Шорт-лист основных номинаций премии Американской киноакадемии объявят 24 января, но диспозиция вероятных фаворитов в принципе понятна. Предсказываем номинантов и поясняем оскаровский расклад этого года прямо сейчас.
Станислав Зельвенский
Критик Кинопоиска
Кто победит?
Делать финальные прогнозы рано — ориентироваться проще всего по премиям гильдий и, например, BAFTA, а они будут объявлены во второй половине февраля. Напомним, что награды всяческих фестивалей, критических объединений и просто случайных привилегированных людей (см. «Золотой глобус») работают разве что на хайп. Голосующие там в Киноакадемии не состоят.
Тем не менее общий расклад примерно понятен. На сегодня кажется, что реальные шансы на главный приз есть у трех фильмов: «Всё везде и сразу», «Фабельманы» и «Банши Инишерина». Причем у тонкой черной комедии Мартина Макдоны (который пролетел с куда более оскаровскими «Тремя билбордами») они пониже; ирландцу, скорее, с чистой совестью отдадут «Лучший сценарий».
Дэниэлы против Спилберга — дуэль поколений (Квану и Шайнерту в сумме меньше лет, чем автору «Фабельманов»), темпераментов, типов синефилии. Еще лет десять назад исход этой битвы был бы очевиден, но бумерское лобби было изрядно потрепано реформами Академии, и фаворитом сейчас выглядит не лирическая автобиография живого классика, а энергичная хипстерская игра в мультивселенные с модным азиатским акцентом.
В режиссерской категории коллизия будет та же, но едва ли академики справятся с соблазном премировать Спилберга за столь исповедальную работу. К тому же дуэт всегда находится в более слабой позиции.
Что с хитами?
Не секрет, что Академия давно (и тщетно) пытается спасти свои падающие рейтинги за счет народных хитов и именно ради этого расширила шорт-лист главной номинации до десяти названий. Но также известно, что сиквелы попадали в заветный список всего несколько раз. Каким-то принципом академикам придется поступиться — видимо, вторым. Кассовый чемпион года «Топ Ган: Мэверик» в десятке будет совершенно точно. «Аватар: Путь воды» — весьма вероятно. «Ваканда навеки» — вполне возможно. «Стеклянная луковица» — не исключено.
Разумеется, именно «Топ Ган», «Аватар» и «Ваканда» будут делить поляну в технических номинациях: звук, эффекты, дизайн и так далее.
Как же женщины?
Вектор последних лет в этот раз неизбежно изменится. Возможен даже вариант, при котором в топ-десятке не будет вообще ни одного фильма, снятого женщиной. Впрочем, феминистские ленты с говорящими (особенно по-английски) названиями — «Говорят женщины» Сары Полли и «Ее правда» Марии Шрадер — имеют шансы на номинации, и символическим призом для MeToo с большой вероятностью станет сценарный «Оскар» Саре Полли за драму про изнасилования среди меннонитов. Теоретически где-то (но все же не в «Лучшем фильме») мы можем увидеть и любимца многих критиков «Солнце мое» англичанки Шарлотты Уэллс.
Где звезды сцены?
«Элвис» База Лурмана и «Тар» Тодда Филда почти наверняка окажутся в категории «Лучший фильм» (где имеют мало шансов на победу: один слишком попсовый, другой — слишком высоколобый) и совершенно точно — в актерских. Кейт Бланшетт, дважды лауреатка «Оскара», будет насмерть биться за третий с Мишель Йео. Вертлявые бедра молодого Остина Батлера сразятся с удивленными бровями Колина Фаррелла и лишними килограммами Брендана Фрейзера.
Что на втором плане?
Безальтернативным фаворитом среди мужчин считается Ке Хюи Куан — многоликий герой «Всё везде и сразу», артист с красивой, как любит Академия, карьерной траекторией. Женскую премию могла бы получить Мишель Уильямс за пронзительную роль квазиспилберговской мамы, но студия зачем-то выставила ее в главную категорию, и второплановый «Оскар» теперь отойдет либо властной маме Черной Пантеры Анджеле Бассетт, либо Керри Кондон, трезвомыслящей сестрице Падрика с Инишерина.
Как на Западном фронте?
Без перемен; пугающе своевременная, по-голливудски ладная немецкая экранизация Ремарка, скорее всего, победит в категории «Лучший международный фильм» (а если очень повезет, может протиснуться даже в главную десятку). Компанию ей могут составить позитивная «Аргентина, 1985», печальная подростковая драма взросления «Близко», кто-то из именитых авторов — Ежи Сколимовский с арт-хитом про ослика, Пак Чхан-ук с замечательным детективом «Решение уйти», даже мексиканский нарцисс Иньярриту с фильмом про себя.
Где остальные мексиканцы?
Гильермо дель Торо со своим антифашистским «Пиноккио» ходит в фаворитах «Лучшей анимации» (среди обычных подозреваемых из Pixar и мультивселенной «Шрэка» может оказаться Ричард Линклейтер с ностальгическим «Аполлоном 10 ½»). Тем временем Эммануэль Любецки, самый титулованный оператор эпохи, снял дружно облаянный «Амстердам» и теперь не ожидается даже в номинациях.
Где, черт возьми, RRR?
Индийцы умудрились номинировать на «Лучший международный фильм» другую картину — синефильскую «Однажды в кино» (она, кстати, пробилась в промежуточный шорт-лист). Но поклонники RRR ждут, что блокбастер всплывет в каких-нибудь других категориях. Некоторые рассчитывают даже на главную. И уж точно лучшей песней должна стать «Naatu Naatu», под которую герои утирают колонизаторские носы на британской вечеринке.
Какие будут сюрпризы?
На то они и сюрпризы, но ясно, в какую сторону смотреть. Совсем непонятно, например, как сложится судьба «Кита» Даррена Аронофски. Утешительный приз в категории «Лучший грим»? Место в топ-10 и триумф Фрейзера? Попадут ли хотя бы в номинации «Империя света» Сэма Мендеса и «Вавилон» Дэмьена Шазелла — фильмы, которые (как и упомянутый «Амстердам») на бумаге казались совершенно оскаровским материалом, но вызвали очень мало энтузиазма? Далеко ли убежит темная лошадка «Жить» — ремейк Куросавы с великолепным Биллом Найи, написанный недавним нобелиатом Исигуро? Смутная ситуация в документальной категории, где среди прочего соревнуются документалка про Навального и победитель Венеции «Вся красота и кровопролитие». Интересно, наконец, вспомнят ли про Рубена Эстлунда, главную success story года в Европе, и получит ли Ана де Армас номинацию за непонятую «Блондинку»?