«Оскар-2023»: как устроена музыка в фильме «Вавилон» и какую роль она играет

Обсудить0

«Вавилон» Дэмьена Шазелла, посвященный становлению Голливуда, можно анализировать бесконечно. Режиссер-синефил снял картину, полную цитат, отсылок и скрытых смыслов, в которой истории людей и кино рассказываются и с помощью звука и музыки. Композитор Джастин Гурвиц уже получил за нее «Золотой глобус», и велик шанс на «Оскар» (который у Гурвица есть за «Ла-Ла Ленд»). Музыка в «Вавилоне» — одна из подсказок, помогающая понять замысел. Мы разбираем ее вместе с музыкальным редактором, которая работала с Гурвицем и Шазеллом.

Лена Гликсон

Музыкальный редактор

С Гурвицем и Шазеллом работала над «Человеком на Луне» и «Вавилоном». Отвечала за синхронизацию музыки с видеорядом и техническую репрезентацию музыки на этапе сведения звука.

Как Шазелл и Гурвиц рвут шаблоны

Дэмьен Шазелл и Джастин Гурвиц дружат еще с учебы в Гарварде, что во многом предопределило их судьбу и творческое взаимодействие. «Вавилон» — их четвертый после «Одержимости», «Ла-Ла Ленда» и «Человека на Луне» совместный фильм. Из них только «Человек на Луне» использует музыку как традиционное закадровое сопровождение. В остальных фильмах она является одним из центральных драматургических средств.

Джастин Гурвиц — победитель премии «Оскар» в номинациях «Лучший оригинальный саундтрек» и «Лучшая оригинальная песня» за фильм «Ла-Ла Ленд», 2017 год
Дэмьен Шазелл и Джастин Гурвиц, 2017 год

Несмотря на отсутствие формального образования, Дэмьен Шазелл очень музыкален. Он барабанщик и особенно чутко относится к темпоритму в монтаже и тому, как звучит его кино. В «Вавилоне» режиссер также отдает дань истории музыки в кино, вплетая в сюжет такие великие картины, как «Певец джаза» (первый звуковой музыкальный фильм) и «Поющие под дождем» (в них, как и в «Вавилоне», говорится о переходе от немого к звуковому кино).

Вовлеченность Джастина Гурвица в создание фильмов Шазелла уникальна. Он присутствует на съемках, пишет музыку прямо в монтажной (там же, где Шазелл монтирует фильм) и присутствует на всех этапах сведения звука. Он активно участвует в процессе, порой споря с Дэмьеном в попытках найти лучшее решение. Такой подход разрывает шаблон киноиндустрии, где место композитора четко определяется рамками и предполагает повиновение режиссеру.

Как Гурвиц придумал саундтрек

Шазелл с Гурвицем пользуются давно сложившимся методом: они пишут музыкальные темы еще на стадии создания сценария. Несмотря на то, что «Вавилон» не мюзикл, уже с самых первых минут вы понимаете, какое важное место музыка займет в повествовании. Ее использование опять же уникально: многие композиции начинаются как пьесы в исполнении живых музыкантов, затем незаметно для зрителя превращаются в закадровую музыку, подчеркивающую драматическое действие. Например, в сцене вечеринки, где Нелли (Марго Робби) развлекается с ледяной статуей, в сцене, где Джек Конрад (Брэд Питт) прощается с Леди Фэй (Ли Цзюнь Ли), а также в сцене последнего соло Сидни Палмера (Джован Адепо) в маленьком клубе в конце фильма.

У Гурвица выдающийся композиторский стиль и потрясающие мелодии; он двукратный обладатель «Золотого глобуса», «Грэмми» и «Оскара», а также премии BAFTA. Музыка к «Ла Ла Ленду» постоянно обретает вторую жизнь во всевозможных творческих постановках — от танцевальных номеров до программ фигуристов. Его композиции отличает удивительный, практически восточноевропейский мелодизм, который может показаться знакомым слушателям с постсоветского пространства. Он сразу считывается и в саундтреке «Вавилона». Музыка в фильме одновременно полна яркими красками и звуковым буйством, при этом отдельные произведения сотканы из знакомых по «Ла-Ла Ленду» ностальгических хрупких мотивов.

«Вавилон»
«Ла-Ла Ленд»

Сначала Гурвиц хотел построить саундтрек вокруг музыки 1920-х годов, однако в итоге она послужила лишь толчком. За основу он взял традиционный музыкальный ансамбль того времени, добавив инструменты и разбавив музыку современными гармониями и битами. А электронная композиция, звучащая в сценах подземелий Блокгауза, очень далека от музыки 1920-х.

Следует отметить как выдающийся масштаб фильма и довольно большой хронометраж (3 часа 17 минут), так и гигантское количество музыки (2 часа 5 минут), из которых Гурвиц написал 1 час 50 минут! При этом даже в первоначальной сборке фильма не было референсов, практически вся музыка для «Вавилона» на самом раннем этапе постпродакшена была написана Джастином. Хотя в изначальном монтаже было несколько классических произведений, в финал они попали переосмысленные Гурвицем для стилистического единства. Так, в начале во время батальной сцены звучит «Ночь на Лысой горе» Мусоргского. В ней несколько раз показаны живой оркестр и дирижер, активно жестикулирующий на фоне боя, — его сыграл сам Гурвиц. Для него было важно не просто появиться в кадре — потом он записал произведение, управляя оркестром. Выборы актеров на роли музыкантов также проходили под контролем композитора. Да, в кадре исполняют музыку Гурвица, написанную для фильма, но она записана лучшими оркестровыми музыкантами на постпродакшене. Например, для соло Сидни Палмера (Джован Адепо) Джастин записал трех лучших в мире трубачей — Шона Джонса, Людвига Льюиса и Данте Уилсона — и затем использовал скомпонованные дубли разных солистов.

Занятно, что Джастин самостоятельно исполнил 30 вокальных партий для сцены в фильме, где Джек Конрад (Брэд Питт) приходит на вечеринку студийного босса Дона Уоллака (Джефф Гарлин). Для него было важно добиться особого акцента в исполнении, который невозможно было создать со студийными вокалистами. Гурвиц записал множество дублей своего голоса, затем наложил их друг на друга, в результате этого, а также из-за вариаций в тембре создается эффект плотного звучания мужского хора. Подобным приемом он воспользовался и для записи мужских партий хора из «Поющих под дождем». А для появления слона на вечеринке Джастин создал целую палитру из самых сумасшедших цирковых звуков, дуделок и свистелок, половина из которых не являются музыкальными инструментами.

Тема Мэни и Нелли

В «Вавилоне» множество сюжетных линий, но ключевая, как и в «Ла-Ла Ленде», посвящена любви и одиночеству в Голливуде. За красочным фасадом, постоянной сменой партнеров и бесконечным праздником жизни зачастую скрывается глубокая пустота. Две важнейшие музыкальные темы фильма точно передают эту идею.

Тема героев Диего Кальвы и Марго Робби часто звучит в фильме. Ей присущ характерный гурвицевский, немного угловатый, синкопированный ритм, и ее нетрудно воспроизвести. Может показаться, что в ней нет ничего особенного — простая, наивная мелодия, написанная по принципу «вызов и ответ» (две последовательно звучащие музыкальные фразы, где первая имеет некую незаконченную, порой вопросительную интонацию, а вторая — утвердительную; вместе они имитируют человеческий разговор). Но даже в пределах одной минуты она претерпевает существенные изменения, обрастая деталями и увеличивая длину фразы в два раза, благодаря чему становится все менее и менее предсказуемой. Если прислушаться, сразу обращаешь внимание на то, что в этой мелодии, начинающейся в мажоре и, казалось бы, в мажоре должной и закончиться, пророча голливудский хеппи-энд, самая первая фраза заканчивается отклонением в параллельный минор.

Вторая фраза приводит нас в тот самый ожидаемый и предсказуемый мажор, который мы так ждали в конце первой, намекая на то, что сюжет сулит удовлетворение обещания увидеть сбывшуюся голливудскую мечту. Но последующее развитие все больше уводит в минор и в конце оставляет в нем, при этом даже не доведя до тоники (логического разрешения). Все словно прерывается на доминанте — вопросительном аккорде, который стремится к тональному центру, и отсутствие этого разрешения вызывает у слушателя чувство незавершенности. Это параллель с историей главных героев: в их отношениях есть и надежда, и трепет, но в конце — пустота и недосказанность.

Диего Кальва и Марго Робби

Помимо мелодии и гармонии, для Джастина важны аранжировка и звук. Главная тема представляет из себя сочетание четырех фортепиано, контрабаса и щелчков. Вместе эти инструменты дают очень инфантильное звучание: такова Нелли, таковы ее отношения с Мэни. Если мелодия — это Мэни, то инструментовка с ее диссонантным и как бы расстроенным звучанием — точно Нелли. Для записи фортепиано использовались винтажные инструменты, которые были намеренно выведены из строя перед этим и наложены друг на друга. Два из четырех инструментов настроены чисто, но два других специально звучат грязно и диссонантно. Ритмически они тоже не совпадают, и все вместе создает ощущение беспокойства.

Эта музыкальная тема разительно меняется на протяжении всего фильма. Сначала ее исполняет незамысловатый ансамбль киностудии Kinoscope в день, когда Нелли впервые приходит сниматься; позже она преобразовывается в песню «I Want A Man», звучащую на вечеринке у Джека, переполненную перкуссией, измененную до неузнаваемости и впервые звучащую с текстом. Самое важное ее появление — в сценах, где Нелли и Мэни встречаются после долгого расставания.

Ритм Золотого побережья

Эта тема получила самое монументальное, можно сказать, голливудское воплощение. Несмотря на то, что композитор не привязывает ее ни к какому конкретному персонажу, она наиболее тесно связана с Джеком Конрадом — легендой немого кино. Впервые она звучит в живом исполнении музыкантов ансамбля Сидни Палмера на утро после самой первой вечеринки. Это ленивое, полупьяное и полусонное исполнение. Инструментальный состав полностью соответствует рассеивающемуся хаосу в сочетании с абсурдностью происходящего. Духовой ансамбль, аккордеонист в маске коня, банджо, контрабас — все играют расслабленно, нестройно, но во всем этом есть какой-то особый шарм. Это как пьяные песни за столом: они несовершенны с музыкальной точки зрения, но в них есть много честности и правды.

Джован Адепо

С точки зрения мелодии это отличный пример стиля Гурвица, берущего в основу напевность и протяжность композиции. В противовес теме Мэни и Нелли в этом произведении с композиционной точки зрения все развивается гораздо плавнее: музыкальные фразы длинные и перетекают одна в другую. С первой темой их объединяет игра мажора и минора; тема начинается в минорном и меланхолическом ключе, однако очень скоро, зеркально теме Мэни и Нелли, переходит в параллельный мажор. Создается ожидание того, что мелодия останется именно в этой светлой тональности. Однако она отклоняется, мимолетно возвращаясь в родную минорную тональность на протяжении всего своего развития, но, как и тема Нелли и Мэни, в конце возвращается в минор. Как и судьба Джека, она включает в себя удивительные восхождения, достигает кульминации и не остается в высшей точке, а возвращается назад, в тот самый минор, с которого все началось.

Самое, не побоюсь этого слова, величественное воплощение темы происходит в сцене съемки фильма на закате. Изначально в этом месте должно было звучать произведение Рихарда Вагнера, но Джастин пошел на амбициозный шаг, оркестровав свою музыкальную тему и превратив ее в почти вагнеровское по масштабу произведение. Таким образом, он придал дополнительную смысловую прослойку как самой теме, так и персонажу Брэда Питта. Несмотря на все тот же пресловутый хаос, окружающий съемки, наивный и бутафорский сюжет фильма, в котором снимается Джек Конрад, в этой сцене удивительным образом присутствуют какая-то хрустальная красота и та самая магия кино, делающая Голливуд волшебным. Эта двойственность лежит в основе всего фильма и музыки к нему.

Брэд Питт

Тема вновь появляется на последней вечеринке Джека в финальном акте фильма. Здесь она звучит по-особенному, с новым смыслом, впервые напрямую связана именно с Джеком. Она словно воплощает в себе всю его жизнь. Она звучит без существенных изменений, кроме как в инструментовке, но теперь в ней какая-то особенная глубина. То, что она так спокойно, мягко и непритязательно, без пафоса и драматизма сопровождает одну из самых трагичных сцен, говорит о тонкости вкуса режиссера и композитора. Это один из тех случаев, когда, начавшись в виде номера в кадре, тема преобразуется в закадровый смысловой и эмоциональный подтекст сцены.

В последний раз тема появляется в измененной форме в виде некоего траурного марша, сопровождая некрологи композицией с душераздирающим соло трубы Сидни Палмера. Труба — один из самых пронзительных инструментов, заставляющий наиболее тонко переживать события фильма. По сути, это момент отложенной трагической кульминации, в которой музыка играет огромную драматургическую роль.

Финал

Это был бы не фильм Шазелла, если бы не особая роль музыки в финале. Здесь зрителя ждет в прямом смысле сногсшибательный музыкальный фейерверк, аккуратно спланированное музыкальное цунами. Темы собираются воедино, звуча одновременно. В пиковой точке вы слышите семь параллельно звучащих произведений: «Vodoo Mama», «Herman’s Hustle», «Golden Coast Rhythm», «King of the Circus», «Red Devil» и пара пасхалок для зрителей. Это бешеный коктейль эмоций, впечатлений и воспоминаний. Финальный акт заканчивается мощной темой «Вавилона», которую до этого мы слышали лишь однажды — в начале фильма при появлении его названия.

В этом ролике звучат композиции «Heyo» (0:03), «Vodoo Mama» (0:36), «Herman’s Hustle» в аранжировке для финальной сцены, основанные на теме Мэни и Нелли (01:12), и «Welcome» — самое первое произведение в фильме (01:45).

«Вавилон» можно полюбить или возненавидеть, но он точно не оставит вас равнодушным. В его музыке мастерски воплощены и хаос, и беспорядок, и сумасбродство, и буйство красок. И все это максимально органично уживается с мотивами любви и одиночества, элитарности искусства, достижения олимпа и падения с него. Фильм не дает ответов на вопросы, он амбициозно спрашивает сам у себя: вечен ли человек, если вечно творение, к созданию которого он причастен? Каждый зритель ответит на этот вопрос по-своему, но уже сейчас можно говорить о том, что музыка к «Вавилону» займет достойное место в истории кино.


Фото: Dan MacMedan / Getty Images, Rodin Eckenroth / Getty Images

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

10 июня 20227
3 февраля 202312
24 января 2023108
27 декабря 202228

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня5
Вчера4
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации