20 февраля 1998 года, спустя два месяца после американской премьеры, «Титаник» вышел в российский прокат и, заработав более 5 млн долларов, стал здесь первым фильмом-миллионером. К 25-летию события Кинопоиск публикует воспоминания потомка пассажира реального «Титаника», фанатки ДиКаприо и других поклонников ленты Джеймса Кэмерона — о том, за что они полюбили этот фильм. Бонус: здесь же вы найдете ролик канала «Кинопоиск Экстра» о том, как удаленные сцены могли изменить «Титаник».
Прокатчик фильма в Волгодонске
Игорь Иванов
Менеджер по репертуару московского кинотеатра «Бульвар», в 1997 году занимался репертуаром муниципального кинотеатра «Комсомолец» в городе Волгодонске Ростовской области
В конце 1990-х у отечественного кинопроката были плохи дела: посещаемость низкая, кинотеатры закрывались один из другим. Нашему кинотеатру в Волгодонске повезло: городская администрация взяла его под свое крыло, поэтому не закрыли и не продали. Однако показывать было нечего. Мы перелопатили весь фильмофонд, в ход шли даже старенькие комедии вроде «Мистера Питкина в тылу врага». Более-менее новые картины шли сначала в больших городах, до маленьких доходили гораздо позже.
Когда мы обратили внимание на «Титаник», он уже давно гремел. Местные частные дистрибьюторы сказали, что готовы дать нам пленку с фильмом буквально на три дня — на пятницу, субботу, воскресенье следующей недели. За это мы должны были заплатить 10 000 рублей, как раз тогда деноминированных. Это сумма была больше нашей обычной месячной выручки. Мы с директором кинотеатра Валентиной Георгиевной Михайловской подумали и решили, что надо брать, пока дают.
У нас было полторы недели на подготовку к прокату. Рекламу фильма мы сделали за свой счет. Взяли кадр из «Титаника», пошли в типографию и напечатали нехитрый ки-арт — афиши черно-белые на листах А3 (это был самый ходовой формат). Расклеили по городу — хорошо, что тогда за это еще не штрафовали. Пустили ролики по местному ТВ. Копию фильма привезли автобусом из Волгограда. Специально для показа «Титаника» открыли в кинотеатре большой зал на 800 мест — он не работал с начала 1990-х.
Ажиотаж был нешуточный. Каждый сеанс аншлаговый. Девчонки плакали. Дело было зимой, в зале было холодно, зато через три часа, когда ДиКаприо тонул в ледяной воде, появлялся 4D-эффект: зрители так дрожали, будто тоже плавали в Атлантике. Мы тогда собрали около 16 000 рублей, из которых по договоренности отдали 10 000.
«Титаник» полностью переломил ситуацию. Люди поняли, что можно и нужно ходить в кино. Мы показали хорошие сборы, что позже позволило нам рассчитывать и на другие релизы. Например, подоспевшего вскоре «Сибирского цирюльника» мы получили третьими в области после Ростова и Новочеркасска. Кстати, раньше ведь стеклотару можно было за деньги сдавать, так вот наши уборщицы столько бутылок сдали после тех трех дней проката фильма, что на зимние сапоги хватило.
Режиссер удалил из прокатной версии фильма несколько интересных сцен, которые могли изменить наше представление о героях. Джек мог быть агрессивным, Роза призналась ему в своих чувствах раньше, чем мы увидели в фильме, у фильма вообще мог быть другой финал
Зрительница из Усть-Лабинска
Влада Алиева
Специалист рекламного отдела сети аптек, поклонница фильма
Был май 1998 года. Я оканчивала школу и однажды, выходя с занятия по фортепиано, увидела афишу, в которой говорилось, что фильм «Титаник» привозят в наш маленький кубанский городок Усть-Лабинск Краснодарского края. О «Титанике» в то время говорили из каждого утюга. Проблема была в том, что в день показа фильма мы всем классом должны были ехать на экскурсию в горы. Я подумала-подумала и решила: горы никуда не денутся. Выбрала «Титаник».
Мы с подружкой заранее купили билеты, пришли на сеанс и были удивлены, увидев, что зал битком. Такого ажиотажа наш местный кинотеатр «Знамя» не видывал давно. Даже принесли несколько дополнительных скамеек из спортзала, потому что мест на всех не хватало. Мы сели и стали ждать оскароносного волшебства.
Вот гаснет свет, мы замираем в предвкушении сказки. Идут вступительные титры. Потом на экране появляется современный корабль, потом батискаф, возникает бородатый мужик, становятся видны обломки «Титаника» на дне. Проходит пять минут, десять, пятнадцать, а эта киноверсия программы Жак-Ива Кусто все не заканчивается. В тот момент мы честно решили, что нас обманули и втюхали в нашу провинцию какой-то левый «Титаник», денег подсобрали, как за настоящий. Ну а действительно, сидим на каких-то деревянных лавках, шелест пакетов, хруст чипсов и семечек слышно лучше, чем звук фильма, зрелище на экране не захватывает. И в тот момент, когда мы уже окончательно почувствовали себя обманутыми вкладчиками МММ и собрались было уйти, началось нечто, благодаря чему спустя три часа мы очнулись счастливыми и шли домой в полном молчании от полученных впечатлений. На тот момент таких сильных эмоций от фильма я еще не испытывала. «Титаник» я давно не пересматривала, но стоит мне наткнуться на кадры или услышать песню Селин Дион, как я переношусь в тот трепетный и счастливый период юности, когда оканчивала школу.
Родственник пассажира «Титаника»
Махач Сугаров
Врач-ортодонт
— Я всегда смотрел «Титаник» с особыми чувствами. По легенде, среди пассажиров корабля был осетин Мурзакан Кучиев, брат моей бабушки. Я наполовину осетин, моя мать вышла замуж за дагестанца, живу в Махачкале. Тогда многие парни из наших земель ездили на лесозаготовки в Америку, там можно было заработать порядка 200 долларов в месяц. На родине такие суммы и не снились. Мурзакану — или, как его называли в России, Михаилу — было 22, когда он решил добраться до Америки. Он был еще не женат и должен был выплатить за невесту калым. Сначала отправился в Питер, оттуда во Францию, затем в Англию, а там в порту Саутгемптона и попал на этот печальный рейс. Он был пассажиром третьего класса. Во время кораблекрушения Михаил выжил. Ему повезло. Незадолго до столкновения с айсбергом он вышел на палубу — его тошнило из-за морской болезни. Тут все и случилось.
На лодку Михаил не попал — ему не досталось места или не пустили. Он выпрыгнул в воду и ухватился за какие-то доски, которые плыли мимо. Пять часов он провел в холодной воде, пока его и других выживших не подобрал пароход «Карпатия». Несколько месяцев Михаил провел в нью-йоркской больнице, и все последующие годы его мучили судороги. Позже, заработав все-таки денег, он вернулся в Осетию, женился. Но пришла советская власть, его раскулачили, обвинили в антикоммунистических заговорах и сослали в лагеря. В суровую зиму 1940-го где-то в Хабаровском крае он пропал без вести.
Моего родственника в фильме «Титаник» никто не играл, но все равно фильм мне очень понравился. Кэмерон — молодец. Умеет же снимать человек. Я восхищаюсь и испытываю гордость. Все-таки на экране трагедия, в которой выжил мой родственник. Пять часов в ледяной воде провести — согласитесь, для этого нужны героизм и закалка.
Голос ДиКаприо
Олег Куликович
Актер дубляжа, озвучил персонажа Леонардо ДиКаприо — Джека Доусона — в прокатной версии «Титаника» 1998 года
— На протяжении десяти лет я озвучивал сериал «Санта-Барбара». Моим голосом говорил Крус Кастильо, а Иден Кэпвелл озвучивала моя партнерша Елена Ставрогина. Понятное дело, мы подружились. И когда Лену пригласили озвучивать «Титаник», она сразу же порекомендовала меня. Ее сестра, режиссер дубляжа Наталья Федотова, хорошо меня знавшая, согласилась. Видимо, они были правы: мой тембр подошел Джеку Доусону, потому что весь фильм мы записали неприлично быстро, всего за два дня.
К этому времени я уже довольно много всего озвучил и был очень востребованным актером дубляжа, поэтому не придавал «Титанику» особого значения. Не думал, что это особенный фильм. У меня так часто случалось в жизни: сделаешь что-то и лишь потом понимаешь, что это нечто знаковое. Так и здесь, я вообще в тот период разрывался между разными работами, это была одна из них, а потом вдруг она стала моей визитной карточкой. Скажем, пару лет назад был забавный случай. Я играл Дедушку Мороза на благотворительном мероприятии для детей из неблагополучных семей. Со мной работали непрофессиональные артисты в качестве массовки, пели, танцевали. Перед тем как пригласить меня на сцену, администратор говорит: «А сейчас сюда зайдет Леонардо ДиКаприо! Олег, скажи что-нибудь!» Как только я произнес: «Роза, ты веришь мне?» — зал взорвался криком «Да-а-а!». И я понял, что этот фильм что-то необычное с людьми делает.
Странная история произошла с подготовкой к прокату новой версии «Титаника» в 2012 году, где Доусона озвучивал не я, а другой актер. Когда прокатчики готовили картину к прокату, они обратились в компанию «Невафильм» и сказали: «Хотим все то же самое, только в 3D». И вдруг меня вызывают на кастинг. Я пришел, изумился: вы с ума сошли? Сказал в микрофон несколько слов и ушел. А потом узнал, что фильм озвучиваю не я. Почти все актеры остались прежние, заменили только Лену Ставрогину и меня. Насколько я знаю, это нелепое решение приняла одна дама из администрации. Не буду ее называть — она прочитает и себя узнает. Ей показалось, что с годами голос может измениться. Но это глупость, голос остается всегда одинаковым.
Пятилетняя фанатка
Оксана Суроп
Иллюстратор, поклонница ДиКаприо
— Когда вышел «Титаник», мне было пять и в кино я еще не ходила. Но выпросила у родителей свою кассету VHS — я была счастлива, что смогу смотреть ее сколько хочу. Я, конечно, тогда многого не понимала. Зачем Роза прыгает? Зачем ей надо выходить замуж? Почему Джек не может быть с ней? Для меня это была красивая картинка плюс детская интерпретация происходящего.
В моей жизни случилось две волны «леомании». Первая — в период с пяти до восьми лет. У меня были все атрибуты поклонницы ДиКаприо. Много плакатов, открыток, конечно же, майка с «Титаником». Журнальные вырезки. Игральные карты. Я тратила все свои карманные деньги, да и родственники знали про мое увлечение и много чего дарили. Мы с подругами играли в «Титаник», воспроизводили сюжет фильма, и, что примечательно, я всегда была в роли Лео. Тогда я воспринимала его скорее как принца из диснеевской сказки, которая закончилась с просмотром «Пляжа» — детская психика такого не выдержала. Вторая волна началась десять лет назад и продолжается до сих пор: я осознанно люблю и уважаю Лео как восхитительного актера, защитника животных и экологии.
Важно то, что все это не прошло для меня мимо. Я освоила Photoshop и Sony Vegas, чтобы делать красивый фан-арт. По фильмам с Лео начала учить английский. Благодаря «Титанику» стала рисовать. Увидела, как Джек нарисовал Розу, и подумала: «Раз он может, то и я могу». Чуть позже родители нашли мне изостудию, в которой я училась с первого по одиннадцатый класс. Портретов Лео у меня много и в разных техниках. Потом получила серьезную профессию экономиста со знанием двух иностранных языков. Поработав 2,5 года на стабильных работах, поняла, что творческое направление мне ближе. Мои юношеские увлечения не исчезли, а трансформировались в бесконечный источник вдохновения.
Двойник ДиКаприо
Роман Бурцев
Специалист техподдержки службы спасения 112, двойник Леонардо ДиКаприо:
Честно говоря, даже не помню, когда впервые посмотрел «Титаник» — было это давно. Причем картину я не досмотрел, ушел с середины. Мне драматические фильмы не очень нравятся, больше люблю приключенческое кино в духе «Индианы Джонса». Тогда про мою схожесть с актером ДиКаприо говорили изредка и только друзья по работе, сам-то я на это внимания не обращал. Но обратил, когда меня пригласили участвовать в реалити-шоу «Роман с ДиКаприо» на канале «Москва 24».
С тех пор много чего предлагали, и далеко не все предложения мне нравятся. Со временем понимаешь, что не все интересно и нужно. Хотел бы я сняться в кино? Конечно, было бы интересно попробовать, но это уже не от меня зависит. Были какие-то переговоры, но съемки занимают как минимум полгода. Надо ждать, надо уйти с основной работы.
Так что у меня никогда не было предрассудков и ожиданий. Да и с чего бы им быть, я же ничего не сделал. Странно в такой ситуации просто греться в лучах чужой славы. Но я благодарен Леонардо ДиКаприо за то, что моя жизнь стала чуточку ярче, хотя в целом она осталась прежней, даже несмотря на некоторые эмоциональные и психологические испытания. Кроме того что ко мне стали чаще подходить люди с просьбой сделать селфи, ничего, по сути, не изменилось. Живу я в Подольске, работаю все там же — чиню компьютеры в службе спасения 112. Фильм я до конца так и не посмотрел, но не раз попадал на него случайно на ТВ и сюжет знаю. Я в курсе, что у героя ДиКаприо там незавидная судьба, хотя, наверное, мог бы и спастись.
Автор книги о гении ДиКаприо
Елена Кащенко
Автор книги «Леонардо ДиКаприо: Метаморфозы имиджа»
Первый раз «Титаник» я посмотрела в питерском кинотеатре «Аврора» в конце 1990-х. Однако желание написать книгу о Леонардо ДиКаприо возникло у меня гораздо раньше, после просмотра другого фильма с его участием — «Полного затмения». Увидев, как этот американский тинейджер играет французского поэта Артюра Рембо, я поняла, что перед нами новый фантастически одаренный актер. У него на тот момент было всего несколько ролей, слишком мало, чтобы написать книгу, поэтому оставалось подождать, когда он наберет критическую массу.
Книга, написанная мною, — научная работа, монография. В ее основе мой собственный анализ работ ДиКаприо. Я смотрела каждый фильм раз по 15—20, при этом пять раз с режиссерскими комментариями. Меня интересовала его актерская техника, его способность перевоплощаться. Как он это делает? Я знаю, что многие были очарованы его внешностью, и это то, обо что можно быстро споткнуться. Меня не раз об этом спрашивали, когда я представляла книгу, но я всегда повторяла, что никогда не считала ДиКаприо красивым. Лучше всего на этот счет высказался его коллега по «Бандам Нью-Йорка» и «Авиатору» актер Джон Си Райли. Он заявил, что ДиКаприо, возможно, «самый красивый характерный актер». И это, по-моему, самое верное определение.
В случае с ДиКаприо мне хотелось найти подтверждение того, что он гений. Да, слово пафосное и потасканное. Но к этому подтверждению я пришла. У ДиКаприо нет ни одной неудачной роли, ни одного просчета. Все его работы сделаны филигранно. Это тот самый случай, когда можно сказать, что он гений, которому, по крайней мере, в ближайшие лет 25 замены не будет.
Мать мальчика по имени Лео
Глафира Мельникова
Руководитель спортивно-танцевальной студии «Экзотика», поклонница ДиКаприо
— Я точно не помню, как посмотрела «Титаник» впервые, но все потому, что смотрела его много-много раз. Каждый раз мы с подругами рыдали, а потом обсуждали и саму катастрофу, и чувства, возникшие между героями. А потом слушали песню Селин Дион «My Heart Will Go On», каждый раз вызывая у себя мурашки. Вешали постеры. Самой популярной картинкой была сцена, где Джек держит Розу на носу корабля, а она расправляет руки, как крылья. Еще я помню, что если издалека видела парня с прической, как у героя ДиКаприо, то сразу же, даже не разглядев лица, была готова с ним пообщаться. Челка Джека Доусона мне почему-то особенно запомнилась.
Наверное, массовое увлечение актером повлияло не только на популярность прически, но и на интерес к имени. Моего сына зовут Леонардо. Мы изначально хотели дать ребенку редкое, необычное имя, чтобы не как у всех. Моему Лео сейчас одиннадцать, и он очень доволен именем — красивым, звучным. Конечно, можно сказать, что мы называли, держа в голове и ДиКаприо, и Леонардо Да Винчи, и черепашку-ниндзя, но когда мои подруги интересовались, почему я дала ему такое имя, то я всегда отвечала: «Представляете, он вырастет. К нему подойдет девушка и спросит: «Как тебя зовут?» А он скажет: «Леонардо!» — и махнет челкой. Я почему-то представляла себе ту самую челку.
Мужчины, плакавшие на «Титанике»
Константин Митягин
Журналист, администратор группы «„Титаник“. Клуб любителей фильма» во «ВКонтакте»
Я впервые посмотрел фильм в 2011 году, его тогда показывали по Первому каналу. После просмотра захотелось приобрести DVD, и на следующий день я бегал по магазинам, чтобы найти заветный диск. Когда нашел, начал смотреть еще раз. Потом еще раз — и так почти каждый день. Спустя год фильм вышел в прокат в формате 3D. На тот момент я уже знал полностью, как его снимали, всех актеров поименно, ну а уж финал точно меня не мог удивить. Где-то в середине фильма, в самом знаменитом эпизоде на носу корабля, у меня покатилась слеза. Я подумал: пускай катится, все равно я никогда не плакал над этим фильмом. Но, когда уже «Титаник» начал тонуть, меня было не остановить. Наступил момент, когда Джек умирает, в зале воцарилась полнейшая тишина, и тут вдруг раздается мой всхлип. Самое страшное, что фильм подходит к концу, и мне надо было как-то выйти из зала. Было очень стыдно, что я, самый подкованный в зале, иду с красным лицом.
Сергей Бондарев
Сценарист
Когда вышел «Титаник», я жил в Тольятти и собирался сводить на него в местный кинотеатр «Сатурн» девушку Галю. Мы уже какое-то время встречались, и она была серьезно настроена со мной переспать. Мы оба хотели посмотреть фильм, о котором уже немало слышали. И вот на экране катастрофа, тонет пароход, гибнут люди — я реву. Смотрю на Галю, а она сидит с каменным лицом, хоть бы что. Беру ее за руку — убирает ладонь, скрещивает обе руки на груди. Выходим из зала. Люди с глазами на мокром месте, вытирают слезы. Я тоже. Галя не без удивления на всех смотрит. Провожаю ее, делаем крюк, идем по набережной. Тут я пытаюсь ее обнять и поцеловать. Она меня отстраняет и говорит: «Знаешь, я думаю, у нас ничего не получится. Никогда не видела, как мужчины плачут, и не уверена, что хотела бы увидеть это еще раз».
Я, как мог, начал обещать ей, что больше плакать не буду. Говорю: думал, после второго раза не заплачу, не дам слабину… Тут она замирает: «Так ты его что, повторно смотрел? И еще раз пошел? Сереж, прости, но я поехала, ладно?» Позже я видел этот фильм без Гали еще дважды. А вот саму Галю ни разу. Мне это далось непросто. Я все-таки был в нее влюблен. Но сейчас думаю, что, наверное, повезло. Люди, которых не трогает кино, меня пугают.
Впервые этот материал был опубликован на Кинопоиске в 2017 году к 20-летию фильма Джеймса Кэмерона.
Автор: Андрей Захарьев