизме «личное — это политическое» (девиз феминистского движения 1970-х годов, произошедший от одноименной статьи американской активистки Кэрол Ханиш), а стало быть, проблемы отдельной женщины являются общими для всего женского пола. У Керн город — это «пространство, где мой опыт заставляет меня задаваться вопросами: „Почему моя коляска не влезает в трамвай?“, „Почему я вынуждена выбирать безопасный путь домой, который на полмили длиннее опасного?“, „Кто заберет моего ребенка из лагеря, если меня арестуют на протесте против Большой двадцатки?“ Это не просто личные вопросы. Они приближаются вплотную к самой сути того, почему и каким образом большие города держат женщин „на своем месте“».
В своей книге Керн знакомит читателей с архитекторами, урбанистками и активистками, сосредоточенными на том, как женщины перемещаются по городу. В каждой главе Керн сосредотачивается на определенном аспекте женской жизни: город матерей, город подруг, город протеста и т. д. Цитируя поэтессу Адриенну Рич, Керн начинает с «самой близкой географии», то есть с тела в повседневной жизни. Как чувствует себя беременная в городском пространстве? Кино, литература и философия давно сформулировали, что будущая мать словно теряет контроль над своим телом, теперь оно принадлежит не только наблюдающим ее врачам, но и городу, толпе. Стать незаметной не получится:
«Я больше не была отдельным человеком, самостоятельно принимающим решения. Было ощущение, что без моего согласия эта моя функция была передана на общественные начала».
Керн помогает скорректировать оптику на, казалось бы, давно привычные вещи. Все помнят четырех подруг из «Секса в большом городе», но какие смыслы обнаружатся, если посмотреть на дружбу этих женщин в контексте Нью-Йорка? На первый взгляд кажется, что у них-то все хорошо. Но вот Миранда перебирается с Манхэттена в Бруклин, и теперь ей кажется, что видеться с подругами она больше не сможет. Когда Кэрри не может внести взнос за квартиру, Шарлотта отдает ей свое обручальное кольцо. Город проверяет их дружбу на прочность, а заодно напоминает, что жизнь там не по карману порой даже тем, кто в принципе может себе это позволить.
Керн убеждена, что внимание к потребностям женщины с точки зрения пространства сделает город более удобным не только для самих женщин, но и для самых разных категорий — людей с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, людей без гражданства, людей, не владеющих государственным языком, людей разных конфессий и так далее. Ведь «феминистский город — это продолжающийся по сей день эксперимент о том, как жить по-другому, жить лучше и жить более справедливо в городском мире».
Читайте и слушайте книги о женском опыте на Букмейте в подписке Плюс Мульти с опцией «Букмейт».