В зарубежных онлайн-кинотеатрах состоялся релиз фильма «Супер Майк: Последний танец» — возможно, финальной части трилогии про мужской стриптиз с Ченнингом Татумом в главной роли. Рассказываем, как родилась франшиза, во что она эволюционировала и какой след оставила после себя.
Откуда появилась идея фильма
В 2010 году Ченнинг Татум стремительно набирал популярность в Голливуде. Звезда криминальной драмы «Джонни Д.» и блокбастера «Бросок кобры» в одном из многочисленных интервью заявил, что задумывается о создании фильма, вдохновенного своим прошлым. В 18 лет он с трудом сводил концы с концами, поэтому устроился в мужской клуб, где проработал стриптизером около года. Татум не стыдился, но и не гордился занимательной деталью своей биографии, он мечтал однажды перенести на большие экраны атмосферу и энергию профессии, которая крайне стигматизирована.
Мечты подкреплялись амбициями актера: Татум хотел, чтобы фильм снял режиссер «Бронсона» Николас Виндинг Рефн. Датский постановщик поначалу согласился на съемки, но из-за несостыковки в графике был вынужден покинуть проект. Тогда Татум предложил идею Стивену Содербергу, в чьем «Нокауте» в тот момент снимался. Американец остался в восторге от предложения и со временем сел в режиссерское кресло. Содерберг предложил внести несколько изменений в сюжет — расширить перспективу и добавить в историю второго героя. Тридцатилетний Татум сыграл бы опытного наставника, а кто-нибудь помоложе — его ученика.
«Супер Майк» — драма о кризисе идентичности и крахе американской мечты
Майк Лейн — перспективный предприниматель из Флориды, который откладывает деньги на открытие мебельной компании. Днем он подрабатывает на стройках, а ночью танцует в стриптиз-клубе Далласа (Мэттью МакКонахи). Майк встречает 19-летнего Адама (Алекс Петтифер) и решает взять безработного и ленивого парня под свое крыло. Тот вовсю учится танцевать и становится новой звездой клуба по прозвищу Малыш. Пока Майк всеми силами пытается выйти из индустрии, Адам очаровывается беззаботной жизнью стриптизера: легкие деньги, наркотики и секс с клиентками.
Решение выстроить параллелизм между опытным наставником и искушенным протеже не единственное нововведение Содерберга в автобиографической истории Татума-стриптизера. Постановщик вместе со сценаристом фильма Ридом Каролином в первую очередь исследовали последствия экономического кризиса 2008 года — финансовую нестабильность и тревоги американцев. В 2009 году Содерберг уже успел выпустить «Девушку по вызову» — драму о нью-йоркской эскортнице (Саша Грэй), которая сталкивается с оттоком богатых клиентов из-за кризиса. «Супер Майк» стал ее духовным наследником, еще одной историей о том, как тело и интимность превращаются в товар, а секс-работники — в предпринимателей с персональным брендом.
Майк, как и когда-то сам Татум, работает стриптизером, но мечтает заниматься дизайнерской мебелью. Он верит, что американскую мечту может исполнить любой целеустремленный работяга. Коллеги и знакомые сомневаются в успехе Майка и считают его жертвой системной пропаганды и пустословом, который вслух говорит о своих недостижимых желаниях. Они все понимают: стриптиз должен был стать временной подработкой, но превратился в основной источник дохода. Сам Майк осознает недостижимость мечты, только когда ему сообщают в банке, что, несмотря на приличный первоначальный взнос, он все равно считается финансово нестабильным клиентом. Дело в том, что в графе «профессия» он указывает «автомеханик», ведь у стриптизера, как и у представителей любой другой стигматизированной профессии, еще меньше шансов получить кредит.
Содерберг использует интересный художественный прием в фильме: сцены с реальным миром показаны с едким желтым оттенком, танцы и выступления — без. Конечно, легко сослаться на режиссерскую попытку с помощью цветокоррекции продемонстрировать знойный флоридский климат, но можно предложить другую, намного более изобретательную интерпретацию. С реальным миром что-то не так, он болен, и остаются лишь эскапизм и побег в мир фантазии. Полицейские, пожарные, бизнесмены, солдаты и ковбои — Майк с коллегами переодеваются в костюмы героев американской иконографии. И только со временем он осознает, что американская мечта — такая же нелепая фантазия, как Тарзан, спасающий свою Джейн.
Внутренний конфликт между бизнесменом Майклом Лейном и стриптизером Супер-Майком передан и через любовные интересы героя. С одной стороны — непостоянная Джоанна (Оливия Манн); интрижка, которая долгое время не отпускает героя, как и стриптиз. С другой — сестра Адама, медсестра Брук (Коуди Хорн), которая символизирует «нормальный» мир, куда так рвется Майк. Попытка понять себя приводит к пылкому монологу о том, что образ жизни и профессия не определяют его как личность. Из кризиса идентичности Майк выходит радикальным способом — отказывается от профессии и мечты о собственном бизнесе ради отношений.
«Супер Майк XXL» — ода мужской дружбе и женским желаниям
Бюджет «Супер Майка» составил всего лишь 7 млн долларов, но в прокате фильм собрал 167 миллионов. Финансовый успех позволил создателям заняться развитием франшизы, но с небольшими поправками. От участия в сиквеле отказались несколько ключевых актеров: Мэттью МакКонахи, Алекс Петтифер и Коуди Хорн. Кроме того, вышедший на пенсию Стивен Содерберг остался в проекте лишь в качестве оператора и монтажера, уступив режиссерское место своему продюсеру и ассистенту Грегори Джейкобсу. Друг Татума и сценарист первой части Рид Каролин хотел, чтобы вторая часть была еще масштабнее, поэтому превратил ее из производственной драмы в роуд-муви. Однако сменой жанра дело не ограничилось.
«Супер Майк XXL» не вторит первому фильму и не развивает его идеи, а наоборот, оспаривает их. Лживая и фальшивая Америка превратилась в свободолюбивое место, где любой может реализовать себя и найти собственное счастье. Стриптиз — мрачная и владеющая людьми индустрия — стала уникальной формой самовыражения. Как результат, вместо циничной антикапиталистической драмы о конкуренции зрителей ждала воодушевляющая комедия о дружбе и эмпатии.
Прошло три года, как Майк ушел из стриптиза, но новая жизнь складывается неудачно. Девушка бросила его, а бизнес не приносит ожидаемого дохода. Внезапно Майк узнает, что Даллас и Малыш бросили бывших коллег, и теперь «Короли Тампы» планируют отправиться на конвенцию мужчин-стриптизеров и там триумфально уйти из профессии. Майк присоединяется к команде друзей.
«Супер Майк XXL» лишен конфликта, драматического надрыва и ставок. Весь сюжет занимает совместная поездка — эдакое духовное путешествие, во время которого герои вновь найдут смысл в своем призвании. Если первый «Супер Майк» очеловечил одного стриптизера, то сиквел добивается того же результата с остальными. Некоторые из них хотят рисовать и петь, кто-то хочет добиться успеха в малом бизнесе, а кто-то — остепениться. Герои проговаривают собственные страхи остальным, потому что знают, что их выслушают и примут. А мечты они воплощают на сцене в череде изобретательных и энергичных выступлений. Никаких больше устаревших образов пожарных и полицейских — только то, как сами герои видят себя сами: продавцы мороженого, художники или женихи в брачную ночь.
Однако «Супер Майк XXL» — это не просто духоподъемная комедия о здоровой мужской дружбе, но и один из самых социально и сексуально прогрессивных голливудских фильмов прошлого десятилетия. Если в первой части создатели говорили о стриптизе лишь как о продаже тела, то в сиквеле они дают профессии куда более широкую трактовку, используя женский взгляд. Один из героев говорит, что они «целители», которые, в отличие от мужей и бойфрендов, слушают женщин, обращаются с ними как с королевами и не стыдят за желания. Мужчины-стриптизеры танцуют для всех вне зависимости от внешности и веса, даже если на кону стоит всего лишь улыбка продавщицы.
Иронично, что одним из тех самых не умеющих слушать мужчин оказывается и сам Майк, который расстался с девушкой, потому что не понимал, чего она хочет. Если бы он и другие стриптизеры знали, как перенести искренность, страсть и честность со сцены в реальный мир, их жизнь стала бы намного проще. Именно поэтому на протяжении всего фильма они учатся эмпатии и выстраиванию диалога. Не случайно фильм о равенстве, общении и дружбе заканчивается празднованием Дня независимости. Под залпы фейерверков и в окружении американских флагов герои продолжают чествовать ценности и идеалы Америки, несмотря на то что страна давно от них отказалась.
«Супер Майк: Последний танец» — мелодрама о творческом процессе и моногамии
Казалось, франшиза о Супер-Майке завершилась логичным образом — дилогией непохожих и противоречащих друг другу фильмов. Однако в 2021 году, через 6 лет после выхода второй части, было анонсировано продолжение, а вместе с ним и возвращение Стивена Содерберга на пост режиссера. На первый взгляд, это странное решение, но у него есть простое объяснение. В 2017 году Татум запустил Magic Mike Live — сценические выступления стриптизеров, которые сначала стали хитом в США, после чего покорили Европу. Лайв-шоу изначально считались негласным продолжением серии. «Последний танец» нарушил последовательность — теперь это третий фильм во франшизе, а еще своеобразный приквел живых выступлений.
40-летний Майк потерял мебельный бизнес из-за пандемии коронавируса и теперь работает барменом в кейтеринговой службе. На мероприятии по сбору средств его узнает одна из гостей и тут же рассказывает организаторше вечера, Макс (Сальма Хайек), о скрытых талантах бармена. Женщина предлагает Майку 6 000 долларов за приватный танец, но после проведенной вместе ночи увеличивает сумму до 60 000 и приглашает отправиться вместе в Лондон. Скучающему по танцам Майку предлагают стать хореографом и поставить выступление, которое очарует британских девушек и подарит им то, что уже испытала Макс.
В «Последнем танце» нетрудно найти точки соприкосновения с прошлыми частями франшизы. К примеру, есть экономическая подоплека оригинала: Майк вновь страдает из-за финансового кризиса, а в Лондоне осознает, насколько велик разрыв между богачами и мечтающими о лучшей жизни представителями рабочего класса. Но в то же время здесь есть и утопическая трактовка стриптиза из сиквела. Мужчины танцуют не ради денег, а чтобы выразить себя и доставить удовольствие женщинам. Третья часть балансирует между центральными идеями предыдущих фильмов, однако в итоге не предлагает ничего нового или хотя бы убедительного. Майк все же не сводит концы с концами, а за выступлением неизвестных танцоров наблюдать не так интересно.
И все же «Последний танец» заслуживает внимания как минимум из-за желания создателей попробовать что-то новое в серии и в очередной раз сменить вектор. Третий фильм предлагает закулисную драму об организации выступления, мелодраму о попытках Майка и Макс стать парой и, конечно, танцевальное шоу о том, как творчество имитирует жизнь. Грандиозным финалом фильма становится то самое шоу Magic Mike Live с теми же актерами и декорациями, в котором Майк воспроизводит сцены отношений с Макс и признается ей в любви. Это трогательный и подходящий, хоть и слегка разочаровывающий финал для героя, который повзрослел и обрел внутренний покой. И все же хочется верить, что формулировка «Последний танец» не остановит Майка вернуться в профессию, как Стивена Содерберга, который тоже когда-то ушел на пенсию, а теперь снимает по фильму в год.
Наследие франшизы
Если Супер-Майку все же суждено уйти на покой, тогда любимого героя стоит проводить с помпой. В начале 2010-х фильм про мужской стриптиз мог похоронить набравшую ход карьеру Ченнинга Татума. Даже актеры второго плана наотрез отказывались от участия, потому что боялись, что снимутся в новой версии «Шоугелз» Пола Верховена. 11 лет спустя можно смело утверждать, что опасения оказались напрасными. «Супер Майк» развился в прибыльную франшизу, которая вышла за рамки экрана и теперь покоряет сцены всего мира. Впрочем, фанаты будут помнить серию явно не за финансовые успехи.
Секс-символ с душой. Ченнинг Татум хотел снять фильм о своем прошлом, но в итоге подарил Голливуду прогрессивный секс-символ. Франшиза изменила поп-культурный образ стриптизеров, которые раньше ассоциировались с героями в безвыходном положении (см. «Рестлер»). Супер-Майк — это не только красивое тело и пластика, а личность, которую не определяет работа в секс-индустрии. У него есть мечта, сомнения в себе, уязвимости и набор качеств, которые очеловечивают его, показывают не просто объектом желаний. То же самое происходит с коллегами Майка, которые за идеальным прессом и накачанной грудью скрывают большие сердца, бизнес-амбиции и желание жить нормальной жизнью.
Здоровая объективация мужчин. Создатели очеловечивают своих героев, но все же не забывают показать стриптизеров во всей красе. В отличие от большинства фильмов о стриптизе, зрителям дают возможность узнать внутреннюю кухню профессии, а главное, понять, почему героям нравится их работа. Дело не в унизительных обязательствах или деньгах, а в эмоциях от выступлений — приливе адреналина, формировании связи с аудиторией, желании доставить ей удовольствие и почувствовать себя желанным.
Женский взгляд. Второй и третий фильмы серии часто называют профеминистскими, а также восхваляют за использование женской оптики. Женщин вне зависимости от расы, возраста и размера мотивируют раскрыть свои желания без страха быть униженными и пристыженными. Именно их наделяют властью, боготворят и называют королевами.
Крепкая мужская дружба. Особого внимания заслуживает репрезентация здоровых отношений между мужчинами без иерархий и токсичности, без зависти, агрессии, доминирования и страха показаться слабыми. «Супер Майк XXL» — редкий студийный фильм, который чествует и восхваляет товарищество и мужчин, которые искренне делятся своими переживаниями, болеют друг за друга и открыто выражают любовь. Если это нормальная практика в компании накачанных и пользующихся спросом у женщин стриптизеров, то почему похожего поведения должны бояться другие мужчины?
Жанровая эволюция. В конце концов, трилогия фильмов заслуживает признания из-за смелости создателей, их желания переизобрести себя и сделать что-то новое. Каждая новая часть кардинально отличается от предыдущей, неизменными остаются лишь эффектные выступления. Серия проделала долгий путь от социальной драмы к дружеской комедии и интимной мелодраме, не боясь провалиться в прокате и расстроить аудиторию. Результат закономерен: перед нами одна из самых эклектичных и уникальных франшиз современного Голливуда.
5 лучших танцевальных номеров франшизы — для тех, кому неважен сюжет
Танец солдат к 4 июля
«Супер Майк»
Сцена из клуба «Роум»
«Супер Майк XXL»
Майк танцует для себя
«Супер Майк XXL»
Финальное выступление
«Супер Майк XXL»
Сцена на заправке
«Супер Майк XXL»
Автор: Алихан Исрапилов
Фото: Magic Mike Live Las Vegas