Составили краткий гид по списку номинаций в относительно экспериментальной оскаровской категории.
Дина Годер
Программный директор Большого фестиваля мультфильмов
Список номинантов на «Оскар» в короткометражной анимации в этом году выглядит, как всегда, пестро и, как всегда, оставляет за бортом главные хиты анимационных фестивалей года. Даже те из них, которые попали в шорт-лист вроде «Стейкхауса» Шпелы Чадеж. Ну что ж, коллективный выбор нередко дает усредненный результат. В этом году в шорте не было работ мейджоров типа Pixar, которые обычно всегда номинируются, так что в роли чего-то милого и нравящегося публике выступал рождественский телефильм, произведенный Apple Studios. Удивительно, что из шорт-листа, в котором было целых три ленты, так или иначе посвященных чернокожим героям, ни одна не попала в номинанты, хотя после победы фильма Hair Love в 2020-м и в свете BLM этого можно было ожидать. Тем более что один из этих трех, It’s Nice in Here Роберта-Джонатана Койерса, был напрямую посвящен теме «черных жизней».
Радует, что в списке есть независимый и дурашливый анимадок «Мой год членов» Сары Гуннарсдоттир — это почти так же мило и обнадеживающе, как то, что среди полнометражных номинантов есть низкобюджетный «Марсель, ракушка в ботинках», симулирующий документальность, без экшена и крутых сюжетных поворотов, с двухсантиметровым кукольным героем-ракушкой, у которого вообще нет никакой мимики, только тихий застенчивый голос. Выходит, что в голове у академиков уже нет твердокаменного образа «настоящего кино».
Ну, и можно поздравить португальцев: у них небольшая индустрия, но в этом году в шорт-листе было два португальских фильма, и один из них попал в номинанты. Возможно, это знак грядущего подъема национальной анимации.
«Мальчик, крот, лис и конь»
Классический рождественский ТВ-спешел, снятый по очень популярной книжке одного из режиссеров, британского художника Чарли Маккизи. Книжка рассказывает о заблудившемся зимой мальчике, который встречает сначала крота, потом лиса и коня, и они вместе идут искать дом, разговаривая о жизни. В целом эти разговоры производят впечатление афоризмов из сборника «В мире мудрых мыслей», к тому же в фильме почти нет юмора (за него отвечает только толстенький неуклюжий крот, впрочем, тоже любящий возвышенный тон), поэтому смотреть ленту довольно скучно. Понятно, что любители такого рода книг всегда есть, и сентенции вроде «попросить о помощи — это значит не сдаваться» легко расходятся на цитаты. В некотором смысле эта история выполняет функции сегодняшнего «Маленького принца». Сами книжные иллюстрации Маккизи — милая, легкая, черно-белая графика с небольшими цветными вкраплениями, в эскизном духе. Для фильма, конечно, ее вылизали и сделали ярче, но напоминание об эскизной манере оставили, за что авторам большое спасибо, это очень украшает кино. Одновременно с «Оскаром» фильм номинирован на британскую премию BAFTA и американскую «Эмми».
«Мой год членов»
Еще один телевизионный проект, номинированный на «Оскар», — анимационный фильм, снятый исландской режиссеркой Гуннарсдоттир по ироническим мемуарам Памелы Рибон. В 15 лет Пэм решила, что пора стать женщиной, и вместе с друзьями искала того единственного, с кем можно потерять девственность. Фильм состоит из пяти частей, и каждая предварена микровступлением из хоум-видео 1991 года с говорящей в камеру 15-летней Пэм, что подтверждает документальное происхождение кино.
В каждой из пяти историй Сара смешивает реальность с подростковым воображением героини, отчего кино превращается то в вампирскую барочную романтику, то в анимешное веселье. Кино независимое, очень живое и обаятельное; не удивительно, что взяло уже множество наград, включая призы за лучшую ТВ-продукцию в Анси и Оттаве. И еще ужасно трогательно, что Сара, за спиной которой нет богатой студии, готовой оплатить поездку на церемонию вручения «Оскара», спрашивает в своем «Фейсбуке», не хочет ли кто на пару недель поменяться с ней домами — Лос-Анджелес на Рейкьявик (с машиной в придачу). Фильм уже в сети целиком.
«Летающий моряк»
Канадская пара Аманда Форбис и Венди Тилби, пожалуй, самые знаменитые аниматоры в нынешнем оскаровском списке — для них это уже третья номинация (а для Тилби даже четвертая). «Летающий моряк», снова снятый в главной канадской киноинституции NFB, как будто реальная история; она основана на случае, произошедшем при взрыве на корабле в Галифаксе в 1917 году, когда моряка очень далеко забросило взрывной волной. И в то же время ничего действительно документального тут нет — это просто повод, чтобы рассказать о смерти. Летящий моряк, с которого сорвало всю одежду (говорят, в реальности тоже так было), — это голый человек, летящий в небо, в то время как «вся жизнь пролетает у него перед глазами»; это в буквальном смысле небесное тело. Лирическая часть полета продолжается драматической, и вот уже голый моряк лежит на земле, как рыба, в последний раз хватая ртом воздух. Форбис и Тилби, которые каждый раз пробуют что-то новое в своих фильмах, на этот раз добавляют к анимации видео, а к двухмерному рисунку — 3D-технологии. Этот фильм уже лежит целиком на канале «Нью-Йоркера».
«Продавцы льда»
«Продавцы льда» — дебютный фильм 27-летнего португальского режиссера Жоау Гонсалеса, недавно окончившего магистратуру лондонского Королевского колледжа искусств. История об отце и его маленьком сыне, живущих в домике, цепляющемся к скале высоко над долиной, где находится поселок, и ежедневно слетающих на парашюте вниз, чтобы продать лед, явно содержит тайну. И именно эта тайна, понимание того, что в доме случилось что-то, о чем молчат, создает саспенс в фильме, построенном на рутине совершенно необычной жизни. Кино получилось очень стильное по дизайну: графичное, с резкими тенями, немногочисленными локальными цветами, такое же эффектное по режиссуре — с острыми ракурсами, захватывающими дух полетами и с очень подробно разработанным миром, любующимся красотой всяких технических приспособлений, лебедок, противовесов, нужных, чтобы герои поднялись в дом из долины и доставили наверх воду, которая замерзает тут в специальном резервуаре и которую потом надо колоть. Мы понимаем, как живут герои, как бы странно и страшновато (особенно для тех, кто боится высоты) это ни выглядело, но не понимаем, почему, откуда их одиночество и молчание, в чем их потеря. Это станет ясно в конце, когда потепление разрушит домик и герои, обнявшись, полетят вниз без всякого парашюта, наверное, ожидая смерти. Кстати, фильм без диалогов, строится только на музыке, которую тоже написал и с другими музыкантами исполнил Гонсалес.
«Страус сказал мне, что мир фальшив, и я думаю, что верю в это»
Учебный фильм 26-летнего Лахлана Пендрагона из австралийской киношколы Griffith Film School отвечает в списке номинантов за смешное и развлекательное кино, хотя и строится на теме важной и очень разработанной в анимации, особенно кукольной — на иллюзорной, подменной реальности. Коллизия таких фильмов строится на том, что герой вдруг понимает, что живет в ненастоящем мире, который заканчивается за стенами съемочного павильона. Этот сюжет обычно тянет за собой рассуждения о свободе воли (которой нет), о творце-манипуляторе и тому подобном. Лахлан, сочиняя историю о неудачливом офисном клерке, не идет так далеко. После того как неведомо откуда явившийся в опустевший офис говорящий страус объявил, что мир — это фейк, герой стал и сам видеть, что за дверьми офиса ничего нет. У коллеги под столом, куда не заглядывает камера, нет ног; у злобного начальника отваливается сменная часть лица. Но этого не видит никто, кроме героя, что делает его в глазах коллег нелепым выдумщиком. Фильм этот много шел по фестивалям, но заработал не так уж много важных призов, зато взял студенческий «Оскар».