22 февраля вышла гарнитура PlayStation VR2 (рекомендованная цена — 549 долларов), которая предназначена для использования с консолью PlayStation 5. Виртуальная реальность казалась следующим логичным шагом в развитии игровой индустрии, но почему этот скачок так и не случился?
Антон Уткин
Сценарист и режиссер, сооснователь студии Lateral Summer, которая занимается интерактивным кино и VR-технологиями
Технологические тенденции делают очередной резкий виток: если год назад вся планета словно сходила с ума от идеи метаверса (что бы это ни значило), то сейчас все повсеместно увлеклись нейросетями и интеллектуальными помощниками, которые то картинку нарисуют лучше иного художника, а то и осмысленную курсовую напишут за минуты. Интерес к виртуальной реальности, которую все считают фундаментом метаверса, будто бы идет на спад. Meta, как лидер рынка VR, пересматривает свои миллиардные убытки и планы развития направления, китайская Tencent полностью сворачивает все разработки и увольняет людей. На этом безрадостном фоне выходит вторая, долгожданная версия PS VR — набора виртуальной реальности для игровой консоли Sony PlayStation 5. Попробуем разобраться, какая участь ей уготована и что вообще сейчас происходит с индустрией VR.
Спад и правда идет — на фоне довольно бурного роста последних нет
Виртуальная реальность — явление, мягко говоря, не новое, но до середины прошлого десятилетия ей никто сильно не интересовался. Ситуация начала меняться в 2012 году, когда молодой американец Палмер Лаки собрал у себя в гараже прототип шлема виртуальной реальности из уже доступных компонентов и открыл сбор средств на Kickstarter, чтобы окупить производство. Проект заметил Джон Кармак, автор легендарной видеоигровой серии «Doom», и взял под свое крыло. А уже через два года молодую компанию Oculus за два миллиарда (!) долларов купила Facebook, и все завертелось. В 2016-м вышло первое устройство Oculus CV1 (Rift), тут же подоспели конкуренты, появились первые игры, фестивали класса А (в частности, Венецианский) отрастили себе VR-программы, и индустрия начала понемногу цвести. Но прорыва не произошло — просто потому, что это было недешевым удовольствием. Шлем за 500 долларов нужно было подключать к мощному игровому компьютеру, который стоил примерно 1000 долларов — тратить такие деньги были готовы немногие.
Рынок VR сделал гигантский рывок во время пандемии в 2020 году. Глобальный локдаун совпал с выходом шлема Oculus Quest 2, который стоил несколько сотен долларов (цена менялась), но — и это главное — не требовал никакого компьютера и работал сам по себе, от аккумулятора. Потребители, изголодавшиеся по новым ощущениям, ринулись их покупать, и продажи быстро пошли на миллионы; рынок зацвел, в воздухе запахло неким метаверсом. Марк Цукерберг на радостях переименовал Facebook в Meta и объявил, что «скоро мы все будем в матрице», то есть в этой самой метавселенной.
Что же происходит сейчас?
VR-индустрия так и не родила сколько-нибудь значимых хитов; в приевшуюся сотню игр пользователи наигрались и успокоились. На фоне глобальных потрясений 2022 года виртуальная реальность отошла на второй план, а игровые студии и крупные IT-компании, росшие на пандемийном хайпе, провели массовые увольнения. Прекращает существование популярное сообщество Altspace VR, купленное в золотые годы Microsoft. У Microsoft теперь новая игрушка — чат-боты на нейросетках, — так что компания закрывает свое большое подразделение вместе c Hololens, собственным дорогостоящим шлемом «смешанной реальности», который она пыталась продать Армии США. Военным он не понравился, его дальнейшая судьба под вопросом. У Meta убытки: их новый, якобы профессиональный беспроводной шлем Oculus Quest Pro стоит примерно полторы тысячи долларов, работает от батарейки около часа и не нравится почти никому. А онлайновые VR-сообщества, которые делали сотрудники Facebook, настолько плохо продуманы, что они сами же отказывались ими пользоваться. В общем, фиаско за фиаско.
Парадоксально, но все эти громкие «реальности» — дополненная, смешанная, виртуальная — сейчас стали довольно независимыми островками. Quest 2 с его играми держится в основном на любителях онлайн-сообществ вроде VR Chat: если очень грубо упрощать, это что-то типа Roblox, но в VR. Самая массовая и по большому счету единственная игра для дополненной реальности — Pokemon Go (более поздняя игра с той же технологией, сделанная по миру «Гарри Поттера», удивительным образом не взлетела). Наконец, есть уже совсем устаревший шлем PS VR 1 для консоли PlayStation 4, который Sony все эти годы планомерно поддерживала, наполняя библиотеку играми, по большей части эксклюзивными.
В остальном на рынке запустение и омертвение. Почему?
«Сейчас случился определенный кризис идей о светлом будущем VR и метаверса, притом что все индустриальные метрики и параметры начали быть хоть сколько-то предсказуемыми», — считает Георгий Молодцов, режиссер и продюсер международной компании VRROOM, известной, в частности, яркими VR-концертами Жан-Мишеля Жарра. «Все просили хороших девайсов, которые не будут выглядеть как мини-обогреватель на голове, и они выходят, их качество становится высоким, возможности лучше. Но такое чувство, что всем уже неинтересно играть просто в „хорошую технологию“, всем нужен новый идол для технологического поклонения типа метаверса, но без негативного бэкграунда Facebook/Meta», — говорит Молодцов, который имеет в виду очень вольное обращении компании с персональными данными пользователей. И он прав: в захватывающие дух аттракционы виртуальной реальности те, кто хотел, уже наигрался, а там как с парком развлечений и американскими горками — первый час ты в бешеном восторге, но к концу дня все приедается.
Что дальше?
Дальше как будто бы тот самый неуловимый метаверс, в который мы все будем загружены, как в матрицу, и который сильно нагрели шарлатаны от крипты и NFT. Идея о том, что все мы будем обитать в одном прикольном виртуальном пространстве, фантастами не раз описана — можно вспомнить спилберговский фильм «Первому игроку приготовиться». Но реализация идеи еще далеко чисто по технологическим причинам. Лишь единицы готовы носить тяжелый неудобный шлем, у которого через пару часов садится батарея, но еще быстрее начинают болеть глаза.
Эту проблему отметил сам Цукерберг в одном из своих пандемийных публичных выступлений, сравнив VR-революцию с мобильной революцией, и сравнение было не в пользу новичка. Когда Стив Джобс в 2008-м показал миру первый iPhone, он просто соединил уже существовавшие на рынке вещи — сенсорный экран, батарейку, микрочип и так далее. Нужно было только объяснить пользователям, что кнопки не нужны, и через два года вся планета забыла про обычные телефоны и щеголяла с черными зеркалами в кармане. Но, для того чтобы шлем весом в полкило стал размером с обычные очки, нужны сразу несколько технологических прорывов. Необходимы радикально новые микрочипы, уникальные оптические волноводы, сверхминиатюрные батареи и так далее — десятки революций вместо одной. В той памятной речи Цукерберг призывал всех поверить в эти светлые идеи, потерпеть и подождать. Но пандемия закончилась, люди отвлеклись, начался виток другого хайпа, и про VR забыли.
«Я думаю, большинство из тех, кто по работе много лет соприкасается с индустрией виртуальной реальности, ощущают, что в 2023 году мы снова будем много слышать слово „разочарование“, но уже в метавселенных», — говорит Алина Михалева, основательница студии Less Media Group и глава клиентской поддержки и виртуальных мероприятий метаверс-платформы ENGAGE XR. «Нужно понимать, что разочарование связано не с технологией как таковой, а с перегретыми ожиданиями и попыткой крупных технологических корпораций продать нам то, чего пока нет. Новая зима — это повторение 2017–2018 годов, когда точно так же все говорили о том, что VR умер. Однако разница для нас в индустрии довольно большая», — считает Михалева. Она отмечает, что за прошедший период вышло несколько успешных потребительских девайсов, в первую очередь Oculus Quest 2 (по оценке на июнь 2022 году продано более 15 миллионов). Интеграция иммерсивных технологий в самые разные сферы бизнеса идет активно, и интерес растет. При этом если хайп в основном приносит ENGAGE XR разовых клиентов — компании, которым хочется попробовать что-то новенькое, продемонстрировать свою инновационность, — то в период снижения интереса остаются те компании, которые уже инвестировали в пул устройств и нацелены на длительную интеграцию технологии в свои бизнес-процессы, будь то тренинги для персонала, обучение или удаленная работа. И это тоже важный тренд, не вполне заметный массовому потребителю: бизнес-пользователи готовы пока что потерпеть полукилограммовые шлемы, потому что они позволяют в разы ускорить и облегчить архитектурную разработку и дизайн, профессиональные бизнес-конференции, прототипирование, моделирование и так далее.
Главные стартовые хиты Playstation VR 2
«Horizon Call of the Mountain»
Спин-офф видеоигровой серии «Horizon», которая пока состоит из двух частей — «Zero Dawn» (2017) и «Forbidden West» (2022). Можно будет еще внимательнее разглядеть причудливый мир, в котором уживаются племена, вооруженные копьями, и грозные механические звери.
«Star Wars: Tales from the Galaxy’s Edge»
Экранизация тематического парка Galaxy’s Edge из Disneyland. Играть нужно за механика дроидов, который отстреливается от врагов и бродит по закоулкам планеты Баату. Уже анонсирован сиквел под названием «Last Call» (обе игры до этого уже выходили для гарнитуры Oculus Quest).
«Resident Evil Village VR».
Обновленная для PS VR 2 хоррор-игра 2020 года. Заснеженная восточноевропейская деревня с упырями, куклами и очень высокой вампиршей леди Димитреску станет еще страшнее.
Другая категория пользователей, которая тоже готова потерпеть до следующей большой революции, — увлеченные игроки. Именно им адресован PS VR 2, новая, тщательно переработанная версия VR-шлема уже для PlayStation 5. Первые отзывы, скорее, положительные: это очень современное и удобное устройство с яркой детальной картинкой и классными контроллерами. Новых игр почти нет, но то, что называется launch titles (игры к запуску гаджета), прекрасные. Наконец, шлем за несколько сотен долларов умеет то, что умеет его дорогостоящий и неудачный конкурент Quest Pro за полторы тысячи — отслеживает направление вашего взгляда, так что скоро мы увидим игры, которыми можно будет управлять при помощи глаз, а это маленький, но прорыв. Минус? Вам нужна консоль PlayStation 5. Плюс? Если вы всерьез играете, она у вас или уже есть, или в ближайший год все равно появится.
На подходе и другие интересные устройства: по слухам, летом Apple наконец-то выпустит свои очки, которые якобы называются Reality и которые много лет откладывались, но опытные аналитики прочат, что звезды (а значит, и технологии) могут наконец сойтись. В конце года появятся Bigscreen — это действительно очки, а не шлем. И не было бы в них веры, но их создали владельцы популярной системы онлайновых VR-кинотеатров, и кое-что про технологии эти ребята знают. Так что еще год-два — и обретет человечество очки с нахлобучкой, затем очки поменьше, а затем лет через пять-десять — просто очки. Тогда, глядишь, и метаверс по-настоящему случится, и хорошо бы уже без NFT. На что это будет похоже — на антиутопию типа «Первому игроку» или на цветущий город-сад, в котором мы будем телепортироваться в офис и домой к друзьям, просто надевая удобный гаджет, — пока непонятно. Самое главное, все циклично, и очередной кризис VR точно переживет, а там и светлое будущее не за горами.
Фото: Tomohiro Ohsumi / Getty Images, Joan Cros / NurPhoto via Getty Images, VCG / VCG via Getty Images