Какие аниме готовы были побороться за «Оскар» и что из этого вышло

Обсудить0

12 марта состоится церемония вручения премии «Оскар» — и снова ни одного аниме в номинации «Лучший анимационный полнометражный фильм». А как часто они вообще попадали в эту категорию? Спойлер: таких фильмов всего семь, но в своей подборке мы перечислим все аниме, которые когда-либо побывали в шорт-листах.

«Лучший анимационный полнометражный фильм» — одна из самых молодых и вместе с этим одна из самых предсказуемых категорий. С 2001 года лидерство по числу побед с большим отрывом удерживает студия Pixar (17 номинаций и 11 побед), за ней следуют Walt Disney Animation Studios (13 номинаций и 4 победы) и DreamWorks Animation (14 номинаций и 2 победы) — очевидно неоспоримое главенство американских студий. Тем не менее в шорт-листах каждый год собирается интернациональный список работ со всего света, создатели которых не теряют надежду хотя бы на попадание в номинанты. Самого большого успеха тут добилась легендарная Ghibli: 6 номинаций и 1 победа в 2003 году с фильмом «Унесенные призраками», что является лучшим результатом среди всех студий, работающих за пределами США.

Кинопоиск решил проследить хронологию борьбы японской анимации за главную кинонаграду планеты, чтобы составить подборку под условным тегом «оскаровские аниме».


2001 год

«Последняя фантазия»

Претенденты на номинацию

В год победы «Шрэка» можно было и не стараться, так что Японию в шорт-листе представляли всего два проекта, снятые совместно с другими странами: 3D-анимация «Последняя фантазия», созданная вместе с американской Columbia Pictures, и «Принц света» — индийско-японское аниме, вышедшее еще в 1993-м и перевыпущенное в Америке в 2000 году. Их главное достижение в том, что они были в числе первых анимационных фильмов, претендовавших на приз в новой категории.


2002 год

«Унесенные призраками»

Претенденты на номинацию

В 2003 году «Унесенные призраками» получили заветную статуэтку, обойдя «Ледниковый период», «Лило и Стича», «Спирита» и «Планету сокровищ». Шедевр Хаяо Миядзаки о девочке, спасающей родителей в мире духов, в представлении не нуждается: это самое титулованное аниме в истории, которое до сих пор остается на первых строчках анимационных рейтингов. И по-прежнему это единственное аниме, удостоенное «Оскара».


2003 год

«Актриса тысячелетия»

Претенденты на номинацию

Двумя достойными кандидатами на номинацию в 2002 году были фильмы режиссера Сатоси Кона (мы писали о нем подробнее в этом материале). «Однажды в Токио» — душераздирающая рождественская история о трех бродягах, в которой вдумчиво рассматриваются проблемы традиционной семьи и попытки создать социальную группу во фрагментированном японском обществе. «Актриса тысячелетия» также была ласково принята западными критиками. Историю двух режиссеров-документалистов, расследующих жизнь легендарной актрисы на пенсии, хвалили и за сюжет, и за выразительную, изящную анимацию. К сожалению, оба фильма остались в шорт-листе.


2004 год

«Призрак в доспехах 2: Невинность»

Претенденты на номинацию

В продолжении культового киберпанк-аниме Мамору Осии «Призрак в доспехах 2: Невинность» киборг-полицейский и его напарник расследуют серию убийств секс-андроидами своих владельцев. Как и вышедшая в 1995-м первая часть, фильм набит отсылками к фэнтези и философскими вопросами. До выдвижения на «Оскар» он участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2004 года, и это первое и единственное аниме в истории, которое боролось за «Золотую пальмовую ветвь».


2005 год

«Ходячий замок»

Претенденты на номинацию

Вторую номинацию на «Оскар» получила еще одна работа Хаяо Миядзаки — «Ходячий замок», сказка о девушке, заточенной в теле старухи. Но также в шорт-лист попал второй фильм режиссера «Акиры» Кацухиро Отомо — грандиозное стимпанк-аниме «Стимбой». История о юном изобретателе, который прячет от грозной корпорации уникальный паровой шар, стала в 2004 году хитом национального проката, но в Америке ее встретили прохладно. Возможно, отторжение вызвала заложенная в сюжет критика западной культуры, которая представлена деспотичной, амбициозной и стремящейся к глобальному господству.


2006 год

«Паприка»

Претенденты на номинацию

Еще один год, когда за «Оскар» мог бы побороться Сатоси Кон. «Паприка» — завораживающее и сюрреалистичное исследование природы снов, в котором ученая путешествует по разумам людей при помощи специального прибора. Это один из главных полнометражных фильмов Кона, который принес ему номинацию на приз Венецианского кинофестиваля. А еще, вероятно, вдохновил Кристофера Нолана: ряд сцен его «Начала» удивительным образом напоминают кадры из «Паприки».


2007 год

«Железобетон»

Претенденты на номинацию

Полнометражная экранизация одноименной манги, в которой двое беспризорников борются с мафией, чтобы защитить душу Такарамати — Города сокровищ. В первую очередь фильм интересен с визуальной стороны. Дизайн мегаполиса Такарамати детально проработан и вдохновлен городскими пейзажами Токио, Гонконга, Шанхая и Коломбо (крупнейшего города Шри-Ланки). Но для того, чтобы тягаться с «Рататуем» и «Персиполисом», этого было недостаточно.


2008 год

«Меч чужака»

Претенденты на номинацию

Сирота, на которого ведет охоту придворный алхимик, создающий эликсир бессмертия, внезапно оказывается под защитой одинокого ронина — самурайский боевик «Меч чужака» прекрасно смотрелся бы в одном ряду с получившим номинацию пиксаровским мультиком «Кунг-фу Панда». В нем тоже полно отличных экшен-сцен, а главные роли в оригинале озвучивают японские поп-звезды Томоя Нагасэ и Юри Тинэн, участники групп Tokio и Hey! Say! JUMP.


2009 год

«Рыбка Поньо на утесе»

Претенденты на номинацию

Восьмой полнометражный фильм Миядзаки в этот год не получил номинацию, вероятно, из-за конкурентов: за победу боролись «Коралина в Стране кошмаров», «Бесподобный мистер Фокс», «Принцесса и лягушка» и «Тайна Келлс», а победил «Вверх». Тем не менее «Рыбка Поньо на утесе» — это поэтичная и захватывающая дух история о дружбе, которую тепло приняли зрители, критики и жюри различных кинофестивалей в Азии и Европе.


2010 год

«Летние войны»

Претенденты на номинацию

История о том, как виртуальная реальность вмешивается в жизнь школьников. Ее снял еще один важный режиссер японской анимации — Мамору Хосода (он один из героев этого материала). К тому времени уже вышел его первый полнометражный хит «Девочка, покорившая время», поэтому ожидания от новой работы были высокими. И Хосода не подвел: «Летние войны» стали очередным хитом проката, а западные критики окрестили режиссера «новым Хаяо Миядзаки». Правда, получить номинацию это не помогло.


2011 год

Единственный год, когда ни один японский анимационный фильм не попал даже в шорт-лист.


2012 год

«Со склонов Кокурико»

Претенденты на номинацию

«Со склонов Кокурико» — вторая режиссерская работа Горо Миядзаки, историческая драма о любви подростков в послевоенной Японии. Снятый по мотивам одноименной манги фильм выглядит, как и другие аниме студии Ghibli, превосходно. Здесь есть и проработанные пейзажи, и плавная анимация движений, и множество деталей, передающих дух эпохи. Новаторства, правда, нет, но оно там и не подразумевалось: упор делался на атмосферу и нежную историю о первой любви.


2013 год

«Ветер крепчает»

Претенденты на номинацию

Фильм об окрыленном мечтой близоруком авиаконструкторе принес Миядзаки третью номинацию на «Оскар», оставив в тени тихую драму «Письмо для Момо». Но на нее точно стоит обратить внимание, если вы интересуетесь японской мифологией. Пронзительная история о девочке, переживающей тяготы переезда после смерти отца, наполнена отсылками к историям о сказочных существах ёкаях (о том, кто это и где они обитают, мы писали тут).


2014 год

«Сказание о принцессе Кагуя»

Претенденты на номинацию

«Сказание о принцессе Кагуя» — еще одно номинированное на «Оскар» аниме студии Ghibli, но, правда, снятое не Миядзаки, а другой легендой японской анимации — Исао Такахатой. Экранизация народной сказки про лунную принцессу, которую бездетная пожилая чета находит в стебле бамбука, выделяется уникальной рисовкой, в которой сочетаются акварельные тона и грубые карандашные штрихи, подчеркнутые анимацией. На фоне такого шедевра «Остров Джованни» выглядит проще, но также заслуживает внимания. Эта тяжелая драма показывает послевоенные годы глазами японских детей, переживающих ужасы депортации.


2015 год

«Воспоминания о Марни»

Претенденты на номинацию

В этот раз в списке претендентов на номинацию оказалось главное аниме в карьере Мамору Хосоды. «Ученик чудовища» — история о мальчике, который сбегает из дома и отправляется учиться боевым искусствам в мир монстров. В центре внимания — два бесконечно одиноких героя, которые постепенно сближаются и становятся друг для друга семьей. Номинацию получил другой фильм о двух одиночествах — картина «Воспоминания о Марни». Драма о дружбе двух очень разных по характеру девочек основана на романе британской писательницы Джоан Робинсон «Когда здесь была Марни», но действие перенесено из Англии в Японию. Примечательно, что это первый фильм студии Ghibli, снятый без участия мэтров студии — Миядзаки и Такахаты.


2016 год

«Красная черепаха»

Претенденты на номинацию

В этом году впервые на номинацию претендовал фильм культового Макото Синкая. «Твое имя» стало для него триумфом: бешеный успех в прокате, похвалы критиков, номинации на многочисленных кинофестивалях (хоть и не на «Оскар»). История об обмене телами и переселении душ — визуально безупречное аниме, в котором фантастический сюжет и многочисленные отсылки к мифологии поддерживает гиперреалистичная рисовка. Да-да, те самые знаменитые облака здесь тоже есть! Но и в этот раз единственным номинантом на «Оскар» оказался мультфильм Ghibli — экспериментальная притча без диалогов «Красная черепаха», ставшая режиссерским дебютом нидерландского художника Михаэля Дюдок де Вита.


2017 год

«Мэри и ведьмин цветок»

Претенденты на номинацию

С этого года присутствие аниме в шорт-листах «Оскара» заметно усилилось: фильмов и студий стало больше, жанры стали разнообразнее. Выдающийся претендент — историческая драма Катабути Сунао «В этом уголке мира» о быте молодой семьи, переживающей конец Второй мировой войны и бомбардировку Хиросимы. Фильм получил множество похвал от азиатских и западных критиков, те оценили глубокую историю и сюжет, в котором при кажущейся простоте достаточно поворотов, удерживающих интерес. Другой важный кандидат — хит японского проката «Форма голоса», исследующий темы школьной травли и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.


2018 год

«Мирай из будущего»

Претенденты на номинацию

Важный год в истории аниме на «Оскаре»: в первый раз номинации удостоился фильм, снятый не в цехах Ghibli. «Мирай из будущего» — пятый полнометражный фильм Хосоды по его же сценарию. Скромная по меркам режиссера картина о сложной динамике в семье, отношениях брата и сестры и детских фантазиях на удивление органично смотрелась по соседству с фильмами «Остров собак», «Суперсемейка 2» и «Человек-паук: Через вселенные». Даже академикам хотелось историй о принятии близкими. Если бы не фильм Хосоды, на номинацию могла претендовать нежная притча «Укрась прощальное утро цветами обещания», чей сюжет строится вокруг отношений бессмертной девушки и ее приемного ребенка.


2019 год

«Дитя погоды»

Претенденты на номинацию

Вторая попытка Макото Синкая получить номинацию снова закончилась ничем: великолепно нарисованного дождя из фильма «Дитя погоды» оказалось недостаточно, чтобы спорить с «Клаусом» и «Историей игрушек 4».


2020 год

«Истребитель демонов: Поезд „Бесконечный“»

Претенденты на номинацию

Попадание аниме «Истребитель демонов: Поезд „Бесконечный“» в список претендентов на номинацию «Оскара» — результат ковидного кинотеатрального затишья и бешеного успеха одноименного сериала. Тем не менее жаль, что его не выбрали: задорный боевик очень украсил бы лайн-ап сугубо семейных фильмов. Да и ироничное музыкальное аниме про не умеющих играть панков «Онгаку: Наш звук» с рисовкой в духе «Ванпанчмена» смотрелось бы там отлично.


2021 год

«Ее заветное желание»

Претенденты на номинацию

Самыми заметными аниме этого года были «Ее заветное желание» и «Красавица и дракон» — потрясающе нарисованные и очень трепетные истории о девушках и их переживаниях. К сожалению, ни разбивающая романтические штампы мелодрама Китаро Томуры, ни очередной хит Хосоды, пересказывающий «Красавицу и чудовище» в мире соцсетей, номинаций не получили. Лайн-ап плотно укомплектовали работы Disney и Pixar.


2022 год

«Ину-о: Рождение легенды»

Претенденты на номинацию

Все номинанты следующей церемонии «Оскар» уже объявлены: «Пиноккио Гильермо дель Торо», «Марсель, ракушка в ботинках», «Морской монстр», «Я краснею», «Кот в сапогах 2»; аниме нет. А жаль, потому что «Ину-о: Рождение легенды» об артистах-неудачниках, отвергнутых обществом и сталкивающихся с цензурой, был вполне достоин номинации именно сейчас.


Автор: Ксения Прохоренко

Маша подозревает, что ее новая няня — мошенница. Комедия с Равшаной Курковой о преимуществах умного дома
В главных ролях:Милана Хаметова, DAVA, Равшана Куркова, Алексей Маклаков, Юлианна Михневич, Александр Головин, Дмитрий Калихов
Режиссер:Василий Свиридов
Уже в подписке

Смотрите также

24 декабря 202229
20 декабря 202235
30 ноября 20226
25 января 20235

Главное сегодня

14 сентября2
час назад6
14 сентября20
14 сентября0
12 сентября2
Вчера1
Вчера4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации