В 2022-м многосерийные турецкие мелодрамы попали в топы: «Постучись в мою дверь» по индексу Кинопоиск Pro в мае-июне занимал первое место, а по ряду других метрик стал сериалом года в России. Этот факт, а также ставшие актуальными аналогии «там тоже хорошо, там то же, что у нас» подтолкнули Кинопоиск разобраться, как государство контролирует сериальную индустрию в Турции.
Несмотря на закручивания гаек, она переживает такой же бурный рост, какой начался у нас пару лет назад. В отличие от России, в Турции продолжают работать Netflix и Disney, но в обществе разгораются не менее жгучие споры о том, что, как и кого можно показывать в кино.
В ноябре прошлого года перед турецкими парламентариями с ежегодным докладом о достижениях своего ведомства и грядущих планах выступал глава Высшего совета радио и телевидения (Radyo ve Televizyon Üst Kurulu — RTÜK) Эбубекир Шахин. «Министр цензуры! Позор! Долой!» — кричали ему оппозиционные депутаты.
Одно из самых одиозных решений RTÜK принял буквально на последнем заседании 2022 года 21 декабря. Ведущую программы «Медиаквартал» Айшенур Арслан обвинили в «мимическом одобрении терроризма» во время выпуска об атаках со стороны Сирии в ноябре на юге страны. Сегодня в Турции, чтобы получить наказание по статье «Восхваление или поощрение терроризма», достаточно высказаться против войны в Сирии. Как показывает случай с Арслан, необязательно что-то говорить, наказать могут даже за выражение лица. Тогда трансляцию ее передачи приостановили на три выпуска, а каналу Halk TV был выписан серьезный штраф. «Что же теперь будет, если я подниму бровь?» — иронично спросила ведущая в Twitter и призвала к протестам против цензуры. На том же декабрьском заседании RTÜK наложил гигантские штрафы и приостановил выход передач на каналах Tele1 и FOX TV за высказывания об экономической и политической ситуации в стране.
Как следует из сообщения на сайте RTÜK, за девять месяцев 2022 года было выписано 119 штрафов. Также среди принятых санкций приостановки программ, отзыв лицензии на вещание или возбуждение дел против ведущих — от оскорблений вплоть до разглашения гостайны и пособничества террористам. «СМИ запрещают говорить об инфляции, достигающей 150%, критиковать власть и информировать общественность о деятельности оппозиции!» — заявил Ильхан Ташчи, член RTÜK, избранный по квоте от оппозиционной Эрдогану партии CHP. Оппоненты власти считают, что штрафы являются одним из индикаторов «стремления утопить Турцию во мраке и тишине» на пути к выборам, которые должны состояться в мае.
Хотели жить как в Евросоюзе
В апреле 1994 года RTÜK создавался с противоположными целями. «Свобода слова и информации, разнообразие мнений, обеспечение конкурентной среды и плюрализма, предотвращение концентрации власти и продвижение общественных интересов», — так сформулированы обязанности и полномочия Высшего совета на сайте ведомства, регулирующего вещание радио- и телевизионных станций в Турции. Его появление связано с существенной либерализацией: до 1990 года все теле- и радиовещание было под контролем государства, а первые годы после частное вещание велось без какого-либо регулирования. Чтоб принять закон о RTÜK в 1993-м, потребовалось радикально реформировать медиаотрасль и принять поправки в конституцию, что вызвало бурный рост частных независимых СМИ и существенно расширило информационное поле. В настоящее время в стране насчитывается 1277 частных медиапровайдеров, зарегистрированных ведомством. Деятельность самого RTÜK регламентирует закон, принятый в 2011 году, на котором стоит пометка «соответствует нормам ЕС»; в то время Турция всерьез собиралась в Евросоюз, и эти обещания были в предвыборной программе Реджепа Эрдогана.
В уставе сказано, что Высший совет радио и телевидения является автономным и беспристрастным публичным юридическим лицом, члены которого избираются Генеральной ассамблеей Великого национального собрания Турции из кандидатов-депутатов от политических партий пропорционально их представленности в парламенте. Срок их полномочий — 6 лет, треть членов обновляются каждые два года. Из своего состава члены RTÜK выбирают председателя и заместителя председателя; сегодня в совете состоят два представителя партии CHP — главного конкурента эрдогановской AKP, которая представлена тремя депутатами, в том числе председателем Эбубекиром Шахином, «министром цензуры». Еще два заседателя пришли от националистической MHP, которая чаще выступает в коалиции с партией власти, а один — из HDP, представляющей интересы курдов. Решения RTÜK принимаются на еженедельных собраниях с помощью голосования, результаты которого вместе с подробными отчетами регулярно публикуются на сайте ведомства.
RTÜK похож на маленькую модель турецкого парламента, где по острым вопросам идет такая же борьба, как в меджлисе, а резолюции часто зависят от того, к кому примкнули националисты или курды — к кемалистам (CHP) или эрдогановцам (AKP). Для понимания, какое место совет занимает в турецком обществе, важно знать, как в нем работает демократия. При всех сходствах в методах управления, во властной риторике и способах борьбы с несогласными у него есть важное отличие от российского. В Турции выборы любого уровня, будь то президентские или выборы старосты махалля, совсем не формальная процедура с понятным результатом. Да, в них возможны вмешательства административного ресурса, и RTÜK тут — один из главных, могут быть подтасовки и обманы, но явка избирателей близка к 100%.
В день выборов люди прерывают отпуска, приезжают из других городов и стран. Битва идет за каждый голос, и часто победа достается с разницей в несколько процентов.
СМИ, в том числе радио и особенно телевидение, имеют огромную власть: согласно последнему докладу главы RTÜK, если во всем мире среднее время у телевизора составляет 2 часа 54 минуты, то в Турции — 4 часа 33 минуты в день, почти в два раза больше. Турецкая молодежь смотрит телевизор, так же как и ее европейские сверстники, — не более полутора часов в день. Как и российское, турецкое общество сильно разделено на тех, кто получает информацию из ящика, и тех, кто пользуется альтернативными источниками. Но однозначно орган, который контролирует вещание, — мощнейший инструмент воздействия на общественное мнение.
Запрещенные запреты
Сегодня RTÜK стал орудием политической борьбы, в силах которого задавить штрафами и наказаниями, а то и вовсе лишить лицензии любой неугодный голос. Но чем активнее работает «министерство цензуры», тем сильнее ему противостоит общество. Часто запреты, ограничения и попытка навязать идеологию в Турции ведут к противоположному результату.
Один из последних примеров — фильм «Пылающие дни», который участвовал в программе «Особый взгляд» в Каннах и получил награды на кинофестивале в Анталье. Картина рассказывает о молодом прокуроре-идеалисте, приезжающем в деревню. Там он переживает гей-роман и встречает, как пишут критики, весь пакет провинциальной дикости: беззаконие, коррупция, агрессия, невежество, безнадежность… Перед выходом в прокат Главное управление кинематографии министерства культуры и туризма потребовало от продюсеров вернуть выделенные деньги с неустойкой, так как режиссер Эмин Элпер якобы отклонился от утвержденного сценария. После того как это заявление получило широкую огласку, в первые выходные картина собрала кассу, рекордную для артхауса: ее посмотрело более 50 000 зрителей (для сравнения: фильм-победитель Каннского фестиваля «Однажды в Анатолии» заработал в первые выходные в три раза меньше).
Трейлер фильма «Пылающие дни», примера протестного успеха артхаусной картины
Точно так же решения RTÜK, вместо того чтобы убрать того или иного персонажа из информационного поля, делают его национальным героем и лидером мнений, даже если у него и мнения-то не было. Например, в 2005 году Высший совет радио и телевидения признал нежелательным клип «Блондинка» поп-певицы Гюльшен на том основании, что он «противоречит общественным ценностям и ведет к сексуальному насилию». В качестве причины названо платье, точнее, его отсутствие. На ролик поступило 200 жалоб за три дня, и члены RTÜK практически единогласно проголосовали, чтобы вынести предупреждение каналам, которые его транслируют.
После этого клип посмотрели миллионы раз на YouTube, альбом с «Of… Of…» побил рекорды продаж, Гюльшен была провозглашена музыкантом года и получила все самые важные награды. Но, главное, из исполнительницы популярных песен в откровенных нарядах (по-турецки этот стиль называется довольно пренебрежительно — popcu) она превратилась в борца за свободу и идеалы Республики. Летом прошлого года Гюльшен оказалась в тюрьме и посидела под домашним арестом после обвинений консерваторов за ее пренебрежительные высказывания о турецких религиозных школах. Однако ее преследование вызвали огромную волну возмущения: освобождения Гюльшен требовал лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу, в Стамбуле женщины собирались на уличные протесты, за нее вступились ЛГБТ-организации, и даже болельщики футбольного клуба «Фенербахче» на стадионе хором спели хит Гюльшен «Любовь в доме — любовь в мире» (с отсылкой к словам Ататюрка «Мир в стране — мир в мире»). Стоит также помнить, что сам Эрдоган стал премьер-министром не в последнюю очередь из-за того, что в 1997 году был осужден за прочитанные публично стихи поэта-пантюркиста Зии Гёкальпа начала века.
Кухня цензуры
По закону RTÜK не может вмешиваться в программы до их выхода, но в эфире их отсматривают эксперты, которые могут сообщать о потенциальных нарушениях. При проверке также учитываются заявления зрителей и слушателей: каждый недовольный может позвонить по телефону ALO 178, написать письмо или воспользоваться для доноса мобильными приложениями (таких сообщений поступает порядка 36 000 в год). Надо отметить, что радикальность турецкого телевидения сравнима с российским конца 1990-х. Выходит огромное количество шоу о знакомствах и ток-шоу — «магазин», как турки называют светские сплетни. Здешние битвы шеф-поваров — это настоящие бойцовские клубы, а в общественно-политических программах дерутся в прямом эфире и плещут в лицо водой. В этом смысле негодование телезрителей иногда можно понять.
Производители контента также могут ознакомиться с поступившими RTÜK жалобами и принять меры, до того как это сделает Высший совет. Это называется «системой самоконтроля» и якобы «помогает менеджерам каналов в их работе по планированию вещания». На самом деле, такая практика способствует самоцензуре, а стремление перестраховаться доходит до абсурда: недавно вся страна смеялась над тем, как на канале Discovery заблюрили половой член самца антилопы в программе о животных.
На турецком телевидении дебаты о политике могут перерастать в ругань и настоящие потасовки. В этом видео собрано несколько ярких примеров
Организациям, нарушающим какие-либо принципы вещания, сперва выносится предупреждение, в некоторых случаях требуют открыто принести извинения. В случае невыполнения указаний или повторения ошибки в отношении программы и канала выносятся санкции. Самая распространенная — штрафы, которые рассчитываются в зависимости от серьезности нарушения и числа зрителей; часто нарушителя обязывают заплатить процент от дохода. Например, наказание Halk TV, Tele1 и FOX TV, принятое на декабрьском заседании, составило 3% от дохода, и эти суммы вполне могут привести к банкротству. В прошлом телесезоне только государственный TRT не подвергся преследованиям со стороны RTÜK, а больше всего штрафов у FOX TV — 10 млн лир (по текущему курсу это около полумиллиона долларов).
В качестве наказания RTÜK также может обязать канал выпускать передачи в «общественных интересах». Это значит, что вместо провинившейся программы будет вестись трансляция подготовленного RTÜK «полезного контента», посвященного образованию, культуре, правилам дорожного движения, правам женщин и детей, физическому и нравственному развитию молодежи, борьбе с наркотиками и вредными привычками, правильному использованию турецкого языка и экологическому образованию. Все это, разумеется, без рекламы.
Искусство как способ подавления
Большинство принципов 8-й статьи закона «О создании предприятий радио и телевидения» кажутся вполне разумными. Запрещается разжигание в обществе ненависти и вражды путем дискриминации расы, языка, религии, пола, класса и места жительства. Все, что выходит в эфир, будь то новости, клипы или сериалы, не может противоречить принципу уважения человеческого достоинства, неприкосновенности частной жизни, содержать оскорбительные или клеветнические высказывания. Нельзя поощрять насилие в отношении детей и людей с инвалидностью, потворствовать поведению, которое наносит вред общественному здоровью и защите окружающей среды.
Отдельной строкой предписано, что вещание не должно противоречить принципам Республики и реформам Ататюрка.
Тем не менее RTÜK иногда противоречит этим требованиям. В частности, торжеству высшего закона Турецкой Республики, где в статье 13 прописано, что цензура запрещена; 24-я статья Конституции провозглашает свободу вероисповедания и совести, а 26-я — свободу выражения и распространения мысли. Запрещая или наказывая неугодные передачи и фильмы, Высший совет использует законы, искажая их смысл по запросу. Например, нарушение принципа недопустимости клеветы и бездоказательных обвинений легко применяется к высказываниям о некомпетентности властей, экономических провалах или политических фиаско. При умелом использовании большие горизонты открывают статьи о недопустимости пропаганды «вызывающих привыкание веществ, таких как алкоголь, табачные изделия и наркотики, а также азартных игр». И даже требование говорить по-турецки «правильно, красиво и понятно, не нарушая особенностей и правил», можно применять в политических целях.
Например, в 2012 году на канал Star TV, транслирующий культовый сериал «Бехзат: Серийные преступления в Анкаре», и его продюсеров были наложены огромные штрафы. RTÜK вменил телешоу «непристойность», утверждая, что его герои слишком много пьют и ругаются, а также статью за поощрение преступлений, так как полицейские водили автомобиль в нетрезвом виде. Но при этом в каждом турецком сериале герои пьют, ругаются или спускают деньги в запрещенных в стране казино. А уж жестокость полицейских сериалов не знает границ, они идут годами и никого не смущают. Дело в том, что «Бехзат» не просто сериал про плохого копа, он также касается резонансных дел, показывает воров-бюрократов и позорные коррумпированные суды, о которых официальные СМИ предпочитают молчать. Например, в сериале фигурировало убийство журналиста и влиятельного представителя армянской диаспоры Гранта Динка 19 января 2007 года — это как если бы одна из серий «Полицейского с Рублевки» была посвящена расправе над Борисом Немцовым.
«Бехзата» не получилось снять с эфира по звонку: властям пришлось отступить на фоне массовых протестов, вызванных прерванной трансляцией. Тогда за дело взялся RTÜK, принявшийся выписывать один штраф за другим. Сериал выдержал экономическое давление, продержавшись три года на Star TV, но, правда, третий сезон шел в двух вариантах — в укороченном в эфире и без купюр в интернете, где его смотрели миллионы. Сейчас на BluTV идет уже пятый сезон.
Безнравственные поступки и предательство, безмерная жестокость и эротика, нарочитая настолько, что становится смешно, — все это фирменные черты турецких сериалов.
Супружеская измена, неожиданная беременность или невесть откуда взявшийся ребенок — основа завязки доброй половины турецких дизи. За все перечисленное выше можно получить штрафы по самым популярным в последнее время статьям: «Нарушение физического, умственного и нравственного развития молодых людей и детей» и «Противоречие национальным и нравственным ценностям общества, общей морали и принципу защиты семьи». Однако наказывают очень избирательно.
Оппозиционный канал FOX, принадлежащий Disney (иностранцам владеть медиа не запрещено), в прошлом году оштрафовали за пять новостных программ; он также получил наибольшее количество взысканий за свои сериалы. Вот они: «Учитель» — жесткая турецкая адаптация японского сериала про школьников; «Плотина», где игнорировался «принцип гендерного равенства»; дерзкий «Запретный плод» — его героини третий сезон цинично бьются за богатых женихов; и хорошо знакомый россиянам невинно-романтический «Постучись в мою дверь».
В протоколе заседания, на котором было вынесено решение по самому популярному турецкому сериалу в России, сказано:
«23.01.2021 в 22:54 герой Серкан лежал лицом вниз на массажном столе, Эда подошла к нему и включила иностранную музыку. Она начала его массировать и, наклонившись, сказала на ухо: „Я люблю тебя. Никто, кроме меня, не может к тебе прикасаться“. Серкан встретил эти слова с улыбкой и оказался в наполненном пеной джакузи. Эда подошла и сняла халат. Герои сблизились, после того как они что-то выпили в джакузи. Они ласкали тела друг друга…» В заключении говорится, что показ таких отношений противоречит турецкой нравственности и понятиям нормы в обществе, что ведет, по мнению членов RTÜK, к деградации.
Первый независимый телеканал в Турции Star TV, который сегодня стал чисто развлекательным, получил всего один штраф за сериал «Дочь посла». Он вызвал бурную реакцию зрителей своей жестокостью по отношению к женщине, прикрытой «традиционными ценностями»: герой выгнал свою возлюбленную, обнаружив, что она не девственница. При этом государственному каналу TRT, пережившему сезон без штрафов, дозволено фрондерство. На нем с высочайшими рейтингами показывался сериал «Квартира невинных» — якобы реальная история семьи, где четверо детей выросли с психологическими травмами из-за запретов и ограничений, принятых для защиты от дурного влияния.
ЛГБТ: можно и нельзя
Однополые сексуальные отношения были легализованы в Османской империи в 1858 году, с 1951-го представители ЛГБТ имеют право искать убежище в Турции в соответствии с Женевской конвенцией. Трансгендерность стала частью турецкой массовой культуры: трансгендерные переходы в стране разрешены с 1988 года, трансфеминная певица Бюлент Эрсой популярна как раз у консервативной аудитории. В 2003-м, когда Эрдоган пришел к власти, разрешили гей-прайды, и событие, которое началось в Стамбуле с 30 человек, в 2011 и 2012 годах собирало более 15 000 участников, а в 2013-м разрослось почти до 100 000 человек, когда к ним присоединились протестующие из парка Таксим. В 2014-м многотысячное шествие разогнала полиция.
Нельзя утверждать, что турецкое общество абсолютно толерантно к меньшинствам. В стране есть религиозные фанатики, а в определенных слоях существует культ маскулинности, хотя «мачо» в Турции звучит как ругательство. Однако системной гомофобии не было до протестов на площади Таксим в 2013 году; после попытки военного переворота 2016 года ситуация ужесточилась, когда началась борьба «за сохранение традиционных ценностей». В тот год, оправдываясь заботой о безопасности, запретили массовые демонстрации. В 2019-м суд Анкары снял запрет, но пандемия стала очередным оправданием для их разгона с применением слезоточивого газа и водометов.
Давление только подогрело энтузиазм демонстрантов.
Теперь радужные флаги в Турции фигурируют на любых уличных акциях, включая студенческие выходы против провластного ректора, первомайские демонстрации и шествия женщин против домашнего насилия.
В 2020-е власти были вынуждены искать формальные оправдания для гонений на ЛГБТ: в январе 2023 года Турция официально вышла из «Стамбульской конвенции» — соглашения Совета Европы против насилия в отношении женщин и в семье (президент подписал указ еще в марте 2021 года, 2 января 2023-го Государственный совет по административным апелляциям признал его законным и одобрил выход из конвенции). Кроме того, конвенция содержит определение «гендер», что критики документа воспринимают как «гей-пропаганду». По этой причине некоторые страны его не ратифицировали — например, Армения, Литва и Латвия, Болгария, Чехия. Украина сделала это только в июле 2022 года, а Россия его в принципе никогда не подписывала.
Как можно понять по названию, конвенция была принята в Стамбуле. Первой ратифицировавшей ее страной стала Турция 14 марта 2012 года, и она же первой из нее вышла. Женщины выходили на митинги, протестуя против того, что страна отказывается от международных соглашений в борьбе за их права, а ЛГБТ-сообщество восприняло этот жест как декларацию официальной гомофобии. Конечно, конвенция не гарантировала прав меньшинств, как и реальной защиты от домашнего насилия; скорее, это была демонстрация намерений. Так и выход из конвенции — жест, который должен был показать, что намерений быть в гендерном вопросе заодно с Европой у Эрдогана больше нет.
У RTÜK богатая история борьбы с ЛГБТ-персонажами в кино. Еще в 2011-м они оштрафовали канал Capella Televizyon за «Секс в большом городе 2», где фигурировала гей-свадьба. При этом в кинотеатрах фильм шел без купюр. Претензии были к тому, что картина демонстрировалась по телевизору в детское время. У надзорных органов нет претензий к фильмам Ксавье Долана, и на местных фестивалях турецкие истории однополой любви часто получают призы — например, «Любовь, колдовство и т. п.». Однако в интернете позиции Высшего совета серьезно укрепились, после того как в 2019-м он стал также выдавать лицензии платформам цифрового вещания. Тогда в поле его деятельности попали стриминги Netflix, BluTV и PuhuTV.
Сюжет «Любви, колдовства и т. п.» (две женщины встречаются на маленьком острове, где они, будучи подростками полюбили друг друга) может напомнить историю из одной запрещенной книжки
В 2020 году после появления в соцсетях сообщения о том, что один из героев молодежного нетфликсовского проекта «Любовь 101» Осман окажется гомосексуалом, глава RTÜK Шахин не выдержал и сделал заявление еще до выхода сериала: «Мы не можем закрывать глаза на транслируемый контент, который может отрицательно сказаться на физическом и духовном развитии детей и молодежи. Наши красные линии ясны. Как администрация RTÜK, мы полны решимости не допускать передачи любого контента, который будет вредить нашему обществу». В итоге герой во втором сезоне влюбился в девушку, а сообщение о его ориентации, по всей вероятности, было рекламным трюком, однако реакция RTÜK показала решимость взять под контроль платформы.
В 2022 году санкции были наложены на мультсериал «Мир юрского периода: Лагерь мелового периода», где, по мнению экспертов Высшего совета, были нарушены «национальные и моральные ценности общества, общая мораль и принцип защиты семьи». Совет усмотрел в отношениях двух девушек «пропаганду гомосексуальности», и RTÜK заявил, что определение фильма Netflix как «семейного сериала» может ввести зрителей в заблуждение и подвергнуть детей воздействию продукции, не предназначенной для их возрастной группы. После предупреждения пятый сезон сериала стал выходить с грифом 18+.
За два года до этого Netflix быстро сдался после скандала из-за гомосексуального персонажа в сериале Şimdiki Aklım Olsaydı («Если бы я только знал»): RTÜK потребовал изменить сценарий, Netflix отменил проект в Турции и перенес съемки в Испанию, где он вышел под названием If Only и сейчас доступен в турецком Netflix. Тогда, столкнувшись с цензурой, американская компания сперва грозилась уйти из страны, потом посчитала доходы и выступила с заявлением о том, что Турция является для нее важным рынком. «По этой причине мы хотим продолжать инвестировать в индустрию кино и сериалов вместе с турецкими талантами и гарантировать, что наши зрители получат доступ к этому контенту», — заявил сервис в пресс-релизе и сразу же пал в глазах прогрессивной общественности. Утверждение «все зло в мире — от капитализма» в Турции крайне популярно, что не мешает медийным функционерам идти на компромиссы ради прибылей.
Трейлер турецкого сериала «Если бы я только знал», который после скандала стал испанским «Если бы»
Побеждает зло
Так, в январе 2021 года основатель и гендиректор одной из самых первых локальных платформ, BluTV, Доган Ялчиндаг поблагодарил «министра цензуры» от имени своей компании за поддержку в развитии цифрового вещания. В том же году, видимо, не без протекции Высшего совета американская компания Discovery стала партнером BluTV, получив 35% платформы («Одни из нас» сейчас выходят на BluTV без происшествий). Благодаря финансовой поддержке американцев был снят второй сезон сериала «Йешильчам» с участием суперзвезды Чагатаем Улусоем. У объединения были планы выпускать по одному масштабному сериалу каждый месяц (которые пока не сбылись) и, очевидно, ориентироваться на международный рынок.
В России сериал «Йешильчам» доступен в Амедиатеке и на Кинопоиске в Плюсе с Амедиатекой
Улусой в сериале играет вымышленного пионера турецкого кинематографа, который много пьет, курит, употребляет наркотики и ведет беспорядочную половую жизнь, жалоб на него от RTÜK не поступало. Снятые BluTV проекты вообще отличаются радикальной смелостью: в них много крови («Уважение») и откровенного секса («Начало и конец», «Любовь, оставшаяся наполовину»), а в «Алеф» расследуются убийства трансгендерных людей. «Конечно, важно благодарить тех, кто превратил Турцию в цензурный рай», — возмущенно писали зрители в соцсетях. Ситуацию они назвали «трагикомической».
Выходит, что цифровые платформы благодарят цензоров за то, что те дают им возможность зарабатывать, выключая из вещания политиков, будоражащих общественность.
Оппозиционно настроенная часть общества (а судя по выборам и опросам, это половина населения) рассматривает деятельность «министерства цензуры» как попытку правящей партии и ее лидера Реджепа Тайипа Эрдогана отвлечь внимание от экономических и политических проблем. Однако RTÜK с его прозрачной деятельностью и демократичным по основе устройством трудно сравнивать с тем, как работают ограничения в России. И еще сложнее сопоставлять турецкий менталитет с российским. Продюсер Таркан Карлидаг, снимавший сериал «Бехзат Ч.» — чемпиона по цензурным санкциям, сказал так: «Турецкий народ, турецкая литература, турецкий театр и кино всегда имели дело с угнетением. Но искусство всегда находит свой путь, несмотря на государство. Мы должны расширять наши возможности, не сдаваясь. И мы не собираемся сдаваться».
Кинопоиск | Индустрия в Telegram
Новый канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Автор: Наталья Афанасьева
Фото: Chris McGrath / Getty Images, Arif Hudaverdi Yaman / Anadolu Agency / Getty Images, NurPhoto / Corbis via Getty Images