7 фильмов с Эдгаром Алланом По — от «Человека в плаще» до «Всевидящего ока»

Обсудить0

На Netflix вышел фильм Скотта Купера «Всевидящее око», в котором молодой Эдгар Аллан По (Гарри Меллинг) расследует убийство. В день рождения писателя (19 января исполняется 213 лет со дня его появления на свет) Кинопоиск проследил, как менялся образ По в кино — от нуарного детектива до свежевышедшего триллера.

По — пьющий усач, прикидывающийся собственным персонажем

«Человек в плаще» (1951)

Джозеф Коттен

1848 год, Нью-Йорк. Молодая наивная француженка Мадлен (Барбара Стэнвик) навещает богатого дедушку своего жениха. Она привозит письмо от внука, в котором тот просит профинансировать восстание во Франции, однако тяжело больной, циничный и сварливый старик отказывается. В ближайшем баре Мадлен встречает обаятельного мужчину с усами, шляпой и черным плащом — незнакомец всем видом напоминает Эдгара По (Джозеф Коттен). Он представляется Дюпеном, именем сыщика из серии детективных рассказов По («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо»). Таким образом, зрителю предлагают самому догадаться, что за человек в кадре, и это лишь первый ключ к разгадке его идентичности.

Дюпена связывает с образом По не только имя, но также манеры и образ жизни. Он невероятно много пьет (почти в каждой сцене), он очень беден и разговаривает исключительно афоризмами. Например, пристающих к Мадлен выпивох Дюпен отгоняет со словами: «Извините их, мужчинам свойственно глупеть перед лицом красоты».

Главная линия фильма не детективная, а скорее, драматичная. И основная драма происходит внутри самого Дюпена — надломленного, печального и разочарованного в жизни человека. Его настроение во многом разделяют и остальные персонажи, что вполне соответствует духу времени: кино снято всего через 6 лет после Второй мировой войны.

Встреча с доброй и искренней Мадлен сильно меняет Дюпена. Он начинает подражать ей, даже сближается со стариком, невзначай зачитывает стихотворение «Ворон», не говоря, откуда оно взялось, а дед знакомит героя с домашним вороном по имени Вийон, названным в честь поэта Франсуа Вийона.

По — готический маскот

«Замок крови» (1964)

Сильвано Транквилли

В одном из лондонских пабов журналист застает Эдгара По (Сильвано Транквилли), сидящего в компании некоего аристократа. Журналист обвиняет По в том, что тот выдумывает свои истории. Претензия кажется абсурдной, но только не в рамках сюжета фильма: местный По настаивает на том, что все описанное в его произведениях произошло на самом деле. В перепалку вступает аристократ лорд Блэквуд, который занимает сторону По и высмеивает журналиста, предлагая на спор провести ночь в проклятом поместье и получить за это 100 фунтов к утру. Все ранее принимавшие пари погибали страшной смертью из-за обитающих в доме призраков. Журналист соглашается, предложив даже сократить сумму выигрыша до 10 фунтов, настолько нелепой ему кажется мысль о привидениях.

По здесь выглядит нетипично, начиная с того, что его играет итальянский актер, разговаривающий на родном языке. Необычно и место действия: один из главных представителей американской литературы оказывается в Англии. Сам он появляется только в начале и в конце фильма, по сути, выступая маскотом, помогающим создать нужную готическую атмосферу. Характер киношного По далек от привычных стереотипов: вместо романтического визионера и меланхоличного поэта он кажется, скорее, испуганным обывателем, который боится собственных сюжетов и страдает от психических травм, полученных от столкновения со сверхъестественными существами. Такую же травму он получает и от того, что видит утром по возвращении в поместье Блэквуда. По ужасается и говорит: «Когда я напишу эту историю, то в нее опять никто не поверит. Как и всегда».

По — восставший из ада служитель дьявола

«Сад пыток» (1967)

Джек Пэланс

Подозрительный шоумен доктор Дьяболо (Бёрджесс Мередит) показывает посетителям ярмарки несколько безобидных аттракционов в стиле «Дома с привидениями» и обещает продемонстрировать нечто намного более ужасающее за дополнительную плату.

Фильм делится на четыре отдельные страшные истории, посвященные каждому из клиентов доктора Дьяболо. В последней речь идет о страстном поклоннике Эдгара По по имени Рональд (Джек Пэланс), который знакомится с коллекционером Ланселотом (Питер Кушинг). У Ланселота есть и галстук, в котором По читал лекцию в Балтиморе, и флейта, на которой он играл, а еще неизданные произведения, но почему-то записанные на современной бумаге.

Выясняется, что дед Ланселота доставал из могил трупы и продавал их студентам-медикам. Однажды он раскопал могилу самого По, после чего обратил тело в прах и поместил в шкатулку. Рональд, естественно, просит показать ему По, но Ланселот категорически отказывается и заканчивает экскурсию. Тогда Рональд решает убить Ланселота, чтобы тот не мешал встрече с кумиром. По (Хеджер Уоллес) оказывается живым, однако его существование нельзя назвать полноценным: он сидит без движения в темном сыром склепе и совершенно не радуется встрече с фанатом.

В этом фильме По — злодей. Он устраивает пожар, чтобы преподнести жизнь Рональда дьяволу и освободиться самому. Такой образ писателя также довольно нестандартен для массовой культуры. Вместо исследователя зла он становится его проводником, который демонически смеется при виде охваченной огнем комнаты и спрашивает испуганного Рональда: «Разве это плохая концовка для моего нового рассказа?»

По — байкер и покровитель хиппи

«Газ! Или как пришлось уничтожить мир, чтобы его спасти» (1971)

Брюс Карчер

Из-за утечки опаснейшего газа в секретной американской лаборатории во всем мире погибают люди старше 25 лет. Выживают только молодые, в том числе парочка хиппи — Коэл (Боб Корфф) и Силла (Элейн Гифтос). Вместе с единомышленниками они путешествуют по стране, скрываются от агрессивных ковбоев, практикуют свободную любовь, устраивают концерты и пытаются создать большую счастливую коммуну.

По пути хиппи встречают Эдгара По (Брюс Карчер), разъезжающего на мотоцикле с девушкой в обнимку. На первый взгляд, появление такого персонажа кажется чем-то декоративным. Отчасти это знак уважения со стороны режиссера Роджера Кормана, снявшего несколько экранизаций произведений По: «Падение дома Ашеров», «Колодец и маятник», «Преждевременные похороны».

Однако персонаж По выполняет сразу несколько важных функций в фильме. Во-первых, он становится кем-то вроде греческого хора в античном театре — комментирует поступки персонажей и помогает раскрыть их смысл. Во-вторых, писатель превращается в покровителя хиппи и морального авторитета для них, эдакой родительской фигурой, подающей пример. В-третьих, делает отсылку к своему рассказу «Маска красной смерти», которая позволяет лучше понять произошедшую катастрофу с утечкой газа.

Фильм вышел уже на закате эпохи хиппи, и По, напоминающий здесь Джека Николсона из фильма «Беспечный ездок», помогает уходящим в прошлое «детям цветов» переизобрести свою идеологию с помощью романтической готики, призывающей без страха смотреть смерти прямо в лицо, и культуры байкеров, не чурающихся насилия.

Само название — «Как пришлось уничтожить мир, чтобы спасти его» — отсылает к заявлению офицера Армии США, который оправдывал обстрел вьетнамской деревни тем, что ее «разрушили ради ее же спасения». И кому, как не Эдгару По, лучше знать, что такие методы не работают: герои его произведений всегда расплачивались за то, что пытались заигрывать со смертью.

По — преподаватель писательского мастерства

«Между» (2011)

Бен Чаплин

Писатель Холл Балтимор (Вэл Килмер) приезжает в небольшой городок, в который в 1843 году наведывался Эдгар По. В городке сломаны часы и все живут в параллельном «сумрачном измерении» — это отсылка к сатирическому рассказу По «Черт на колокольне». Холл узнает о том, что в реальной версии города произошли серийные убийства детей, непонятно кем и почему совершенные.

Еще писатель встречает девушку по имени Вирджиния, или просто Ви (Эль Фаннинг). Так же звали трагически умершую от болезни жену По. Ви говорит, что ей 13 лет — столько же было и супруге 26-летнего По, когда они заключили брак. В «сумраке» Холл встречает самого Эдгара По (Бен Чаплин). В визуальном плане это образ, максимально близкий к оригинальной внешности писателя.

По ведет себя как типичный преподаватель писательского мастерства. Он выслушивает «студента» Холла, дает советы и делится своим опытом литературного творчества. И это довольно правдоподобно: в жизни По был прагматичным и рациональным автором, сочинявшим по заранее продуманной методике. Помимо роли преподавателя, По в фильме берет на себя функцию информатора и психотерапевта. Он рассказывает Холлу историю города и убийств, а также помогает Холлу справиться с чувством вины, возникшим после того, как с его дочерью произошел несчастный случай.

Фильм «Между» сложно назвать вершиной творчества Фрэнсиса Форда Копполы, снявшего «Крестного отца», «Апокалипсис сегодня» и другие шедевры. Кино получилось сумбурным и психоделическим, больше похожим на сновидение, чем на внятную и захватывающую историю. Однако если оценивать его исключительно с точки зрения развития вселенной Эдгара По и раскрытия его образа, то это первая в истории попытка настолько внимательно разобрать наследие американского классика с помощью средств кинематографа.

По — жертва своего фаната

«Ворон» (2011)

Джон Кьюсак

В городе Балтимор в запертой изнутри квартире полицейские находят тела убитой женщины и ее 12-летней дочери. Инспектор Эммет Филдс (Люк Эванс) понимает, что это буквальное воспроизведение сюжета рассказа «Убийство на улице Морг» Эдгара По. Тем временем сам По (Джон Кьюсак) сидит на скамейке и любуется вороном, каркающим на дереве. Сначала подозрение падает на По, но редактор местной газеты уверяет инспектора, что писатель совершенно безобиден: «У него есть темные стороны, но максимум, что он может уничтожить, — это бутылка бренди». Инспектор верит, что писатель невиновен, и просит его помочь с расследованием, однако По здесь совершенно беспомощен в роли детектива.

В фильме речь идет о последних днях жизни писателя. незадолго до смерти его нашли именно на скамейке в совершенно невменяемом состоянии, после чего доставили в больницу, где он и скончался (причина до сих пор не установлена).

Создатели «Ворона» нашли интересный ракурс для изучения как жизни По, так и вообще литературного творчества. В сюжете поднимается вопрос о том, в какой степени автор несет ответственность за то, как другие люди воспримут его идеи и что они сделают под их влиянием.

Помимо крепкой детективной линии, в фильме есть много забавных домыслов вроде того, что дома у По живет ручной енот. Когда Кьюсака спросили о том, почему решили добавить этого зверя, он ответил: «Писатель очень любил животных. У него был роскошный кот, который любил путешествовать по его плечам. А с енотом мы просто решили пошутить, хотя некоторые и предполагают, что Эдгар По умер от бешенства. И, возможно, всему виной енот».

По — кадет, расследующий убийства студентов

«Всевидящее око» ( 2022)

Гарри Меллинг

1830 год, окрестности Нью-Йорка. Август Лэндор (Кристиан Бэйл) после смерти жены и исчезновения дочери отошел от работы в полиции, уединился в своем доме и запил. Однако именно к Августу с необычной просьбой обращается руководство Академии Вест-Пойнт: военные хотят, чтобы он помог расследовать загадочную смерть кадета по имени Фрай. Все выглядело так, будто парень повесился, но при этом кто-то вырезал из его груди сердце. Август прибыл в академию, осмотрел тело и опросил нескольких кадетов, одним из которых оказался молодой Эдгар По (Гарри Меллинг). По тут же огорошил Августа заявлением о том, что убийца был поэтом.

Во «Всевидящем оке» получился, пожалуй, самый необычный образ Эдгара По. Здесь он не депрессивный мужчина средних лет, а юный, энергичный, пылкий и в чем-то даже наивный парень. В реальности По действительно несколько лет провел в качестве рядового 1-го артиллерийского полка Армии США, потом получил звание сержанта и поступил в ту самую Академию Вест-Пойнт, где проучился целый год. Об этом периоде его жизни вспоминают редко, поэтому для кого-то история может показаться полным вымыслом, и лишь только некоторые черты героя напоминают о привычном образе По, каким его знает массовая культура.

Киношный По не ладит с другими кадетами и постоянно общается со своей покойной матерью, которая наведывается к нему во снах и помогает сочинять поэмы. Неизвестно, делал ли так По в реальности, но он действительно очень любил мать, а в своем творчестве регулярно намекал на иллюзорность границ между миром живых и миром мертвых, поэтому цитату из «Преждевременного погребения» и вынесли в эпиграф к фильму.

По очень идет роль детектива, в которой он преуспевает гораздо больше, чем от него ожидал Август. Подобно Дюпену, он обращает внимание на мельчайшие детали и находит настоящего убийцу в тот момент, когда все вокруг считают виновником другого. И это приведет будущего писателя к дилемме о том, что важнее — восстановление справедливости или сочувствие к злодею.

Название «Всевидящее око» или, если точнее, «Бледно-голубой глаз» (Pale blue eye в оригинале) — цитата из вымышленной поэмы, которую По читает в одной из сцен. Но эта поэма основана на паре реальных произведений: стихотворении «Ленор» о гибели молодой девушки и рассказе «Сердце-обличитель», где герой одержим взглядом старика (у того был глаз с бельмом). В вымышленном стихотворении бледно-голубой глаз — единственная часть тела девушки, которая остается, после того как ее поглощает «самая темная ночь, чернота из ада». И это намек на то, что после смерти человек продолжает жить в памяти людей, точно как и Эдгар По остается одним из самых популярных писателей даже спустя почти 175 лет после своей загадочной кончины.

Читайте и слушайте книги Эдгара Аллана По на Букмейте в подписке Плюс Мульти с опцией «Букмейт».


Автор: Владимир Еремин

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

7 января 20237
4 декабря 20227
28 ноября 20225
27 ноября 20223

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации