В сериале платформы Start «Черная весна», подростки, вдохновившись русской классикой, замутили дуэльный клуб. Снятый Любовью Львовой и Сергеем Тарамаевым («Зимний путь», «Фишер»), этот проект наполнен огромным количеством отсылок к русской литературе. Если вы его смотрите, то это небольшое исследование поможет разобраться в хитросплетении цитат и намеков на героев Достоевского, Тургенева, Лермонтова и Вагинова.
Василий Степанов
Кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс»
Впервые слово «дуэль» в «Черной весне» звучит примерно на четвертой минуте и предсказуемо вырывается из учительских уст. Под треск звонка с урока русичка Ольга Васильевна обещает завтрашним выпускникам подробный разговор на тему дуэли и попутно очерчивает круг амбиций режиссеров сериала:
«Поговорим не только касаемо Пушкина, но и возьмем произведения Лермонтова, Куприна, Чехова».
Просторечное «касаемо» из уст словесницы царапает слух, но эффект этот, кажется, намеренный: «Черная весна» — история погони за достоинством в стране невыученных уроков. Что-то вроде киноповести писателя и сценариста Льва Куклина «Два дуэльных пистолета», которая была опубликована в двух номерах подросткового журнала «Искорка» в начале 1987 года, когда в заснеженной Ялте Мальчик Бананан бился за сердце Алики с жуликом Крымовым. У Куклина шестиклассник Саша по прозвищу Шурупчик похищает из мемориальной квартиры Пушкина на Мойке два лепажа, чтобы наказать бесчестного восьмиклассника Игоря, укравшего червонец в раздевалке и угостившего на эти деньги в кафе молочным коктейлем возлюбленную Шурупчика.
Поверхностные совпадения сюжета «Черной весны» с «Двумя дуэльными пистолетами», думается, не случайны. Но это лишь верхушка айсберга влияний, без которых «Черная весна» смотрелась бы вовсе не так эффектно; сериал Сергея Тарамаева и Любови Львовой составлен из мотивов, героев, сюжетных линий и прямых цитат, вычитанных из Пушкина, Достоевского, Чехова, Куприна, Тургенева, Вагинова. Это своего рода палимпсест русской классической литературы, вечно играющей в реализм и вечно бегущей от действительной грубости русской жизни в миф и метафору. И из дуэльных пистолетов в «Черной весне» стреляются вовсе не одетые в модные бомберы и худи крымские десятиклассники, а скорее, Печорин с Базаровым, Ставрогин с Лаевским, Ленский с Безуховым, пока в туалете на стене чирикает свои вирши условный капитан Лебядкин, заботливо сохраненный для вечности Свистоновым из романа Вагинова.
О чем сериал «Черная весна»
В безымянном курортном городке у Черного моря оканчивают школу три товарища. Егор Меленин по прозвищу Мел (Глеб Калюжный) — байронический юноша в пальто Данилы Багрова, резкий трикстер Киса (Артем Кошман) — безотцовщина, приторговывающий наркотиками, и прямолинейный сын мента Хэнк. Мел влюблен в дочку местного крестного отца, Анжелу (Анастасия Красовская), но та постоянно изменяет ему.
В школе как раз проходят Пушкина (и Дантеса). Вдохновленный историей дуэли поэта Мел вызывает на поединок заезжего режиссеришку (Артем Ткаченко), соблазнившего Анжелу. Пистолеты дуэлянтам подгоняет старший товарищ Гена (Никита Кологривый), веселый панк и дилер-оптовик. Мало-помалу школу охватывает дуэльная лихорадка, склад трупов на дне залива пополняется новыми телами.
Но нет ничего тайного, что не стало бы явным! Город тем временем живет своей жизнью: местный кондитер идет в мэры, его старший сын открывает подпольный бордель, отец Хэнка крутит роман с матерью Кисы, а в единственном ресторане города заводится поэт-самородок, поющий грустные песни про черную весну и черкающий стихи на стенках туалетов.
Дуэль
Конечно, о дуэли как социальном механизме решения конфликтов герои «Черной весны» имеют весьма смутные представления (не более смутные, впрочем, чем ленинградские шестиклассники из повести Куклина). И дело не в том, что они родословной не вышли или мало книжек читали (напротив, читали достаточно), а в том, что слишком далека дуэльная этика от сегодняшних реалий. Поэтому никак не понять героям Тарамаева и Львовой, что формальности вызова куда важнее формальностей самого поединка: что нельзя принуждать противника к выстрелу шантажом; что невозможны дуэли родственников; что ни один взрослый человек в XIX веке не стал бы стреляться с несовершеннолетним. Своей неосведомленностью в размытом дуэльном кодексе Мел, Киса (Артем Кошман), Хэнк (Валентин Анциферов) и Гена (Никита Кологривый), пожалуй, дадут фору позабывшим правила героям чеховской «Дуэли». А небрежностью, с которой формулируются поводы для схватки, — Базарову и Кирсанову; те в «Отцах и детях» тоже стреляются не из-за каких-то там амуров, а потому что просто не переваривают друг друга. Мысль о дуэли как способе поквитаться за первую обиду приходит в «Черной весне» по пьяни (после диалога о сексуальных предпочтениях Дантеса). А весь кодекс сводится к простецкому: «Панки за справедливость!» Есть в этой драке ради драки что-то бретерское.
Несмотря на первоначально шаткие обоснования, с каждым новым поединком смертоносная дуэльная логика обретает все больший смысл, превращаясь из сомнительного метода решения конфликтов в своего рода жизненную философию. Не случайно в финальной серии пистолеты оказываются уже в руках старшего поколения, казалось бы, совершенно не приспособленного к таким вызовам и погрязшего в мещанских дрязгах. А вот и нет: дуэль — это, конечно, для тех, кто вырос в девяностые и когда-то сверял силу с правдой. Смешно, но в упомянутой выше повести Куклина оскорбленный Шурупчик сперва решает сконструировать дуэльный пистолет самостоятельно. И выходит у него DIY-самострел конструкции Данилы Багрова.
Черное море
Надо сказать, что крымский литературный миф далек от дуэльных сюжетов, чаще это место уединения и отдохновения (место, где Пушкин «влачил задумчивую лень»), пространство южной дремы и южной тайны. Ну какие тут могут быть конфликты? Разве что курортный адюльтер, как в чеховской «Даме с собачкой».
«Черная весна» покушается на эту мифическую идиллию, стремясь представить зрителю суровый берег межсезонья. Приключения дуэльных пистолетов на фоне моря и гор заставляют вспомнить о кавказских выстрелах фон Корена в Лаевского в «Дуэли» Чехова или Печорина в Грушницкого в «Герое нашего времени». На романтическую солдатскую шинель последнего явно намекает грубое коричневое пальто Мела. Появление в сюжете юного военного врача — курсанта военмеда, отправленного из-за болезни легких на реабилитацию в лечебницу по соседству — тоже не кажется случайным.
Не стоит забывать и о том, что таинственный берег, в котором древняя история буквально лежит под ногами, — пространство, идеально приспособленное для мистификаций. Чистый вымысел и зефирные фантазии легко превращаются здесь в суровую правду жизни (как галлюцинации Мела). Неспроста именно в Коктебеле родилась легенда Черубины де Габриак (таинственный лирик из местного кабака чем-то ее напоминает) и разгорелась искра конфликта Максимилиана Волошина и Николая Гумилева. Тогда, в 1909-м, мистическую поэзию крымского текста заземлил текст петербургский: поздней осенью два поэта сошлись на Черной речке, чтобы оскандалиться штрафом в 10 рублей и стать героями газетных фельетонов. Очевидная попытка оттенить романтический флер южного ландшафта упоминаниями Петербурга сделана и в «Черной весне». Здесь все-таки не место меланхолии: уже с первой серии разочарованный алкоголик из поколения отцов (знаковая роль Александра Яценко) проповедует мрачному Мелу переезд в Питер — город хмари, расчлененки и Леонида Федорова:
«Вот там тоска так тоска, раз — и нету тебя, а тут живешь-живешь, и хер знает, когда это все закончится».
Отцы и дети
Школьникам простительна особая, навязанная учебным планом любовь к русской литературе, но в «Черной весне» по ее суровым заветам живут и взрослые. Это классика: детей они не слышат и не понимают, а если узнают в них порой себя, то помочь точно ни в чем не могут. Отцы не оправдали надежд: они врут, пьют, изменяют, размениваются на быт, заискивают, оправдываются. Но, главное, они потрясающе трусливы. Мы помним по пушкинскому «Выстрелу», что «недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми, которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков»; десятикласснику видеть трусость в старших, должно быть, действительно невыносимо.
Конфликт отцов и детей заявлен сериалом в лоб, причем не только в тургеневской интерпретации. Упомянутый выше герой Александра Яценко в чем-то, пожалуй, списан с пьяницы Мармеладова из «Преступления и наказания» Достоевского (взять хотя бы его страсть к монологам). Есть персонажи чеховские вроде отца Мела (Даниил Воробьев), дрожащего очкарика, амбициозного разночинца, прозябающего на должности администратора в гостинице. Есть гоголевские — например, толстокожая натура в исполнении Николая Фоменко. Он писан крупными мазками, неприлично доволен собой и в основном жарит шашлык, мудро приговаривая: «Не знаем мы своих детей, мужики». Эта поведенческая стратегия выглядит если не симпатичнее прочих, то хотя бы честнее.
Незнание, впрочем, обоюдное. Поколения отделены друг от друга словно непроницаемой стеклянной стеной; тут не имеет значения ни достаток семьи, ни ее общественное положение, ни внутренние особенности: все счастливые семьи дисфункциональны по-своему. Может не быть денег, может не быть нормальной работы, может не быть папы или не быть мамы, а может, напротив, быть все, и все равно не будет взаимопонимания и диалога, в котором родители смогут узнать себя в детях, а дети — в родителях. Что неизбежно обрекает младшее поколение копировать поведенческие модели и ошибки старших. Интересно, что единственной попыткой межпоколенческого диалога становится дуэльная коллизия безотцовщины Кисы и «доктора» в исполнении Евгения Коряковского. Попытка услышать друг друга плодотворна только под дулом пистолета.
«Лишний человек»
С таким анамнезом персонажам «Черной весны» прямая дорога в типовые герои русской классики — в «лишние люди». Но на протяжении восьми серий звание «лишнего человека» в полной мере оправдывает разве что Мел. Он всегда на отшибе, он всегда в мыслях о высоком, всегда не такой, как все, и в финале заявляется на день рождения возлюбленной настоящим Чацким. Очарование нравственного и интеллектуального превосходства Мела не вполне очевидно окружающим (хотя это, понятно, главная черта «лишнего человека»), но хорошо заметно зрителю, который готов держать юношу в коричневом на особом счету. Из схем нашего сурового времени, где «лишние люди», минуя стадию Сэлинджера, предпочитают объясняться с массами сразу на языке масс-шутинга, Мел все-таки выламывается.
Другое дело, что только убийство на дуэли заезжего режиссера помогает Мелу избавиться от статуса «лишнего», помогает его социализации; выстрел скрепляет вокруг героя Глеба Калюжного тайное сообщество не хуже, чем убийство Шатова в «Бесах». Верховенского у Тарамаева и Львовой не то чтобы нет, просто он вынесен за скобки в виде безнравственного нигилиста Рауля (тот, конечно, классический герой Достоевского). Напоминает о «Бесах» и финал «Весны»: где-то за кадром город, узнавший о заговоре юного поколения, переживает шок. Прежняя жизнь этого общества кончилась.
«Черная весна глядела в студень глаз»
Социальное в «Черной весне» отступает перед поэтическим. Высокая планка сообщается штилю уже в заголовке, взятом то ли из Генри Миллера (американская литературная традиция, судя по упоминаниям Сэлинджера, тут тоже играет не последнюю роль), то ли из Серебряного века. Возможно, весна в название сериала пришла от чувствительного античника, стихийного экзистенциалиста и протофутуриста Иннокентия Анненского, который в своей «Черной весне» с могильным сладострастием боди-хоррора описывал смерть зимы и гибель века («О люди! Тяжек жизни след»).
Мягкий человек, увлеченный педагог, гимназический директор Иннокентий Федорович знал бы, что сказать ученикам, решившим на пике пубертата порезвиться с дуэльным гарнитуром. Анненский не без причин считал, что каждое новое поколение читателей ищет в авторах прошлого что-то созвучное себе и своему времени, и сам то ли в шутку, то ли нет считал себя перевоплотившимся для русской жизни Эврипидом. Главная трагедия «Черный весны» и ее героев в том, что опереться хоть на что-то в иллюзорном мире литературной классики катастрофически трудно. Трудно примерить на себя судьбу, скажем, Германа из «Пиковой дамы». «Почему Герман сломался?» — риторически задается вопросом учительница, но ее дальнейшие объяснения звучат неубедительно. «В литературе все с ума сходят из-за преступления, а в жизни это нечасто, у меня батя в полиции работает», — резонно противоречит ей ученик.
А иногда лучше вообще ничего не объяснять. Поэзия, даже написанная на стенке общественного сортира, должна оставаться загадкой. В конце концов, главное разочарование Мела не в возлюбленной, которая оказалась столь далека от выдуманного идеала, и не в друзьях, а в том, что дурацкие стихи, которые ему так нравились, написаны кабацким бездельником, который так похож на него самого 10 лет спустя. Тут невольно вспомнишь о горестной судьбе поэта Агафонова из «Козлиной песни», в котором, кстати, Константин Вагинов отчасти описал себя:
«[Агафонов] сел за столик, выпил пивца, положил листок и стал читать свои последние стихи вслух. А когда прочел, то ясно увидел, что стихи плохи, что юношеский расцвет его кончился, что с падением его мечты кончилась его жизнь. Он пососал, неизвестно для чего, дуло револьвера, отошел в уголок комнаты и выстрелил в висок».
Фото: Государственная Третьяковская галерея, The Picture Art Collection / Legion-Media