2 марта на Кинопоиске начнет выходить сериал «Король и Шут» — панк-сказка об истории группы с ожившими персонажами из ее песен. Горшка в сериале сыграл Константин Плотников, участник иммерсивного шоу «Вернувшиеся» в питерском театре «Цехъ» и создатель моноспектакля «Мир не идеален». Для Плотникова это первая главная роль в кино и сразу же легенды российского рока. Пересмотревший практически все интервью и концерты «Короля и Шута», Константин рассказал, как фанаты и близкие Горшка помогали ему в работе над ролью.
О «дневнике Горшка»
Я слушал группу «Король и Шут» с раннего детства, она у меня всегда вызывала невероятную симпатию. Наверное, из-за того, что мне близок Шут — это мой любимый персонаж. После проб, когда я понял, что меня могут утвердить, сразу начал интенсивно готовиться. Казалось, уже мало времени остается, а хотелось максимально вложиться в роль. Составил расписание: завтрак, потом читаю книги, дальше смотрю интервью. Нужно было прочитать большой труд революционера Петра Кропоткина, чьи идеи были близки Горшку, книги бас-гитариста Александра «Балу» Балунова (его играет Даниил Вахрушев. — Прим. ред.). Если куда-то ехал, шел — в наушниках «Король и Шут», Buzzcocks, Dead Kennedys и другие группы, которыми интересовался Миша. Максимально окружал себя всем, что связано с ним.
Я составлял тетрадки: одна условно была дневником Михаила Горшенёва, вторая — картой сериала. Такую я завел, когда появился сценарий, и я понял, что запутаюсь, ведь снимали не по хронологии. Для каждой сцены я придумал свое специальное название (условно «Отец»), чтобы помнить, что в этой сцене происходит. В дневник же записывал общие факты, составляя психологический и семейный портрет Горшка: где родился, кто отец, мама, какие взаимоотношения со всеми, как менялся, когда стал популярным. Выяснил, например, что в период, когда они впервые собрали «Юбилейный», у него даже походка поменялась. Записывал основные вехи, касающиеся группы: реставрационное училище, знакомство с Князем, первые концерты, выход второго альбома, уход Балу, начало TODD. Фиксировал взгляды Горшка на анархизм, которые он высказывал в интервью, слова-паразиты, интересные формулировки. У Горшка особенная манера речи: он говорит быстровато, иногда проглатывая окончания слов.
Об интервью Михаила Горшенёва
Уловить суть героя было важно еще на этапе проб. Для них я записывал сцену на крыше «Юбилейного», которая частично вошла в трейлер. Понятно, что рассказа об этой ситуации не найти ни в одном из сохранившихся интервью Горшка, поэтому мне нужно было зацепиться за какую-то ниточку. Я заметил, что Миша часто не соглашается с журналистами, цепляется за какие-то фразы, даже если вопросы безобидные. В разговоре с байкерского фестиваля, когда журналистка задает какие-то левые вопросы, я обратил внимание на то, как меняются интонации Горшка, когда он выходит из себя.
Запись 2005 года с фестиваля «Балтийский штурм». Внимание: на видео звучит нецензурная лексика
Многое подсмотрел в раннем интервью 1996 года, записанном на улице; может, из-за неформальной обстановки все тут спокойно разговаривают. Молодой Горшок рассказывает, как они пишут сказки, превращают песни в истории, говорит про Гоголя, Лавкрафта. Журналистка спрашивает, для кого эти песни. «А что бы на это ответил Гоголь?» — парирует Горшок.
Интервью группы 1996 года каналу «ТВ-6 Москва»
Много раз пересматривал так называемое интервью с топором, чтобы проследить, как менялся Горшок с возрастом. Там ему 39 лет, видео снято за несколько месяцев до гибели, и тут заметна усталость Михаила, если сравнивать с предыдущими записями. В конце видео происходит невероятная штука: Горшок 20 минут отвечает на вопросы ребят, которые стоят напротив него, и только под конец замечает, что перед ним близнецы. То есть он настолько был погружен в свои мысли!
Интервью 2013 года в Белгороде
О концертах
Я посмотрел огромное количество их выступлений. Больше всего нравятся ранние в клубах, с безумным драйвом, когда Горшок останавливал дерущихся в зале. Самый любимый концерт — 1999 года в клубе «Спартак». Смотрел выступления с «Нашествия», но это фестиваль, там другое настроение. И альбомы тоже люблю ранние. Любимые — первые два: «Камнем по голове» и «Король и Шут».
Перед съемками концертов для сериала я обращал внимание на то, как Горшок поет нужные мне для сцены песни. Отсматривал «Охотников» из выступлений разного времени, чтобы объемнее картину представить, уловить какие-то жесты. Заметил, что Горшок очень по-актерски пел, особенно в начале, буквально проживал каждую песню. Очень помогли многие документальные кадры, которые мне отправляли фанаты во «ВКонтакте», в том числе записи с закрытых страниц.
Концерт в «Полигоне», 1997 год
Концерт в «Спартаке», 1999 год
О встречах с соратниками Горшка
Мы с Владом Коноплевым общались с Князем и его женой Агатой, потому что был важен взгляд со стороны на отношения Князя и Горшка. С мамой Михаила, которая вместе с его братом Алексеем приезжала на съемки, была теплая встреча. Я безумно волновался, но мне показалось, что все прошло хорошо. Алексей Горшенёв заметил, что я с одной стороны больше похож на Мишу, чем с другой; в одном глазу похожая искорка. Благодаря ему я больше акцентировал внимание на взгляде. Кстати, Агата даже называла Мишу «глазастиком», он взглядом огромное количество энергетики передавал, не все даже выдерживали его взгляд.
Алексей рассказывал мне истории из их детства — о том, что Горшок любил есть. А с его сыном Кириллом, который сыграл экранного Алексея, мы очень подружились. Он помнит Горшка, хотя был тогда совсем юным. Еще была важная встреча с Джимми, который делал костюмы для группы: заходишь в его мастерскую и понимаешь, что здесь был Горшок. И фантазируешь дальше, что он говорил и делал.
О Кропоткине и анархизме
Есть стереотип, что анархизм всегда про разрушение. На самом деле, не так. Как я понял, ключевой посыл учения — живите, наслаждайтесь, давайте людям то, что умеете, а они будут давать вам что-то взамен. На мой взгляд, идеи анархизма утопичные, но Петр Кропоткин и Михаил Горшенёв в них верили. Я бы тоже хотел верить в общество, основанное не на иерархиях, а на том, что каждому индивиду доступен любой способ образования, каждый занимается чем хочет и приносит пользу. И при этом каждый несет моральную ответственность за свои поступки. Анархизм — это свобода, основанная на взаимопомощи, взаимопонимании и дружбе.
У Кропоткина совершенно сумасшедшая биография. Князь, потомок Рюриковичей, отказывается от своего статуса и едет изучать неведомые земли, наблюдать за животными. Он, кстати, искал опровержение теории Дарвина о том, что выживает сильнейший. Кропоткин в итоге сделал вывод, что животные, объединения которых основаны на взаимопомощи, достигают гораздо больших успехов, чем те, у которых выживает сильнейший.
Об уроке Горшенёва
Горшок научил меня тому, что нужно не думать о мнении других людей. Это ценная наука, которую, к сожалению, не всегда получается применять. Конечно, очень хотелось было бы поговорить с самим Михаилом. Интересно, куда нас могла бы завести эта беседа. Еще один важный вывод, который я сделал, изучая жизнь Горшенёва, — нужно заниматься тем, что по-настоящему нравится. И тогда возникнет невероятная энергия! На концертах «Короля и Шута» это видно. Они поют не по расписанию, для них это не работа, а игра, от которой им кайфово каждый раз.
Вопросы: Лиза Кузнецова
Фото: Илья Ловкий, Alisa Dietrich