«Акты отчаяния» Меган Нолан — на Букмейте вышел роман в духе «Дряни» о созависимых отношениях с красавцем

Обсудить0

На Букмейте эксклюзивно появился роман «Акты отчаяния» — дебют ирландской писательницы Меган Нолан, который уже перевели на восемь языков. Книгу можно и читать, и слушать. Мы рассказываем, почему это не просто очередная откровенная любовная история, а вполне аналитический текст о целом поколении молодых женщин.

Теперь в Плюсе можно не только смотреть кино и слушать музыку, но и читать! С опцией Букмейт вам будет доступна огромная библиотека книг и аудиокниг разных жанров: фантастика, детективы, проза, нон-фикшен и литература для детей. Чтобы попробовать, введите промокод KINOPOISKMEDIA здесь (действует только для новых пользователей).

«Акты отчаяния» — хроника отношений, где главная героиня-рассказчица оказывается в заведомо уязвимой позиции. Она знакомится с красавцем Кираном — арт-критиком, наполовину ирландцем, наполовину датчанином — и практически сразу впадает в любовную зависимость. Также сразу появляются нездоровые звоночки в их отношениях: Киран время от времени становится холоден, заявляет, что многократный секс еще не делает их парой, рассказывает о бывшей, которую он продолжает любить, и не считает нужным это скрывать от новой девушки. Он исчезает и вновь появляется в жизни главной героини как ни в чем не бывало.

О ней самой мы узнаем всё, кроме имени: бросила колледж, работает официанткой, комплексует по поводу собственной полноты, имеет серьезные проблемы с алкоголем, каких-то относительно серьезных планов на жизнь нет. Так и хочется сравнить рассказчицу с героиней сериала «Дрянь», разве что в ней нет фирменного напускного цинизма Фиби Уоллер-Бридж, а вот уязвимости хоть отбавляй. Безымянность героини порождает довольно странный эффект: Нолан словно рисует коллективный портрет современной молодой женщины с ее травмами, страхами, желаниями, не пытаясь при этом ей хоть сколько-нибудь польстить.

В сущности, все, что проделывает писательница в «Актах отчаяния», уже давно открыто другими авторами (взять хотя бы Джоанну Уолш или Шилу Хэти). А еще она практически с порога вскрывает карты и говорит, что читателя ждет история неудачного и крайне нездорового романа, как бы лишая текст интриги. Но поразительным образом от романа невозможно оторваться, он затягивает и засасывает. Учитывая предельную откровенность рассказчицы, читатель тоже как бы втягивается в нездоровые отношения: он становится вуайеристом, наслаждающимся чужими страданиями.

«В ранней юности я пережила события несомненно худшие, чем то, что ждало меня с Кираном, — отвратительные контрольные точки травмированной женщины», — рассуждает рассказчица и приходит к выводу о том, что женские страдания дешевы. Женские страдания, если вдуматься, действительно своего рода топливо масскультуры: поп-певицы поют о невыносимой разлуке с любимым; несмотря на расцвет и разнообразие сериального жанра, по-прежнему пачками выпускаются мыльные оперы, где очередная тихая и скромная героиня получает в награду за хорошее поведение принца-банкира. Любое публичное женское признание о пережитом насилии изучается под микроскопом: а достойна ли произнесшая это нашего сочувствия? Или она недостаточно хорошая жертва?

Героиня Нолан сформировалась в культуре, где любовь — главный и желательный способ самовыражения для женщины:

«В моем понимании каждый поступок приближал мою судьбу, а моей судьбой была влюбленность. Любовь была великим утешением, ей предстояло сжечь пажити моей жизни дотла. <…> После раннего детства в моей жизни не было религии, и взамен я культивировала великую веру в любовь. О, не смейтесь надо мной за то, что я, женщина, говорю вам такое. Я сама себя слышу».

«Акты отчаяния» — это вовсе не лирический дневник, а вполне себе аналитический текст, где Нолан как бы сталкивает лбом причину и следствие — давнюю травму, которая подпитывает неуверенность героини в собственных силах, и вытекающее отсюда желание стать чьим-то чужим отражением: «Я не заслуживала любви, но нуждалась в ней». Ей очень хочется видеть в чьем-то снисходительном присутствии рядом именно ее, любовь. Болезненность отношений проявляется не только и не столько в том, что один партнер ведет себя абьюзивно, а другой не понимает этого. Рассказчица очень хорошо это осознает и пытается приручить своего ускользающего возлюбленного, то есть ответить манипуляцией на манипуляцию:

«Наверное, я хотела, чтобы он во мне нуждался, но при этом не осознавал, что ему нужна именно я».

Но, пожалуй, главная трагедия героини заключается в неспособности увидеть свою индивидуальность. «Я ведь так и не отыскала своей индивидуальности, по которой могла бы затосковать после ее утраты, — признается она. — У меня никогда не было настоящей индивидуальности, по которой стоило бы скучать». Но, кажется, ее проблема не в отсутствии, а в неспособности ее признать, ведь читателю не нужно прикладывать усилие, чтобы увидеть эту индивидуальность.

Читайте и слушайте «Акты отчаяния» Меган Нолан на Букмейте в подписке Плюс Мульти с опцией «Букмейт».


Автор: Мария Нестеренко

Смотрите также

24 декабря6
19 декабря4
30 мая 202011
22 января 202324

Главное сегодня

Вчера5
Вчера3
Вчера24
Вчера4
Вчера2
Вчера1
Вчера9
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации