Кампания инди-фильма «Ради Лесли» началась накануне голосования за выбор номинантов и велась довольно спорными методами, но в итоге сработала: Андреа Райзборо претендует на «Оскар» за лучшую женскую роль. Критики драму хвалят, Райзборо пророчили номинацию год назад и при этом очевидно нарушение правил. Так в чем проблема?
Чем известна Андреа Райзборо и что за фильм «Ради Лесли»?
Британская актриса с запоминающимся чертами лица сыграла в «Обливионе» Джозефа Косински, появлялась у Тома Форда в «Под покровом ночи», в «Смерти Сталина» Армандо Ианнуччи, в недавнем «Амстердаме» Дэвида О. Расселла, в «Бёрдмэне» Иньярриту, получившем «Оскар», а еще в «Черном зеркале».
В 2009-м Андреа номинировали на британскую премию BAFTA за роль Маргарет Тэтчер в фильме «Долгий путь к Финчли». В 2014-м она получила награду Critics' Choice за «Бёрдмэна». Роль в «Ради Лесли», помимо Американской академии, отметили номинацией Общество кинокритиков Чикаго и члены премии «Независимый дух» (Independent Spirit Awards) — ее проводят незадолго до «Оскара», и победители иногда совпадают, как было с «Землей кочевников» в 2021-м.
«Ради Лесли» — малобюджетная драма о женщине с наркозависимостью. Шесть лет назад мать-одиночка Лесли Роулендс (Райзборо) выиграла в лотерею и с тех пор спускала все деньги на алкоголь и наркотики. Теперь, потратив последний цент, она возвращается домой в Западный Техас. Семья не особо рада возвращению беглянки, немногочисленные друзья отвернулись от нее. Героиня понимает, что может остаться на улице, и находит своего 20-летнего сына Джеймса (Оуэн Тиг). Чтобы заслужить второй шанс, ей нужно побороть свои пристрастия.
Это кинодебют режиссера Майкла Морриса, который ранее снимал сериалы, в том числе «Лучше звоните Солу», «Бесстыжих», «Миллиарды» и «Королевство». Рейтинг «Ради Лесли» на IMDb — 7.1, (более 3 тысяч оценок), на Rotten Tomatoes — 97% у критиков (63 рецензии), 86% у зрителей (более 50 оценок). Фильм доступен на стримингах Vudu, Amazom Prime Video, Apple TV+. Премьера «Ради Лесли» прошла на фестивале SXSW в марте 2022-го, 7 октября фильм вышел в зарубежном прокате.
Что не так с номинацией?
Обычно на «Оскар» в ключевых категориях претендуют фильмы, которые у всех на слуху. Необязательно студийные: независимые картины также часто получают «Оскар» (та же «Земля кочевников» и Фрэнсис Макдорманд, отмеченная за лучшую женскую роль). «Ради Лесли» — малоизвестная картина, из-за чего попадание фильма в актерскую номинацию породило всевозможные теории заговора.
Например, говорят, что к выдвижению актрисы причастно влиятельное агентство талантов CAA, Андреа Райзборо — его клиентка. Выступившие в ее поддержку актрисы (Дженнифер Энистон, Шарлиз Терон, Кейт Уинслет, Гвинет Пэлтроу и Кейт Бланшетт, конкурентка по номинации за роль в «Тар»), тоже подопечные CAA. На фоне скандала с «Золотым глобусом» ситуация кажется подозрительной. Напомним, Голливудскую ассоциацию иностранной прессы (HFPA, она раздает «Глобусы») обвиняли в коррупции и непрозрачности. Как выяснила Los Angeles Times, студия Paramount Network пригласила членов Ассоциации на съемки «Эмили в Париже», поселив в дорогом отеле. После этого «Эмили» получила номинации как лучший комедийный сериал и за женскую роль, но ни в одной не выиграла (скандал разгорелся до объявления победителей).
«Ради Лесли» неважно прошел в прокате, собрав 27 000 долларов; дистрибьютор картины — независимая Momentum Pictures. По словам инсайдеров IndieWire, режиссер Майкл Моррис лично звонил Шарлиз Терон и Эдварду Нортону, чтобы пригласить на показы. Прокат стартовал в начале октября, а активная кампания фильма началась в декабре; этому помогла номинация на Independent Spirit Awards. В январе, ближе к финалу голосования членов Американской киноакадемии, продвижение фильма стало еще агрессивнее: звезды буквально хором хвалили Райзборо. Гвинет Пэлтроу написала, что актриса должна выиграть «все существующие награды и те, что еще не изобрели». Кейт Уинслет провела онлайн Q&A с Моррисом и Райзборо, где назвала игру коллеги «лучшей, что она видела в жизни».
У Vulture есть свое предположение о том, как развивалась кампания по продвижению «Ради Лесли». Майкл Моррис — ветеран телеиндустрии, его жена Мэри МакКормак играла в хите нулевых «Западное крыло». Как пишет Puck, она вместе с друзьями звонила, отправляла e-mail актерам — членам Киноакадемии, просила их посмотреть кино и написать что-нибудь хорошее в соцсетях о роли Райзборо. Издание приводит цитату из такого письма: «Если вы готовы публиковать сообщения ежедневно, начиная с сегодняшнего дня и до 17 января (конец голосования в Академии. — Прим. ред.), это было бы потрясающе! Все полезно, поэтому, пожалуйста, делайте то, что вам удобно. А что может быть удобнее, чем каждый день публиковать посты о фильме?»
Один из опрошенных IndieWire отмечает: чего в этой истории нет, так это денег, то есть вариант с подкупом кого-либо из голосующих маловероятен. «Мы не можем позволить себе рекламу. Наша единственная стратегия заключалась в том, чтобы заставить людей посмотреть фильм. Я не хочу, чтобы он просто ушел на полку неувиденным», — рассказал режиссер.
Как отреагировали на номинацию Райзборо?
Puck отмечает, что кумовская кампания Морриса и МакКормак настроила часть индустрии против Академии. Без номинации, помимо Виолы Дэвис (также клиентки CAA), осталась другая афроамериканская актриса — Даниэль Дедуайлер («Тилл»). Их поддерживали компании Sony с MGM и Amazon соответственно, о Виоле и Даниэль писали в оскаровских прогнозах. «Но у них нет доступа к сети влиятельных (и, давайте будем честны, белых) друзей в Академии, чтобы вести кампанию для номинации на „Оскар“ от их имени», — добавляет Puck. «Мы живем в мире и работаем в отрасли, которые агрессивно защищают белизну и беззастенчиво увековечивают женоненавистничество по отношению к темнокожим женщинам», — написала режиссер «Тилл» Чинонье Чукву.
После многих скандалов, в том числе связанных с Харви Вайнштейном, в Академии действует свод строгих правил, чего делать не стоит. Например, нельзя предлагать гостям показов чрезмерное количество еды и напитков. Также запрещено обращаться к членам Академии напрямую с просьбой о продвижении фильма или включении его в список номинантов. Однако многие претенденты обходили это правило.
Нарушение заметили и в постах Фрэнсис Фишер, актрисы и члена Академии. Вот что она написала: «Моим коллегам-актерам из Академии! Андреа Райзборо может получить номинацию, если 218 из 1302 членов из актерского отдела выдвинут ее на первое место в номинации „Лучшая актриса“». Дальше Фишер намекала, что Виолу Дэвис, Мишель Йео, Даниэль Дедуайлер и Кейт Бланшетт и так номинируют. Автор Puck считает, что такое сообщение бросает тень на других номинанток и в целом выглядит как призыв. За первое нарушение такого рода членство в Академии приостанавливают на год.
В истории премии были случаи, когда за лоббирование своих проектов лишали номинации. В 2014 году Академия «разноминировала» композитора Брюса Бротона с его песней «Alone Yet Not Alone» к одноименному фильму: он написал более чем семидесяти представителям музыкальной отрасли о том, что его песня номинирована.
Однако в этом году Академия провела внутреннюю проверку и решила сохранить номинацию Райзборо. «Мы определили, что рассматриваемые действия не были настолько активны, что выдвижение необходимо отменить. При этом посты в соцсетях и тактика информационно-пропагандистской кампании вызвали нашу обеспокоенность», — говорится в заявлении генерального директора Билла Крамера.
А что об игре Райзборо пишут критики?
Почти в каждой рецензии работу актрисы называют невероятной и предупреждают, что зрители будут потрясены; номинацию на «Оскар» многие пророчили ей еще после премьеры на фестивале SXSW. «Сразу хочу отметить, насколько удивительна Андреа Райзборо. Возможно, еще слишком рано делать прогнозы относительно наград, но я надеюсь, что она будет претендовать на несколько главных трофеев, когда придет время. Она каждую сцену отыгрывает идеально, от пьяного и мертвого взгляда до неустойчивого физического поведения. Это правдоподобное изображение опьяненной женщины, которая подбирается к концу своего жизненного пути», — утверждает Итан Андертон из Slash Film.
Оуэн Глейберман из Variety тоже восхищается: «Райзборо играет мать-одиночку из маленького городка в Западном Техасе, у которой проблемы с алкоголем. Она совершенно отчаялась, сбилась с пути и настолько испортила свою жизнь, что у нее ничего не осталось. Игра Райзборо просто феноменальна. Она не идет на компромисс, не сдерживается, но и не наделяет свою героиню фальшивой броскостью. Большую часть фильма ее героиня находится в отчаянных тисках своей зависимости, и даже когда она отступает от пьянства, ее разрозненное существование грозит поглотить ее. Это драма женщины в чистилище, и Райзборо удалось передать это фантастически!»
В рецензии Ноэля Мюррея для Los Angeles Times говорится, что, несмотря на многообразие фильмов с похожими историями, именно благодаря игре Райзборо «Ради Лесли» выделяется на их фоне: «Про людей с зависимостью часто снимают кино, но именно Майклу Моррису удалось сделать это идеально. Райзборо — динамо-машина, которой удалось наделить Лесли индивидуальностью и человечностью, чтобы зрители изо всех сих болели за нее и переживали».
Церемония вручения премии «Оскар» состоится 12 марта в Лос-Анжелесе (в ночь на 13 марта по московскому времени) .
Кинопоиск | Индустрия в Telegram
Новый канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Автор: Кира Голубева, Лиза Кузнецова
Фото: Rodin Eckenroth / WireImage