«Бронепароходы» Алексея Иванова — исторический роман о будущем России

Обсудить0

На Букмейте эксклюзивно появился новый роман «Бронепароходы» Алексея Иванова, одного из самых экранизируемых современных российских писателей. Рассказываем, о чем эта монументальная история и почему ее стоит прочитать (или послушать — аудиоверсия в исполнении Сергея Бурунова длится 28 часов!).

В книгах Алексея Иванова, выросшего на Каме в семье речников, вода всегда была одной из главных стихий. Река Ледяная несла плот с неприкаянным географом Служкиным и его учениками, князь Михаил плыл сквозь сердце пармы в берестяной лодке, речной трамвайчик на Волге становился ловушкой для вампиров, превративших пионерский лагерь в свой пищеблок. Вода дарила покой, проверяла на прочность, губила, спасала.

В «Бронепароходах» Иванов открывает целую речную цивилизацию, поднимая ее со дна истории, словно сказочный град Китеж. Кама, Волга, Ока — на этих реках возникла почти параллельная вселенная, где даже часы шли иначе: пароходы и пристани жили по нижегородскому времени, отличавшемуся от, например, пермского на неожиданные 46 минут. Там люди ходили завтракать на пароходы, там строили, разрушали и снова восстанавливали свои империи судовладельцы, там творил чудеса Никола Якорник, и там жили своей тайной жизнью корабли. Баржи, буксиры, катера, канонерки, плоскодонки-паузки, тральщики-фильянчики, беляны-лесовозы, барки-коломенки — из одних только названий судов можно составить отдельную книгу. Каждая их деталь кажется произведением искусства, и автор любовно перебирает все эти бимсы, карлингсы и пиллерсы, заражая детским восхищением перед созданной человеком красотой.

Мы оказываемся в этом речном мире как раз в тот момент, когда он грозит вот-вот исчезнуть. «Летом восемнадцатого года смертоносная революция медленно всплыла из обломков прежней жизни, словно уродливое чудовище из обломков кораблекрушения», и теперь мирные корабли, которые возили нефть, зерно и лес, сбиваются во флотилии под флагами разных расцветок, чтобы топить друг друга во имя странных идеалов приручивших их людей.

В романе Алексея Иванова пароходы предстают огромными добродушными животными, которых наскоро заковали в броню и бросили в мясорубку Гражданской войны. Гибель каждого их них кажется смертью живого существа, воющего от боли и истекающего мазутом.

«Слева в дыму тихо обрисовался горящий буксир: угольно-черный, неподвижный, с пылающими иллюминаторами и вздыбленной львиной гривой пламени. Справа призрачно выступил из тьмы длинный бок пассажирского судна, вроде бы еще целого, с ровной линией окон, но в их провалах метались багровые отсветы безумия. Сквозь полумрак проступил какой-то бесформенный изуродованный остов; вытянутым трупом проплыла мимо железная баржа; из черной воды угрюмо торчала какая-то рубка, будто покойник выглядывал из могилы».

Про людей Иванов, впрочем, тоже не забывает, хотя иногда и создается впечатление, что их ему не так жалко, как ладные и деловитые суда, уютно дышащие паром: решительность, с которой он расправляется с некоторыми участниками этой игры пристаней, заставляет вспомнить миры Джорджа Р. Р. Мартина. С вымышленными (впрочем, часто имеющими реальных прототипов) героями здесь соседствуют вполне исторические персонажи: революционная амазонка Лариса Рейснер, ее муж Федор Раскольников, который командовал Волжской флотилией красных, Лев Троцкий, адмиралы Старк и Колчак. Поначалу вообще кажется, что «Бронепароходы» — апокрифическая история о великом князе Михаиле Александровиче, который то ли был, то ли не был последним русским царем: именно в его пользу Николай II отрекся от престола на станции Дно, чье название тоже выглядит частью этого речного мира. Однако судьба Михаила Романова оказывается лишь одной из многочисленных сюжетных линий романа. Как, впрочем, и охота за сокровищами, без которой редко обходятся книги Алексея Иванова, даром что клад по законам этой вселенной не зарывают в землю, а прячут на дне реки.

Даже противостояние красных и белых не становится главной темой «Бронепароходов», тем более что Иванов вовсе не пытается создать собственные «Войну и мир» (вернее, «Броню и пар»), позволяя увидеть лишь небольшой отрезок Гражданской, исход которой еще неизвестен. В сущности, в этой войне все равно не будет победителей, и ни одной из сторон не хочется пожелать победы. Большевикам автор явно не сочувствует, но и их врагов рисует далеко не рыцарями в сверкающей броне. Среди них тоже есть и романтики, и убийцы, причем идеализм и жестокость могут прекрасно уживаться в одном человеке.

Но, самое главное, Белая армия сражается, в сущности, за прошлое, словно пытаясь поднять на поверхность уже затонувший и начавший подгнивать корабль. А симпатии Алексея Иванова на стороне будущего, на стороне тех героев, кто верит в прогресс. У каждого из них свой путь: изобретатель Алешка придумывает это будущее, его жестокий апостол Хамзат уничтожает тех, кто мешает ему осуществиться, а капитан Иван Диодорыч просто ведет по реке свой бронековчег, чтобы в этом пылающем и рушащемся мире осталось место для грядущего. Чтобы мы увидели, как в клубах дыма и пара постепенно проступают его контуры, как плывут «Алешкины корабли — огромные, многоярусные, могучие, сияющие электричеством, причудливые, как во сне, с перепончатыми крыльями: корабли-драконы, корабли-карусели, корабли-салюты, корабли-сказки».

Читайте и слушайте книги Алексея Иванова на Букмейте в подписке Плюс Мульти с опцией «Букмейт».


Автор: Саша Щипин

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

6 октября 202219
20 декабря 20227
19 декабря 202296
22 декабря 202211

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня2
Вчера3
Сегодня0
Сегодня0
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации