16 февраля на Кинопоиске в Плюсе вышло три первых эпизода мрачной анимационной антологии по мотивам произведений российских писателей — от Александра Пушкина до Дмитрия Быкова (признан иноагентом). Кураторы проекта Алеша Климов и Юрий Степанов собрали интернациональную команду сценаристов и режиссеров, чтобы создать пестрый и разнообразный сборник представлений о том, что такое русский хоррор. Рассказываем, как выглядит этот эксперимент.
«Дочь крысолова»
Мистическая драма про страшный послереволюционный Петроград
Первоисточник: рассказ «Крысолов» Александра Грина, одно из лучших произведений писателя, по мнению фантаста Кира Булычева.
О чем это: В холодном и голодном Петрограде, пережившем революцию, всё не слава богу. Интеллигентная девушка Нина, дочь главного городского крысолова, встречает парня-радикала Антона, который горячо приветствует смену режима. Они попадают в катакомбы, где натыкаются на оккультистов, которые поклоняются крысам и хотят убить отца Нины.
Как получилось: Один из лучших и самых мрачных эпизодов антологии — тут авторам Джиму Брайсону, Адаму Джеффкоуту и Мэттью Лайону, конечно, помогает выдающий рассказ Александра Грина. Сверхъестественный крысокульт удачно зарифмован с голодными годами Гражданской войны, а выполнено все в стильном ч/б, за исключением ярко-красной крови.
«Лесной царь»
Киберпанк-триллер про опасности метавселенных
Первоисточник: стихотворение Василия Жуковского, которое является пересказом баллады Иоганна Вольфганга фон Гёте.
О чем это: Действие происходит в антиутопическом будущем, где все граждане находятся в тисках цифровой диктатуры. Отец по фамилии Попов пытается спасти своего сына Алешу, который застрял в игре «Лесной царь». На самом деле, это опасный вирус, и он постепенно убивает мальчика, который никак не может снять VR-очки.
Как получилось: Эта серия больше всего напоминает другие антологии — «Любовь. Смерть. Роботы» (это уже расхожее сравнение) и «Черное зеркало». Хотя бы потому, что действие происходит в будущем и связано с развитием современных технологий. Забавно, что при этом «Лесной царь» основан на стихотворении Жуковского: суть осталась прежней, поменялись только декорации. Автор серии Любомир Арсов удачно переносит сюжет литературного произведения, добавляя к нему дополнительные смыслы (например, тут звучит явное опасение из-за того, куда ведет нас повальная цифровизация). А еще это просто здорово выглядит. Сцены в VR-пространстве сделаны в 3D, а реальный мир — двухмерный. Контраст получается выразительный.
«Семья вурдалака»
Старая страшная сказка про зубастую нечисть
Первоисточник: одноименный рассказ Алексея Толстого, который уже экранизировали Марио Бава и Евгений Юфит
О чем это: Cербия, 1777 год. Маркиз д’Юрфе держит свой путь по заснеженным горам и лесам на конгресс в Венгрию, чтобы выступить там с важной дипломатической речью. Ему приходится остановиться в крестьянской лачуге, где он влюбляется в сестру хозяина, Зденку. Но тотчас же узнает, что вокруг дома кружит кровожадный вурдалак, прикидываясь дедушкой семейства.
Как получилось: Это атмосферная заснеженная история. Авторы Сэм Чоу и Эллери Вандуйивурт довольно точно экранизировали первоисточник (в отличие от того же Юфита, чей «Папа, умер Дед Мороз» мало похож на оригинальный рассказ Толстого), который до сих пор отлично работает как старорежимный готический хоррор.
«Гробовщик»
Черная комедия в духе Тима Бёртона
Первоисточник: одна из повестей Белкина (напомним, это псевдоним Александра Пушкина).
О чем это: Молодой Адриан знакомится с дочерью гробовщика, который вскоре погибает. Затем умирает его молодая жена, и безутешный мужчина остается один с дочерьми-близняшками. Он переезжает в ремесленные ряды Москвы и открывает свою похоронную лавку.
Как получилось: Самая оригинальная серия антологии выполнена в технике перекладной анимации. Герои и декорации нарисованы в соответствии с атмосферой, в кадре преобладают черные и коричневые цвета. Кажется, авторы эпизода Сергей Кибус и Мэттью Лайон хотели не только адаптировать повесть Пушкина, но и добавить туда мрачный юмор Тима Бёртона в духе «Трупа невесты», и у них это получилось.
«Князь»
Постапокалиптический боевик про беспредел на пустошах
Первоисточник: рассказ «Беспросветные» Дмитрия Тихонова, современного хоррор-писателя и сценариста видеоигр.
О чем это: Середина XXI века. После ряда войн и катастроф человечество откатилось в Новое Средневековье. Банда отморозков, одетых как старорусские богатыри, едет сквозь постапокалиптические пустоши, грабит, убивает и сражается с монстрами. А юный водитель, самый симпатичный в группе мародеров, просто пытается выжить.
Как получилось: «Князь» основан не на самом известном рассказе, но это окупается бешеным драйвом самого эпизода. Авторы серии Хирофуми Накада и Алеша Климов сделали анимационную версию «Безумного Макса» (причем, скорее, даже конкретно «Дороги ярости»). Кричащие цвета, погоня в пустыне на внушительных авто, ультранасилие — в общем, торжество крови, пота и хрома. Самая драйвовая серия антологии.
«Можарово»
Антиутопия про столицу и глубинку
Первоисточник: параноидальный рассказ Дмитрия Быкова (признан иноагентом) из тематического сборника «ЖД-рассказы».
О чем это: Журналистка Алиса Ганина пытается разоблачить программу «Поезд помощи», благодаря которой правительство доставляет гуманитарную помощь в маленькие города и села. Она садится в состав и покидает защищенный Город, который отгорожен от остальной страны стеной. Но правда, с которой столкнутся Ганина и другие пассажиры поезда, окажется куда жутче, чем банальная коррупция.
Как получилось: Самая тревожная серия. Авторами серии выступили Алеша Климов и Мэттью Лайон. У них получился настоящий триллер в замкнутом пространстве: герои едут в довольно комфортном поезде, но за его окнами им мерещится что-то по-настоящему леденящее душу. А еще «Можарово» отлично смотрится как социальная сатира про комфортную Столицу (читай: Москву) и глухую, дикую Провинцию (то есть остальную Россию).