На Netflix вышел сериал «Агентство „Локвуд и компания“». Это история о подростках, чья миссия — изгонять призраков, спасая добропорядочных горожан Лондона. Основан проект на одноименной книжной серии Джонатана Страуда. Рассказываем, что это за книги и чего ждать от сериала.
Что это вообще такое?
«Агентство „Локвуд и компания“» — книжная серия британского писателя Джонатана Страуда. Первая книга, «Кричащая лестница», вышла в 2013 году. Всего в серии пять томов. Действие разворачивается в Англии, которая охвачена Проблемой. Да, именно так, с большой буквы. Проблемой называют нашествие призраков, обрушившееся на страну. Видеть их могут только несовершеннолетние дети, соответственно, и бороться с ними тоже могут только они. Взрослые создают агентства по устранению призраков и руководят отрядами молодых бойцов.
16-летняя Люси Карлайл (Руби Стоукс) обладает уникальным даром слышать призраков самого разного уровня и устраивается на работу в одно из таких агентств — «Локвуд и компания». Оно тоже необычное и состоит всего из двух человек — загадочного владельца Энтони Локвуда (Камерон Чепмен), юноши со множеством секретов, и его друга Джорджа (Али Хаджи-Хешмати), мозгового центра любой операции. С помощью железных рапир, соляных бомб и греческого огня подростки изгоняют духов, стараются понять природу Проблемы и заодно финансово остаться на плаву, берясь за самые сложные и опасные дела.
По настроению «Локвуд» очень похож одновременно на книги Энид Блайтон, знаменитой британской писательницы для подростков, и сборники детских страшилок про гроб на колесиках, кровавые руки и монстров под кроватью. В самый раз читать эти книги, сидя под одеялом с фонариком и дергаясь от каждого шороха, словно при просмотре захватывающего ужастика. Оторваться от них абсолютно невозможно.
Кто такой Джонатан Страуд?
Джонатан Страуд — известный британский фантаст, чьи книги переведены по меньшей мере на 25 языков, лауреат международных литературных премий, в том числе Мифопоэтической премии и «Гран-при Воображения». Страуда можно поставить в один ряд с другими мастодонтами детского и подросткового фэнтези — Риком Риорданом, Оуэном Колфером и Ли Бардуго.
Страуд с самого детства мечтал стать писателем. Свой первый роман «Сокровенный огонь» он выпустил в 1999 году, но успех ему принесла «Трилогия Бартимеуса». Первый роман трилогии, «Амулет Самарканда», вышел в 2006-м и очень быстро стал международным бестселлером. В нем, как и в будущем «Локвуде», сюжет разворачивается в Англии, в которой появилась магия, а если точнее, духи, или, как их называют, демоны. Страной правят волшебники, способные этих духов контролировать, и главный герой Натаниэль — как раз один из будущих волшебников. Он призывает обладающего острым языком джинна по имени Бартимеус, и вместе им предстоит выступить против британской антиутопической системы. Уже в «Бартимеусе» Страуд показал свои сильные стороны как писателя: умение создавать объемные и точные детские характеры, закрученные детективные интриги, динамичные сражения и едкий юмор. В «Локвуде» он выкрутил это на максимум, получив признание не только у публики, но и у коллег-писателей: тот же Рик Риордан назвал его гением за «Кричащую лестницу».
Чем цепляет серия про Локвуда?
История про Локвуда и его друзей завораживает в первую очередь английской атмосферой. Из-за Проблемы развитие общества приостановилось, оно будто застыло. Автор не уточняет годы, когда разворачиваются события — герои используют телефоны, но при этом сражаются на шпагах. В этом вневременье и смешении современности и викторианства есть своя прелесть — старый добрый Лондон одинаково хорош в любые времена. «Локвуд» следует заветам классической английской литературы: тут есть обязательный чай файф-о-клок (даже если вокруг бушуют призраки), придурковатый и вредный инспектор и классические телефонные будки.
Во-вторых, Страуду удалось найти необычный взгляд на привычную историю о призраках. В мире книги взрослые не участвуют в сражениях с призраками, видеть их могут только некоторые дети и подростки, а потому они и подвергают свои жизни ежедневным опасностям. Да, точно так же подростки разгребали все взрослые проблемы во множестве других young-adult-сериях вроде «Голодных игр» и «Дивергента», которые как раз были популярны в начале десятых, но Страуд приводит к такому раскладу дел железобетонное обоснование (пубертатную чувствительность) и тем самым преподносит оригинальный взгляд на историю о призраках.
Что критики пишут о сериале?
С «Локвудом» Netflix продолжает линию мрачных подростковых сериалов, какими были недавняя «Уэнсдэй» и уже закрытые «Судьба: Сага клуба Винкс» и «Леденящие душу приключения Сабрины». Но, по словам критика портала A.V. Club Дженны Шерер, в отличие от других таких сериалов, «Локвуд и компания» ощущаются более живыми и полноценными. С первых минут сериал заставляет поверить в реальность происходящего: «Этот мир потрепанный и изношенный, как старое пальто, спрятанное в глубине секонд-хенда». Сериал называют смесью «Скуби-Ду» с «Детективным агентством Дирка Джентли» и «Дьяволом-полукровкой» — еще одной недавней экранизацией сверхъестественного романа о подростках, которую закрыли после первого сезона.
Хвалят и актера Кэмерона Чепмена, сыгравшего Энтони Локвуда: в своем плаще, накинутом на костюм, он очень похож на Дэвида Теннанта из «Доктора Кто». С Руби Стоукс, которая играет Люси, у них на экране получается яркая химия, сообщает Шерер. Это радует, ведь в книжном первоисточнике Локвуд был, пожалуй, чрезмерно загадочным и закрытым и воспринимался скорее не еще одним членом команды, а очередным призраком. Повествование в книгах шло только от лица Люси, а у создателей сериала был отличный шанс показать нам события со стороны других героев, и они им воспользовались.
Луиза Гриффин отмечает хоррор-составляющую сериала. Создатель проекта Джо Корниш прежде работал над «Приключениями Тинтина», комедийным ужастиком «Чужие на районе» и семейным фэнтези «Рожденный стать королем» — сложно было подобрать шоураннера для сериала о подростках и призраках лучше. Он делает некоторые сцены по-настоящему страшными, так что сериал становится не просто YA-фэнтези, а «захватывающим и изощренным сверхъестественным триллером, который развлечет старых дураков», как говорит критик Empire Хилтон. А по мнению Рори Кашина, проект заслуживает стать таким же масштабным, как и «Очень странные дела».
Автор: Валерия Усталова
Фото: Agence Opale / «Легион-Медиа»