В рубрике «Главный герой», где мы публикуем монологи ключевых лиц индустрии, Саша Бортич размышляет о сексизме в индустрии и жизни, противоречиях и сложностях с хорошими комедиями.
Александра Бортич — российская актриса театра и кино. В 2014 году дебютировала в главной роли в фильме Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут», получившем специальный приз на «Кинотавре». Среди самых известных фильмов с участием актрисы — «Духless 2», «Викинг», «Я худею» и «Холоп». Сериальному зрителю запомнилась по телесаге «Полицейский с Рублевки», «Филфак», «Обычная женщина», «Игра на выживание». Сейчас с Бортич на more.tv идет сериал «Фишер», где ее героиня — волевая следовательница угрозыска в конце 1980-х. С прошлого года Бортич также исполняет одну из главных ролей в спектакле «Комедия двенадцатой ночи» в Театре на Малой Бронной.
О сериале «Фишер» и съемочной команде
«Фишера» нам пришлось готовить в экстремально сжатые сроки, но, по-моему, получилось круто. И образ следователя Натальи Добровольской (часто единственной женщины в кадре) получился цельным. У нас была потрясающая художественная команда: их вкус, их работу видно не только по гриму и костюмам, но и по наполнению кадра. Хотя костюмы — моя отдельная любовь в этом проекте. Мы не сразу нашли образ Наташи, он собрался в процессе обсуждения и получился внятный и симпатичный. Мне нравится, что у нее есть развитие, и к концу сезона с ней происходят изменения и внутренние, и внешние тоже.
Группа на проекте собралась потрясающая, это особенно помогало сохранить теплую атмосферу на фоне такой тяжелой истории, в рамках которой сложно существовать. Бывают площадки, где кто-то ругается, плохо справляется, в воздухе напряжение, и ты, как артист, вокруг которого что-то, например, не готово, постоянно на взводе. А здесь, несмотря на очень сложный график, каждая минута вместе со съемочной группой — абсолютнейшая любовь. И это, конечно, мощно уравновешивало сложность материала. Легкость и любовь за кадром очень помогают.
О «напускном феминизме»
Мне смешно слышать, что роль Наташи можно расценивать как «напускной феминизм». Я никогда не смотрела на свою героиню через такую призму. Но я не первый раз слышу, что, мол, «отыгрываю фемповестку». Ну окей, так может казаться со стороны, хотя я просто играла героиню и была озабочена не тем, что ей надо что-то доказывать из-за того, что она женщина. Но если уж мы смотрим с этой точки зрения, давайте поговорим про сексизм! Не знаю, в каких сценах тут нарочитость, потому что в жизни и сегодня не так все радужно с этой темой.
Буквально вчера я разговаривала со своими подругами, которые работают в кино, и мы обсуждали 2023 год. Вы бы знали, какое количество историй у них накопилось про то, как с ними на встречах толком не разговаривают, как их оттесняют от обсуждения деталей в проектах просто потому, что они женщины. О какой «напускной» фемповестке можно говорить, когда такое происходит?
Я никогда не позиционировала себя как феминистку, но я постоянно сталкиваюсь с тем, что во многих мужчинах живет маленький сексист. Думаю, многие девушки с этим сталкивались.
О женских ролях в российском кино
У меня сейчас два проекта, и один из них — это просто мужской сюжет. Там в принципе таковы изначально сама идея и произведение. То есть история исключительно про пацанов, и там не может быть каких-то главных женских персонажей, потому что все построено вокруг парней. Я сначала подумала даже: «Господи, зачем я там нужна?» Но, дочитав, согласилась. Такая роль тоже может быть важной. Однако нужно кое-что понимать. Есть разница между ситуацией, где действительно просто нет места для сильных женских персонажей и главные роли все мужские, и ситуацией, когда в центре сюжета — картонная, непродуманная героиня.
У нас сейчас пишут и ставят огромное количество сценариев, где женская роль — это исключительно «любовь главного героя», «мама главного героя», «сестра главного героя» и так далее. Одна моя подруга снималась в фильме, где у нее главная женская роль, но ее просто написали как мебель, хотя можно было бы сделать гораздо интереснее, более внятной. Она говорит: «Я просто хожу за ним, смотрю, оцениваю и ищу его все время, типа а где он, а почему он». Вот это, я считаю, и есть проблема — непроработанность женских персонажей.
Этот проект я давно ждала! Я думаю, это будет очень крутое кино, веселое и трогательное. И я невероятно счастлива, что Ольга Дибцева, его автор, со мной тогда связалась. Это было очень смешно. Я только родила ребенка, и мне пишет Дибцева: хотим запуститься осенью, а я просто в ответ ей скидываю фотку с ребенком в роддоме. В итоге эта роль все-таки меня дождалась.
Оля Дибцева в соавторстве с Сашей Собичевским написала сценарий и стала режиссером. Борис Игоревич Хлебников выступил как креативный продюсер. Мы вместе сделали эту героиню, мне над ней было ужасно интересно работать, потому что подобного я еще не играла. Моя учительница английского в начале просто серая мышь, но потом, скажем так, мы переходим из этого бледного цвета в контрастную палитру. Этот фильм, несмотря на весь юмор, про особенный, важный путь к себе. С оригинальным, на мой взгляд, сюжетом. То, что начинается по классике, заканчивается… Во второй половине есть сцена почти в жанре треш-комедии.
С комедиями в целом трудно, как бы прекрасно они ни были написаны. Это один из немногих сценариев, который я читала и смеялась в голос. Такое редко бывает. И для меня важно, что эта роль совсем не похожа на ту, что в «Фишере».
О «Комедии двенадцатой ночи», противоречиях и ребенке
Я не могу без противоречий. В любимом кино и театре всегда есть место красоте, возможности поплакать и посмеяться. Сейчас я играю в «Комедии двенадцатой ночи» у режиссера Олега Долина. Этот спектакль, по-моему, очень искренний, простой и настоящий, местами веселый, а местами — трогательный. С него уходишь как раз со светлым и теплым ощущением.
Я бы сказала, что это практически семейный спектакль. У меня на него приходили друзья с десятилетним ребенком, и тот высидел его прекрасно. Мой собственный ребенок приходил на репетиции и мог по полчаса в зале сидеть, когда у нас еще не было даже толком света и костюмов. Даже ему было интересно, он увлекался, смотрел, а ему трех лет еще нет.
Но, может быть, кстати, это его характер. Он в себе сочетает загадочным образом абсолютный ураган и удивительную способность спокойно посмотреть целый спектакль — мы уже сходили на несколько. Я его не приучала. Видимо, человек тоже любит противоречия.
О благотворительном фонде «Шалаш»
Фонд «Шалаш», с которым я не первый год сотрудничаю, работает вовсю. И я по-прежнему состою в его попечительском совете. Этот фонд помогает справиться детям с травлей, агрессией и другими проявлениями трудного поведения. И, самое главное, дает для этого инструменты родителям и учителям. Всем рекомендую, советую подписываться на Instagram «Шалаша», заходить на сайт «Шалаша», читать там материалы. И никогда не забывать: не трудные дети, а дети, которым трудно. Это очень важно, это аксиома. Я счастлива быть частью «Шалаша» и считаю, что это важное дело.
Что Саша Бортич смотрит и вам советует
День святого Валентина уже прошел, но я эксперт по фильмам для свиданий. Так что вот мой топ!
«Нормальные люди»
Я считаю, что этот невероятный сериал надо посмотреть каждому человеку в мире. Как он разрывает мое сердце — не описать словами. Я его очень советую всем, особенно если у вас нежное или даже немножко грустное настроение. Или если вы сейчас влюблены.
«Руби Спаркс»
Прекрасный фильм с Полом Дано про то, как писатель написал книгу про идеальную девушку и она появилась у него в доме, а потом оказалось, что не только он ее видит. И когда он переписывает книгу, изменения отображаются в реальном времени. Например, «Руби говорит по-французски» — и Руби говорит по-французски. Казалось бы, идеальная схема! Но, разумеется, все не так просто.
«Жаркие летние ночи»
Тут и первая любовь, и экшен, и Тимоти Шаламе. Записали, согласились.
«Маленькая мисс Счастье»
Это мой самый любимый фильм на свете — нежный, смешной и прекрасный. Замечательные артисты — Стив Карелл, Пол Дано, Тони Коллетт. Классно, весело, смешно и, как всегда, очень трогательно. Именно то, что я люблю.
«Бойфренд из будущего»
Топ-1! Идеальный фильм для свиданий. На первый взгляд кажется, что это просто романтическая комедия, но он оказывается намного глубже и интереснее. Более того, его можно посмотреть хоть с родителями, хоть с парнем, хоть с девушкой, хоть с подружкой. Суперзамечательное кино.
Автор: Наиля Гольман
Фото: Роман Машевский для Кинопоиска
Редакция выражает благодарность отелю «Marco Polo» за предоставленную возможность для съемки