На Берлинском фестивале только что показали новую работу Синкая (впрочем, уже вышедшую в японский прокат). Рассказываем, как постоянные для режиссера темы природных катаклизмов, японской мифологии и взросления нашли новую трактовку в этом фильме про девочку и стул, которые гоняются по всей Японии за волшебным котом.
Маленькая девочка в отчаянии ищет маму, стоя перед дверью в нечто похожее на другую галактику. Вдруг вдали появляется размытая фигура, лица которой не видно, и предлагает помощь. В 2023-м от этого странного сна просыпается школьница Судзумэ, мать которой 12 лет назад погибла во время цунами. Позже по дороге в школу Судзумэ встречает незнакомца, который отдаленно напоминает фигуру из сна. Он первым обращается к ней с вопросом: «Не подскажешь, где тут ближайшие руины? Мне нужно закрыть дверь».
Новый знакомый — его зовут Сута — загадочен неспроста: он один из «закрывателей» дверей, из которых периодически вырываются гигантские красные черви. Важно вовремя закрыть каждую дверь: если червь успеет упасть на землю, то начнется землетрясение. Обычно в закрытии дверей помогают особенные камни-ключи, но один из них Судзумэ невольно превратила в кота. Кот этот (его зовут Дайджин, и он умеет разговаривать) по понятным причинам больше не хочет быть камнем и сбегает, предварительно превратив Суту в трехногий детский стульчик. Судзумэ и Сута-стул отправляются в погоню за Дайджином — нужно срочно закрывать новые двери и предотвращать новые землетрясения.
Синкай привычно черпает вдохновение в японской мифологии. Главная героиня, Судзумэ, по словам режиссера, основана на образе богини Удзумэ (Амэ-но удзумэ) — на это, возможно, указывает и схожесть их имен. По легенде, именно Удзумэ удалось выманить богиню Солнца Аматэрасу из-за двери пещеры, когда та спряталась от мира после ссоры с братом. Удзумэ также считается инари — это ками (боги или духовные существа), тесно связанные с лисами кицунэ (а визуальная отсылка к сверхсильным девятихвостым лисам в фильме есть).
Синкаю не хотелось создавать свою героиню в парадигме «девушка в беде», которую нужно спасать, у него именно Судзумэ спасает как окружающих, так и себя. Над маскулинностью Синкай много по-доброму иронизирует устами своих героинь (шутками в стиле «встречаться с мальчишками — полная засада», и в контексте сюжета это действительно смешно). Ирония, конечно, усиливается тем, что протагонист-юноша проводит 2/3 фильма в обличии говорящей табуретки. За милоту здесь отвечает персонаж кота — одновременно абсолютно очаровательный и невыносимый. На пресс-конференции Синкай признался, что его всю жизнь сопровождают кошки (и это заметно). Во время продакшена «Судзумэ» он приютил еще одну и назвал угадайте как. К тому же, отметил режиссер, кошки очень популярны в соцсетях, и это большой плюс для продвижения фильма.
В последних фильмах Синкая мелодрама все больше разбавляется юмором. Режиссер признается, что ему важно сделать как можно более зрительское кино («В Японии билеты в кино стоят очень дорого, и я хочу, чтобы большинство людей не ушли с фильма разочарованными»), а для этого как раз нужен юмор. В японском прокате (там «Судзумэ» вышла еще в ноябре 2022-го) фильм собрал более 100 млн долларов и занял четвертое место в топе годового бокс-офиса. Возможно, успеху сопутствовало то, что саундтрек «Судзумэ» был заказан сверхпопулярной японской группе RADWIMPS (они уже работали вместе с Синкаем над «Дитя погоды» и «Твоим именем»). Также к работе был привлечен композитор Кадзума Дзинноти (писал музыку для видеоигр «Halo» и «Ghost In The Shell», а также для «Metal Gear Solid» от Kojima Productions). Саундтрек-альбом неплохо выступил в японских чартах, несколько раз оказавшись в первой десятке.
Синкай вновь пытается пережить (или метафорически предотвратить) большую национальную трагедию Японии — землетрясение и цунами 2011 года (во время этой катастрофы погибло 20 тысяч человек, среди них и мать Судзумэ), сильнейшее в истории страны. Подростки Синкая — поколение, пережившее катастрофу детьми — вновь спасают мир втайне от всех, проходят испытание первой любовью и трудностями, но никогда не забывают поесть (действительно, герои фильма едят регулярно, три раза в день). В Судзумэ и ее ровесниках из других аниме Синкая сочетаются философское отношение к смерти и ошеломительное всепобеждающее желание жить.
При этом, возвращаясь к своим идефиксами, темам, на которые он рассуждал уже многократно, Синкай не повторяется, а открывает новые точки зрения на старые проблемы, говоря о них по-новому. И оттого на экране раз за разом случается спокойное повседневное волшебство.
Автор: Дарья Постнова