Как Мартин Макдона стал любимым автором русского театра и перенес театр в кино

Обсудить0

В списке номинантов на «Оскар-2023» новый фильм Мартина Макдоны «Банши Инишерина» появляется, считайте, во всех главных категориях: лучший фильм, режиссер, лучшие актеры первого и второго плана, лучшая актриса второго плана. Рассказываем, в чем состоит фирменный метод Макдоны-младшего, почему у Фаррелла, Глисона и Керри Кондон больше шансов на статуэтку, чем у самого режиссера, и как его драматургия противостоит голливудскому конформизму.

«У вас замечательный член, мистер Уиллоуби», — говорит в «Трех билбордах» жена шефа полиции своему умирающему от рака мужу после романтического уик-энда. Он отшучивается: «Это из какой-то пьесы?» В «Голгофе» между священником и дочерью происходит похожий диалог: «Ну, как тебе откровение третьего акта?» — «Банально».

Братья Макдона любят ломать в кадре четвертую стену, но делают это по-разному: если у Джона Майкла персонажи просто не чужды самоиронии, то в фильмах его младшего брата Мартина они почти всегда разговаривают так, как будто только что вышли из гримерки театра Royal Court. В 1990-е это место стало приютом для большей части скандальных постановок in-yer-face theatre — «театра, бьющего в лицо», направления британской новой драмы, к которому причисляют и Мартина Макдону. Провокации, нецензурная брань, безудержное насилие, черный юмор, расистские шутки — все это пришло в его кино оттуда. Пожалуй, самое точное описание этого феномена оставил драматург Саймон Грей: «И знаете, что самое страшное? Герои этих пьес говорят грамматически безупречно. Они строят предложения. И даже с некоторой элегантностью! Глаголы и существительные торчат зрителю прямо в лицо».

In-yer-face theatre сформировался в лютые 1990-е под влиянием американской драмы, тру-крайма и провокативного искусства «молодых британских художников» (пример — Дэмиен Хёрст, заформалинивший акулу); Филипп Ридли, автор ключевой пьесы этого направления, «Питчфорк Дисней», учился в Сент-Мартинсе на перформанс-артиста и причислял себя к YBA. Активную роль в появлении новой драмы сыграли арт-директора двух театров. Во-первых, Йена Брауна, из эдинбургского Traverse Theatre (он подал дурной пример коллегам, начав ставить скандальных авторов Нового Света — Брэда Фрейзера и Трэйси Леттса), и в конечном итоге эта линия в шотландской культуре привела к появлению «На игле». Во-вторых, Стивена Долдри из Королевского придворного театра, где ставили «Шопинг и факинг» Марка Равенхилла, а также скандальных «Пенетратора» и «Цензора» Энтони Нилсона и Мартина Макдону.

Сара Грин, Дэниэл Рэдклифф в спектакле «Калека с Инишмана» в театре «Корт», Нью-Йорк, 2014 год
Дэвид Теннант и Адам Годли в спектакле «Человек-подушка» в Королевском национальном театре, Лондон, 2003 год

Мартин Макдона до сих пор продолжает работать в театре и считается одним из самых влиятельных современных драматургов, но, правда, его последняя пьеса «Очень-очень-очень темная материя» с треском провалилась. Другие («Череп из Коннемары», «Калека с Инишмана», «Сиротливый Запад», «Человек-подушка», «Палачи») регулярно ставятся по всему миру — от Бродвея, где калеку Билли сыграл Дэниэл Рэдклифф, до фестиваля в Перми, который носит имя ММ (инициировавший его театр «У моста», собственно, и открыл драматурга Макдону российской публике, поставив аж восемь его пьес). Москвичам Макдона должен быть знаком по постановкам МХТ им. Чехова («Очень-очень черная материя») и закрытого ныне «Гоголь-центра» («Палачи»). Экс-худрук последнего Кирилл Серебренников — наиболее близкая к ирландцу фигура на нашей сцене: оба мастера черной комедии, которые пишут свои сценарии поверх пьес («Изображая жертву», «Ученик») и продолжают играть в театр даже на съемочной площадке.

Несмотря на то, что как минимум три фильма ММ получили высокие оценки на фестивалях («Залечь на дно в Брюгге» взял премию BAFTA за лучший сценарий, «Три билборда» и «Банши из Инишерина» отметились в Венеции), как драматург и писатель он все еще более обласкан славой, чем как режиссер фильмов. Зато самые важные кинонаграды обычно достаются актерам Макдоны: «Оскар» — Фрэнсис Макдорманд, «Кубок Вольпи» — Колину Фарреллу. Для любой голливудской звезды попасть к Мартину на съемки — это именины сердца.

С Сэмом Рокуэллом на съемках «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури»
На съемках «Банши Инишерина»


У него всегда есть что играть — от физических увечий и всевозможной эксцентрики до сверхдлинных монологов (помните пятиминутный питч Сэма Рокуэлла в «Психопатах»?).

Свою постоянную труппу Макдона расширять не торопится: список его любимчиков за почти 20 лет мало изменился. Сэм Рокуэлл, Колин Фаррелл, Вуди Харрельсон, Желько Иванек снялись у него по паре раз, ирландец Брендан Глисон — в трех фильмах. А актер Гари Лайдон, кажется, обречен всю жизнь играть полицейских в картинах обоих братьев. ММ верен своим — старым товарищам, коллегам по театру, ирландцам. Как будто в насмешку над Голливудом в прологе «Семи психопатов» он снимает в эпизодической роли Майкла Питта (на тот момент супервостребованную звезду «Подпольной империи») и убивает его выстрелом в затылок.

Куда бы ни отправлял Макдона своих героев — в туристический Брюгге, в Голливуд, на границу Миссури или в ирландскую глубинку (говорят, местом действия его следующего фильма станет остров Пасхи), — они каждый раз разыгрывают один и тот же спектакль: декорации меняются, репертуар — нет. Режиссер этого и не скрывает: «Что бы я ни снимал, у меня все равно выходит black comedy». Основа всех замыслов Макдоны — это замешанная на абсурде сложносочиненная драматургическая конструкция: все ружья у него обязательно выстрелят, но не туда и не в тех, на кого можно подумать. Его дебютная короткометражка «Шестизарядный» («Оскар» за лучший короткий метр) была ребусом о шести дурацких смертях, зашифрованным в названии. «Залечь на дно в Брюгге» — черной комедией о причудливой механике божьего суда, где его вершителя настигала та же кара, которой он грозил грешнику. «Семь психопатов» — постмодернистской деконструкцией собственного творческого метода в жанровой оболочке фильма про гангстеров. А «Три билборда» — псевдовестерном о борьбе за право на возмездие, в финале которого выяснялось, что в долгой памяти не было такой уж необходимости.

На том же принципе обмана зрительских ожиданий строится «Банши Инишерина»: заявленная в названии смерть (банши в ирландском фольклоре — вестницы загробного мира) тут настигнет не тех, кто весь фильм ходит по краю, а тех, кто мирно цедил свою пинту в углу паба. В своей непредсказуемости Макдона предсказуем. «Мне кажется, так и надо рассказывать истории — заявлять тему, а потом уводить зрителя в совершенно другом направлении», — говорит режиссер в одном из интервью. Именно это он и делает в каждом фильме — играет с жанровыми условностями, испытывает сюжет абсурдом, разбавляет повествование интермедиями и байками, забалтывая фабулу (критики называют его «треш-токером»), чтобы в итоге собрать все сюжетные линии в один пазл.

«Залечь на дно в Брюгге»
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»


Спусковой крючок конфликтов у Макдоны-младшего — всегда идея, а не событие: в его историях они возникают как будто на пустом месте.

В «Банши» герой Брендана Глисона перестает ходить в паб с другом, потому что он вдруг перестал ему нравиться. В «Билбордах» для противостояния Милдред и полицейских, убравших в долгий ящик старое дело об изнасиловании и убийстве, нет никаких причин, кроме их обоюдного упрямства (любой жанровый фильм на аналогичную тему начался бы с того, что дело закрыли или появились новые улики или жертва). В «Залечь на дно в Брюгге» матерый гангстер дает слабину и передумывает убивать напарника, насмотревшись на шедевры западноевропейского искусства.

То же самое в «Голгофе» Макдоны-старшего: неизвестный собирается убить хорошего священника, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме домогательств в католической церкви, — завязка, достойная Достоевского.

Единство места и времени тоже от театра, как и «сидячие» мизансцены: если два человека должны поговорить, Макдона их чаще всего усаживает — на стул, лавку, за барную стойку, в купе поезда или исповедальню. Пока герои сидят и диалог длится, им ничего не угрожает. Если встают с места — жди беды. Только в «Банши» вышло по-другому: когда Колин Фаррелл решает поджечь дом Брендана Глисона, тот остается внутри и упорно не хочет покидать свой стул. Но и тут есть своя логика, ведь конфликт героев в том, что они отказываются сесть и поговорить. У другого ценителя длинных диалогов, Тарантино, с которым Макдону часто сравнивали в нулевых, это правило не работает: его актеры запросто могут словить пулю за приятной беседой. Для Макдоны обмен остротами священен, он не любит обрывать реплики на полуслове и всегда дает второму участнику диалога отыграться. Но удача ждет его не там, где он затягивает перепалку, как на школьных дебатах, а там, где заменяет слова действием. Так, в «Трех билбордах» шеф полиции Уиллоуби в ответ на очередную шпильку Милдред неожиданно для самого себя харкает ей в лицо кровью.

«Голгофа», режиссер Джон Майкл Макдона
«Банши Инишерина»


Очевидный талант Макдоны в том, что он умеет создавать колоритные характеры.

Но и в них есть что-то от театральных и даже площадных амплуа, персонажей-масок: ирландские чудаки, фокусники с кроликами, развратные церковники, гнусные полицейские, деревенские дурачки, карлики, женщины в беде. Все они хор, массовка. Ведущие партии всегда делят между собой два главных героя или психотипа: упрямец, носитель идеи фикс, обороняющий одному ему понятную правду, и трикстер-психопат, который при помощи ультранасилия, черного юмора и цинизма атакует основы мироздания (церковь, государство, бога, первого встречного). Иногда черты этих двух типов могут комбинироваться в одном персонаже (Милдред в «Трех билбордах»). Первому примерно два шага до того, чтобы превратиться в фанатика (Гарри в «Брюгге»), второй имеет задатки «просто хорошего парня» (преступник-подросток из короткометражки «Шестизарядный»). Как раз такая перемена происходит с офицером Диксоном в «Трех билбордах»: из очумелого фашиста он становится практически пай-мальчиком и образцовым копом. Американская критика сразу поставила это Макдоне на вид, уличив его чуть ли не в оправдании расизма.

Он, кажется, усвоил болезненный урок: в его новом фильме «Банши Инишерина» превращение безобидного душнилы в отчаянного провокатора будет дьявольски убедительным. Через сыгранного Колином Фарреллом Падрайка просвечивают все архетипические герои Макдоны: с одной стороны, он дурачок, с другой — надоеда, обладающий поистине ослиным упрямством (неслучайно его все время сопровождает ослик), с третьей — оборотень-трикстер, проверяющий мир на прочность. Его антагонист Колм — тоже упрямец, психопат и старый дурак. При желании в «Банши» даже можно увидеть split-драму, где два рассорившихся друга — это на самом деле части одного расщепленного сознания. Сознания человека, который хочет убить в себе обывателя, чтобы стать автором.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
«Банши Инишерина»


«Банши» и правда большой шаг вперед для Макдоны. Здесь он впервые по-настоящему выходит за рамки театра масок и добивается психологической правды с помощью все того же, но с осторожностью примененного инструментария: абсурд, насилие, мастерские диалоги, черный юмор.

Даже в своих иносказаниях он стал лаконичнее. Если раньше, для того чтобы поговорить о гражданской войне и ИРА, ему нужно было закошмарить зрителя пытками (пьесу «Лейтенант с Инишмора» запретили к показу в Ирландии), то теперь он может обойтись парой едва слышных выстрелов за кадром.

Философская база для направления in-yer-face theatre была позаимствована у театра жестокости Антонена Арто: чем больший дискомфорт испытывает зритель, тем лучше спектакль. Убийства, самоубийства, членовредительство, кровопролитие — всего этого должно быть не просто много, а очень много. В дебюте «Шестизарядный» ММ не отступил от этого правила: освоение нового визуального языка он начал с размазанных по стеклу электрички брызг крови. Но и сегодня в работах обоих братьев можно найти следы того угарного периода — например, мотив каннибализма в «Голгофе» Макдоны-старшего кажется ностальгической отсылкой к скандальной пьесе Сары Кейн «Подорванные» («Blasted», 1995). Жуткая гибель ослика и селфхарм героя Брендана Глисона в «Банши» (он отрубает себе пальцы и кидает их на порог своему другу, позже ими давится любимый карликовый ослик Фаррелла) тоже вполне в духе радикальных постановок fringe theatre. Таких страшилок у Макдоны много: в «Королеве красоты из Линейна» и «Очень-очень-очень темной материи» тоже отрезают конечности, в «Сиротливом Западе» герой режет уши любимой собаке брата, а в другой пьесе он рассказывает историю о «старике Шекспире», который держал черную карлицу в коробке и колол ее ножом каждый раз, когда ему надо было написать пьесу. Похоже, это и есть метафора творчества, по Макдоне: чтобы создать что-то настоящее, нужно испытать — или причинить — болевой шок.

Мартин Макдона гордится своей репутацией хулигана, анархиста, антиклерикала и нарушителя статус-кво (в 1996 году на церемонии вручения премии Evening Standard Theatre Awards он вместе с братом отказался поддержать тост за королеву и обматерил шикнувшего на них Шона Коннери), но за его вечным подростковым бунтом (хотя ему уже за пятьдесят) стоит детство в католической школе. Несмотря на то, что он все время клеймит священников, их паству и институт церкви как таковой, все его кино о поиске Бога в нелепых поворотах жизни. Ну, или Христа в человеке. Христа, кстати, найти легче: у Макдоны, называющего сына Божьего «суицидальным чуваком», самоубийцы всегда вызывают симпатию. Да и богохульство — почтенный способ выяснения отношений с Богом. Неудивительно, что он нашел общий язык с Фиби Уоллер-Бридж, которая стала его женой: у нее за плечами тоже католическая школа, и она тоже любит грязно пошутить (священник-сквернослов из второго сезона сериала «Дрянь» появился явно не случайно).

«Семь психопатов»
«Банши Инишерина»


Мартин — вегетарианец и большой любитель животных, без них у него не обходится ни один фильм.

От «коровы, поймавшей ветер», и кролика в «Шестизарядном» до собачонки Бонни в «Семи психопатах». Его пьесы — это вообще настоящий зверинец; кого там только нет! Убийство животного непростительно. «В кино нельзя убивать животных, только женщин», — говорит похититель домашних питомцев Билли. А если от героя «воняет дерьмом и зоопарком» («Три билборда»), то для Макдоны это, скорее, комплимент. Он не видит в людях ничего звериного, а в зверях — ничего человеческого. Поэтому они у него всегда такие кроткие и напоминают о потерянном рае: «И лев возляжет рядом с агнцем». Подрику в «Банши» сестра запрещает впускать осла, корову и лошадь в дом, но чем дальше он продвигается по пути познания «слишком человеческого» в лице своего слетевшего с катушек друга Колма, тем больше животных оказывается в его лачуге — в финале это уже настоящий рождественский вертеп.

Казалось бы, чему режиссер, так любящий болтовню в кадре, может научиться у бессловесных зверей? Но как раз с ними у него и его героев происходит настоящий диалог. Если идти в паб, то с осликом. Если и быть откровенным, то с оленихой. Не он ли придумал священника, который разговаривает с лисами во втором сезоне «Дряни»?


Автор: Аглая Чечот

Фото: Tim P. Whitby / Getty Images for BFI, Andy Butterton - PA Images / PA Images via Getty Images, Andrew Toth / Getty Images, Picturelux / «Легион-Медиа», Entertainment Pictures / «Легион-Медиа», American Pictorial / «Легион-Медиа»

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

18 декабря 202213
3 февраля 201845
20 ноября5
20 ноября1

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации