21 февраля выходит видеоигра «Atomic Heart» — амбициозный дебют российской студии Mundfish, которая с недавних пор позиционирует себя как кипрскую. Шутер про восстание машин, развернувшееся в альтернативном СССР, ждали c 2018 года, и вот он наконец-то вышел. Обозреватель и главный редактор Кинопоиска делятся своими впечатлениями от экскурсии по ретрофутуристичному социалистическому НИИ.
Марат Шабаев
Обозреватель Кинопоиска
Советский Союз, 1955 год. Страна готовится к запуску второй версии нейросети «Коллектив», которая позволит человечеству силой мысли контролировать роботов. Но случается ужасное: на секретной научно-военной базе Предприятие 3826 машины выходят из-под контроля. Майор Сергей Нечаев (именно за него мы играем) прибывает туда, чтобы остановить катастрофу и выполнить важное партийное задание. Это будет непросто: агрессивно настроенные андроиды попытаются разорвать его на куски.
Прекрасное далеко
Разработчики делали большую ставку на визуальный стиль и необычный мир — этакий sovietpunk, лучезарный (естественно, только на первый взгляд) Советский Союз, в котором вкалывают роботы, а не человек. Увы, без недостатков не обошлось. Особенно это обидно на контрасте с первым часом игры, который выглядит просто изумительно, ведь нам дают побродить по фантастическому парку советского периода.
Пятиэтажки украшают стильные просветительские плакаты о достижениях советской робототехники. Андроиды с красными флагами маршируют по широкому проспекту. Усатый робот модели ВОВ-А6 (в простонародье — «Вовчик») зажигает за синтезатором на потеху толпе, горожане собираются на коллективные просмотры новой серии «Ну, погоди!», из динамиков по округе разносится «На недельку до второго…» и «Стоят девчонки, стоят в сторонке…».
Но дальше становится ощутимо скучнее. Следующие пару часов Нечаев проведет в подземном комплексе, где от ретрофутуристичного социализма нет почти ничего, и «Atomic Heart» превращается в блеклый коридорный шутер. Это кажется серьезным просчетом разработчиков. Да, потом мы снова попадаем на поверхность, и там фирменный стиль снова даст о себе знать (хотя таких роскошеств, как в открывающей сцене, больше нигде не будет), но впечатление уже будет смазанным.
Есть и вопросы к аутентичности российской озвучки и текста вообще. Да, это альтернативный СССР, но должны же в нем сохраниться какие-то характерные для страны черты? Главный герой выражается вульгарно и свое фирменное ругательство «*** [долбанные] пироги» произносит раздражающе часто. А одна из второстепенных героинь — баба Зина, это пенсионерка с неправдоподобными интонациями и слишком молодым голосом. Встречаются и грамматические ошибки вроде «лабаротория» и «Циалковский». А еще тут есть скабрезный автомат для апгрейда, который томным женским голосом требует от героя что-нибудь в него засунуть.
Зато музыка для «Atomic Heart» подобрана идеально. Звучит она реже, чем хотелось бы, но всегда задает нужную атмосферу и подчеркивает намеренный анахронизм: в СССР в середине 1950-х играют… «Мираж» и Николай Басков. Герои объясняют это очередным инновационным изобретением советских ученых — необычным радио, которое ловит сигнал из вероятного будущего (музыкальные анахронизмы были и в BioShock Infinite). Поэтому не удивляйтесь, если во время рассказа о квантовой суперпозиции (мини-лекцию вам прочитает робот модели «Терешкова») из соседнего приемника вдруг заиграет «Не верь слезам» Шуры. Привычные мелодии разбавлены хард-рок-версиями любимых песен, за них отвечал композитор Мик Гордон («Doom Eternal», «Wolfenstein II: The New Colossus»).
Увы, интересная эстетика не подкрепляется увлекательным нарративом. Создатели игры особенно просят не спойлерить важные сюжетные повороты. Поэтому мы просто намекнем на то, что эти самые повороты действительно есть, но не вызывают никакого вау-эффекта. Получается, что находиться в этом придуманном мире по большей части интересно, а вот история самого Нечаева и других написаны скучно. Свою мотивацию персонажи чаще всего проговаривают сами (или очень плохо ее скрывают), да и сценаристы откровенно списывают у серии «Bioshock» очень многое — от конкретных деталей (наличие летающих городов) и наличия суперспособностей вроде телекинеза и заморозки до общего (анти)утопичного настроения.
Наука и жизнь
Геймплейно «Atomic Heart» — это довольно жесткий шутер, в котором можно зазеваться и помереть от нескольких ударов пары рядовых противников. Причем это ощущение сохраняется даже на десятом часу игры, когда майора Нечаева можно от души прокачать — у главного героя есть не только рукопашное и огнестрельное оружие, но и особенная перчатка Храз. При помощи нее герой может выпускать во врагов электрические разряды, замораживать их, поднимать в воздух и делать много чего еще. Более привычные виды оружия тоже пригодны для апгрейда.
Все это делает бои разнообразнее, но не сильно облегчает жизнь игроку — разработчики приучают не только стрелять, но и заучивать определенные паттерны вражеского поведения. А также быть готовым начинать один и тот же бой снова и снова — самостоятельно сохраняться тут можно только в определенных безопасных зонах с телефонным автоматом (примерно как в серии «Resident Evil», где это можно было делать в комнатах с диктофоном или печатной машинкой), а умирать придется часто. Это, конечно, не мясной соулслайк, но попотеть все равно приходится, даже на среднем и легких уровнях сложности.
Продуманные тактические бои, пожалуй, главная геймплейная фишка «Atomic Heart». И докопаться тут практически не до чего. Разве что разнообразие врагов могло быть пошире, тем более что прохождение основного сюжета занимает примерно 20 часов. От сотого появления самых базовых противников, усатых «Вовчиков», становится тошно — впрочем, враги из плоти и крови вроде трупов солдат и ученых, которыми управляют биопаразиты, тоже встречаются так часто, что хочется уже наконец-таки увидеть кого-то другого. Ситуацию скрашивают малочисленные боссы. Сражаться с ними не зубодробительно сложно, а именно интересно, поскольку их поведение приходится изучать с нуля.
Но как только замолкают пушки, сразу становится откровенно скучно. Головоломки однотипны: чтобы отпереть закрытую дверь, надо либо на скорость щелкать определенные тумблеры, либо решать несложные задачки по подбору цветов.
Другие геймплейные составляющие тоже вызывают вопросы. Разработчики часто искусственно затягивают прохождение: приходится долго бродить по однообразным коридорам, собирая колбы, которые откроют проход дальше. Или искать малозаметную кнопку и какую-нибудь записку. Да, в игре есть маркеры цели, но довольно часто они банально мешают игроку, потому что выставлены по непонятной логике. Еще один устаревший элемент геймплея — бесконечные лифты, в которых герой регулярно ездит вверх-вниз. В такие моменты «Atomic Heart» похожа на старые шутеры вроде «Half-Life», причем не вторую часть, а первую, вышедшую еще в конце 1990-х. Имеющиеся баги лишь закрепляют эту ассоциацию: можно запросто застрять… в кустах, груде камней или металлолома прямо во время боя без возможности оттуда выбраться.
И это не единственные странности и спорные решения. Например, в какой-то момент игроку выдают автомобиль — все-таки тут немаленький открытый мир, по которому можно перемещаться от одного НИИ к другому. Но полноценно использовать машину, как в последних частях «Far Cry», не получится; по сути, на ней нужно проехать из пункта А в пункт Б. Съехать с дороги на пересеченную местность нельзя: на территории Предприятия 3826 разработчики в изобилии расставили горы, так что возможности срезать нет. Стоило ли вообще добавлять сюда средства передвижения — большой вопрос.
Вердикт
«Atomic Heart» — это игра, которая постоянно вызывает контрастные эмоции. Небанальная эстетика сочетается с невыразительным сюжетом, задорные сражения с роботами соседствуют с однообразными головоломками и неочевидно устроенными уровнями. «Atomic Heart» слишком явно равняется на «Fallout» (ретрофутуризмом), «Bioshock» (наличием суперспособностей и сюжетными элементами), «Doom Eternal» (разнообразными тактическими сражениями), «Wolfenstein: The New Order» (китчевым тоталитарным сюжетом) и много на что еще. Но придумки и находки в цельную игру собираются со скрипом — не все шестеренки работают одинаково хорошо.
Однако сильно ругать «Atomic Heart» не хочется: это все-таки дебют студии Mundfish, и периодически в нем бывает весело. Много ли вы знаете игр, где можно забежать в советскую лечебницу и десяток минут задорно крошить летающих роботов, замораживать и взрывать ожившие трупы под энергичный хард-рок-кавер на группу «Земляне»? Вопрос, естественно, риторический.
Вадим Елистратов
Главный редактор Кинопоиска
Разработка игр занимает много времени, поэтому авторы «Atomic Heart» точно не могли знать, в каком контексте состоится ее релиз. Если года три-четыре назад такая легкомысленная романтизация советской эстетики показалась бы просто забавной (с оговорками), то сейчас мир изменился, и некоторые решения Mundfish кажутся неуместными.
Не помогает делу и слабый сценарий. Реплики никак не умолкающего главного героя и его говорящей перчатки в основном вызывают раздражение (и переключение языка озвучки не спасает), а в повествовании активно используется прием под названием exposition dump — когда на игрока вываливают огромные, тяжело перевариваемые куски лора, ничем особо не подкрепленные.
«Atomic Heart» напоминает игры, которые выпускали в Польше в начале десятых. Тогда местные разработчики уже безупречно научились делать красивую картинку и компетентно копировать основные механики игр ААА-класса, но под слоем краски почти всегда рано или поздно обнаруживалась ржавчина. Так и тут: потрясающий арт и великолепная графика в «Atomic Heart» соседствуют с просчетами в нарративе, читаемости окружения и гейм-дизайне (натужные шутки про секс, странно расставленные маркеры, никуда не ведущие двери и лифты, диалоги, которые длятся дольше, чем того требует связанный с ними геймплей). А на сведении звука, кажется, вообще решили сэкономить по максимуму, он ведь не продает копии, в отличие от скриншотов.
С другой стороны, еще пару лет назад российские игроки всерьез предполагали, что игры не существует, а вся ее рекламная кампания — обман. Но нет, она более чем реальна. Тут приятно стрелять, тут работают некоторые безотказные элементы из «Bioshock» и «Far Cry» и даже багов как будто бы не больше, чем в любом современном релизе. Главная проблема тут в том, о чем и как игра говорит. Никакой катастрофы не случилось, но и чуда тоже.