2022 год был турбулентным для зарубежных стримингов. Netflix терял подписчиков и сокращал сотрудников, Disney меняла руководство, а Warner Bros. перестраивала контентную политику (теперь компания делает больший упор на кинотеатральные релизы). Мы изучили последние новости в мире стримингов и прогнозы западных аналитиков.
Число подписчиков теперь не так важно
В начале ноября Disney выложила отчет за четвертый квартал и весь фискальный 2022 год, который закончился в октябре. В нем указано, что за три месяца сервис привлек 12,1 миллиона новых пользователей, а клиентская база выросла до 164 миллионов. Очевидно, на приросте сказался успех сериалов «Женщина-Халк» и «Андор», которые вышли в августе и сентябре соответственно. Однако, несмотря на цифры, диснеевский отдел direct-to-consumer за тот же период потерял 1,5 млрд долларов. Это значительно больше, чем за аналогичный период годом ранее — тогда было 630 миллионов. Компании удалось покрыть убытки за счет альтернативных источников прибыли (парки развлечений, кинопрокат, телесеть ABC и канал ESPN), но отчет все равно сильно ударил по рыночной капитализации Disney и стоимости акций, которая опустилась до 86 долларов (упала на 13,16%).
Disney с общей базой своих стримингов почти сравнялась с Netflix по количеству подписчиков — 221 миллион против 223,1 миллиона. Чтобы догнать конкурента, компания тратила миллиарды на премиум-контент и маркетинг, но в итоге все равно терпела убытки. Из чего следует вывод: метрики, определяющие успешность стриминга, должны измениться. Количество подписчиков перестает быть для топ-менеджмента высшим приоритетом. Если раньше онлайн-сервисы вливали кучу средств в проекты и мало думали об их возврате, теперь они заботятся о том, как на одном продукте заработать несколько раз. Как отметил директор Warner Bros. Discovery Global Streaming and Interactive Жан-Бриак Перретт, за последние 15 лет благодаря стримингам все думают, как скорее и выгоднее продать контент, забыв о релизных окнах и его приземлении на разных платформах. В итоге стриминги превращаются в бизнес по хранению контента, а это плохая стратегия.
Обеспокоенный совет директоров Disney решился на крайние меры: в ноябре топ-менеджеры уволили гендира Боба Чапека (несмотря на то, что тот обещал обеспечить к 2024 году профицит бюджета Disney+), пригласили на его место бывшего CEO Боба Айгера (он уже работал в той же должности с 2005 до 2020 год), увеличили на 3 доллара стоимость ежемесячной подписки (до 11 долларов), а также запустили дешевый тариф с рекламой (за 8 долларов). И это не все меры: кроме того, применяются партнерские подписки с сервисами других профилей (например, Uber) и массовые увольнения. На такие действия решаются и другие онлайн-гиганты, чтобы сократить расходы и поднять выручку.
Отменяются проекты и сокращается производство
Как пишет The New York Times, во второй половине 2022 года количество сериалов, которые телесети и стриминги заказали для взрослой американской аудитории, упало на 24% относительно того же периода в прошлом году. Лидеры по сокращениям — Warner Bros. Discovery, Netflix и Paramount. Исключение здесь составляют платформы Apple TV+ и Amazon, которые, наоборот, увеличили долю купленных проектов. Но их основная прибыль идет с других продуктов и сервисов, поэтому компании могут себе это позволить.
Компании стали закрывать шоу, причем на самых разных стадиях производства. Самый показательный пример — у Warner Bros. Discovery. В ноябре гендиректор конгломерата Дэвид Заслав пообещал инвесторам сократить расходы на 3,5 млрд долларов в течение ближайших трех лет (после слияния WarnerMedia и Discovery Inc. в апреле 2022 года речь шла лишь о 3 миллиардах). Например, в августе после тестовых показов представители Warner Bros. Discovery объявили, что не будут выпускать супергеройский эпик «Бэтгёрл» (уже отснятый!) ни в кинотеатрах, ни в сети. «Мы не собираемся выпускать фильм, если не верим в него», — объяснил Заслав, намекая, что качество картины не соответствует стандарту компании. Среди других отмен научно-фантастический сериал Джей Джей Абрамса «Полусвет» (требовался слишком большой бюджет в 250 млн долларов), сиквел анимационного фильма «Скуби-Ду». После слияния компаний и прихода к руководству Заслава пошла череда закрытий: завершили «Мир Дикого Запада», сериал Ридли Скотта «Воспитанные волками» (подробнее об отменах мы писали здесь). Вдобавок конгломерат планирует удалять из библиотеки малопопулярные шоу, чтоб не платить роялти их создателям. К примеру, HBO Max, входящий в Warner Bros. Discovery, удалил все эпизоды «Улицы Сезам». Финансовый директор HBO Max Гуннар Вайденфельс убежден, что скоро их примеру последуют и другие платформы.
Аналитики предсказывают, что сериалов вообще станет меньше. Флагманские телешоу никуда не денутся: они привлекают новых зрителей и эффективно удерживают аудиторию благодаря еженедельному релизу серий. Но что касается более нишевых сериалов, то они рискуют попасть под нож. По крайней мере, действующие сценаристы, как сообщает автор «Утреннего шоу» для Apple TV+ Джей Карсон, все чаще отказываются от идеи писать многосерийные проекты и концентрируются на полных метрах. Их стриминги станут снимать больше просто потому, что кино требует более скромного финансирования.
Новые меры затронут даже Marvel и «Звездные войны»
В ближайшие пару лет топ-менеджмент Disney намерен сэкономить 5,5 млрд долларов. Подконтрольные онлайн-платформы (Disney+, Hulu) пострадают из-за этого в первую очередь, потому что Боб Айгер планирует сократить расходы на неспортивный контент на 3 млрд долларов. В начале февраля он даже заявил, что не исключает вариант с продажей сервиса Hulu: треть акций принадлежит корпорации Comcast, и выкуп ее доли потребует огромных вложений. Череда денежных сокращений коснется и главных диснеевских франшиз — Marvel и Star Wars. Айгер уже назвал их «необычайно дорогими» и пообещал, что компания будет пристальнее следить за их бюджетами. Глава Marvel Studios Кевин Файги, в свою очередь, отметил, что отныне их проекты будут с меньшей периодичностью выходить на Disney+.
По информации The Hollywood Reporter, в этом году компания делает ставки только на второй сезон «Локи» и «Секретное вторжение». Сериалы «Эхо» и «Железное сердце», которые ожидали в 2023-м, проходят постпродакшен в более медленные сроки, так как компания перераспределяет ресурсы.
У «Звездных войн» несколько другая проблема. На больших экранах франшиза не была с 2019 года, и компания намерена вернуть далекую-далекую галактику в кинотеатры. В 2020-м была анонсирована «Разбойная эскадрилья» Пэтти Дженкинс (Rogue Squadron), но фильм выбыл из графика релизов. Lucasfilm тем временем разрабатывает картины по вселенной «Звездных войн» с Тайкой Вайтити и Райаном Джонсоном. Ожидается, что Disney представит планы по франшизе на апрельском мероприятии в честь нее. Из сериалов по «Звездным войнам» 1 марта стартует третий сезон «Мандалорца», в этом же году должны выйти «Асока» и «Опорная команда». «Lucasfilm может наращивать производство, но ей придется соблюдать ту же финансовую политику, что и остальной компании», — объясняет инсайдер.
Новый источник дохода — FAST-телевидение
Чтобы привлечь новых рекламных инвесторов, стриминги активнее переходят в сектор FAST-телевидения (free ad-supported television). Это бесплатные каналы, в которых телешоу транслируются в конкретное время суток и прерываются на рекламные паузы. Для них не нужен ни кабель, ни спутник, они доступны через интернет, и, следовательно, их можно смотреть не только на плазме, но и на телефоне, планшете и компьютере. Еще одна небольшая особенность: в среднем реклама на линейных каналах занимает 12 минут в час, а на FAST-каналах — 8–10 минут. Поэтому если пользователь устанет платить стримингам за подписку, он сможет переключиться на подобный сервис.
Paramount Global запустил в декабре FAST-канал Pluto TV. То же самое планирует сделать и Warner Bros. Discovery. На своем канале она собирается показывать старый контент из библиотек HBO, Turner Entertainment и Warner Bros. Таким образом, конгломерат сможет заработать деньги за свою продукцию за счет рекламы. FAST-каналы выгодны и по другой причине: раньше требовались миллионы долларов, чтобы содержать команду программистов, разрабатывать и поддерживать онлайн-платформу, теперь же можно поставлять контент напрямую зрителям без какого-либо приложения, ведь большинство SMART-телевизоров изначально добавляют в меню доступ к подобным бесплатным каналам.
Ориентир — Индия
В начале февраля Disney опубликовала очередной квартальный отчет, где сказано, что за последние три месяца сервис потерял 2,4 миллиона подписчиков. Как ни странно, ноябрьские перестановки и рост цен на подписку тут мало виноваты. Основная причина — это закончившиеся права на трансляцию матчей индийской Премьер-лиги по крикету. Индия — крайне важный и быстрорастущий рынок для компании (платформа там называется Disney+ Hotstar) и для других стримингов. Netflix, например, в 2023 году собирается вложить в местный контент наибольшую долю из своего 17-миллиардного годового бюджета (точную цифру глава Netflix Тед Сарандос не назвал).
Netflix и Amazon Prime Video запустились в Индии в 2016-м, но регион не показывал поначалу больших цифр, поскольку там доминировал сервис Hotstar. В 2018-м Netflix был недоволен показателями в регионе: у него была база в 5,5 миллиона подписчиков, а у конкурентов — 46 миллионов (Hotstar, который в 2020-м стал Disney+ Hotstar) и 19 миллионов (Amazon Prime Video). Чтобы сократить отставание, сервис решил делать оригинальный контент для Индии. В прошлом году Netflix выпустил 28 проектов, а сейчас готовится сериал Heeramandi (красочное шоу о трех поколениях куртизанок во времена, когда Индия еще не обрела независимость), для продвижения которого Сарандос прилетел в Мумбаи. По мере развития интернета в регионе увеличивается база потенциальных подписчиков. По прогнозам, к 2026 году у 250 миллионов домохозяйств будут телевизоры, в 2020-м их было 210 миллионов. Поэтому Индия — перспективный регион для стримингов, но не единственный. Учитывая сокращения производства, выиграет тот, кто сможет транслировать контент, интересный максимально широкой аудитории. И это не обязательно только сериалы.
Кинопоиск | Индустрия в Telegram
Новый канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Автор: Илья Верхоглядов
Фото: Dania Maxwell / Los Angeles Times via Getty Images