Как The Last of Us стала культовой игрой, а ее сиквел — скандальным

Обсудить0

Текст не предназначен для читателей младше 18 лет.

28 марта на ПК вышла The Last of Us Part I. Это современный ремейк культовой видеоигры 2013 года, которая до этого была эксклюзивом Playstation. А теперь вместе с успехом сериала «Одни из нас» франшиза активно расширяет свою аудиторию. Рассказываем, чем вдохновлялись авторы оригинала, как игра обрела свой статус и почему экранизацию пришлось ждать несколько лет.

Какие книги и фильмы повлияли на авторов игры

The Last of Us создала студия Naughty Dog — одна из флагманских команд PlayStation, которая со времен PS3 специализируется на кинематографичных приключенческих играх. Серия «Uncharted», экранизированная в 2021 году с Томом Холландом, — тоже ее работа. Автором идеи и сценаристом TLOU выступил Нил Дракманн, нынешний сопрезидент Naughty Dog.

Первые мысли о будущем проекте появились у него еще в университете, где он изучал технологии развлечений. Нил верил, что игры могут вызывать такие же сильные эмоции, как фильмы и сериалы, но считал, что крупнейшие студии больше привлекают шумные экшены, чем проекты в духе фильма «Дитя человеческое», где фантастический сеттинг нужен, чтобы ярче раскрыть отношения героев. В 2009-м, после выхода Uncharted 2 Дракманн вернулся к идее игры о встрече девочки и мрачного героя, напоминающего Джона Хартигана из «Города грехов», и их путешествии по миру, пережившему апокалипсис, как в «Ночи живых мертвецов».

Фрагмент из документального фильма «ВВС: Планета Земля»: «Кордицепс: атака грибов-убийц»

Напарником Нила стал дизайнер Naughty Dog Брюс Стрейли, а сеттинг и геймплейную основу TLOU они продумывали вместе. Если Uncharted от той же студии была шутером от третьего лица, то в The Last of Us появились элементы выживания и крафтинга. На место лихих перестрелок пришли медленные и жестокие бои, оружие стало менее послушным, а патроны — немногочисленными. Причину глобальной катастрофы авторам подсказала документалка «ВВС: Планета Земля», в которой рассказывалось о кордицепсе — грибе, паразитирующем на насекомых; пораженные им муравьи буквально превращаются в зомби. Художники Naughty Dog представили, как могли выглядеть люди, на которых перекинулся гриб.

Дракманн и Стрейли также изучили книгу «Мир без нас» Алана Уайзмана. Их интересовало то, что случится с городами: разрушатся ли они и как скоро их опутают растения? Они читали роман «Дорога» Кормака Маккарти, по которому снят одноименный фильм с Вигго Мортенсеном о путешествии отца и сына по постапокалиптической Америке, и книгу Дэвида Бениоффа «Город» о приключениях двух юношей в блокадном Ленинграде. Книги помогли им представить, как могут развиваться человеческие отношения в необычных обстоятельствах. Также на Дракманна повлияла картина «Старикам здесь не место», которая научила его создавать напряжение между героями, используя минимум диалогов.

Что происходит в оригинальной игре и ее сиквеле

Основное действие вышедшей в 2013 году TLOU разворачивается через 20 лет после глобальной катастрофы, вызванной мутировавшим грибом. Оставшимся в живых людям приходится жить в карантинных зонах, охраняемых военными. За пределами городов, существующих почти по тюремным правилам, еще неприятнее: путников поджидают зараженные, людоеды и просто бандиты.

Главный герой игры, Джоэл, потерял дочь во время катастрофы. В новом мире он стал контрабандистом. Однажды он получает заказ вывезти из карантинной зоны девочку Элли, которая, как выясняется позднее, обладает иммунитетом, при этом у свободолюбивой организации «Цикады», выступающей против авторитарных военных из FEDRA, на нее свои планы. Герои отправляются в путешествие через несколько штатов и сближаются: девочка напоминает травмированному Джоэлу дочь. Пока главный герой впервые за долгие годы оживает и начинает что-то чувствовать, Элли, насмотревшись на кошмары, напротив, постепенно черствеет.

Игра The Last of Us

Первая TLOU рассказывает историю о любви в декорациях жестокого зомби-апокалипсиса. Авторы рассуждают о том, на что готовы пойти родители ради своего ребенка. И в этом контексте любовь — не только благо, но и повод для чудовищных поступков. Работать над сценарием Дракманну помогали мысли и эмоции, вызванные рождением дочери, и не раз высказывалась мысль, что отношение к финалу зависит от того, есть у игрока ребенок или нет. Если да, он сможет понять Джоэла, который проникается отцовскими чувствами к Элли. Если нет, то, возможно, финал покажется нелогичным. TLOU создана так, чтобы главный герой и сидящий перед экраном игрок в конце были на одной волне. Этому помогает чувство сопричастности, свойственное играм, ведь даже самые жуткие вещи пользователь совершает вместе с Джоэлом.

В свое время первая TLOU выделялась еще и тем, что в финале у нее был не мощный босс, а литературное многоточие, за которым могло и не следовать продолжение. Во второй части Дракманн решил рассказать историю о круговороте насилия, порожденного местью. Общество после катастрофы раскалывается на несколько озлобленных друг на друга группировок, а две ключевые героини, которые могли бы стать подругами, враждуют и сражаются до последнего.

Игра «The Last of Us Part II»

TLOU и TLOU II — примеры того, как свойственная играм агентность может усилить эффект повествования. В первой части из-за происходящего на экране геймпад несколько раз хочется отложить в сторону, а гнев фанатов из-за событий второй, кажется, не прошел даже спустя два с лишним года после релиза.

Почему игра стала культовой

Проект Naughty Dog получил более двухсот наград «Игра года» от разных изданий и порталов, в тот год TLOU удалось обойти GTA V. Экшену вручили пять премий BAFTA, в том числе за лучшую историю. Пользователи Metacritic признали творение Naughty Dog главной игрой 2010-х.

Она заметно повлияла на всю игровую индустрию, прежде всего показав, что уровень проработки сценария и персонажей в видеоиграх может не уступать блокбастерам и великим сериалам. Игра длится около пятнадцати часов, и за это время невозможно не привязаться к Джоэлу и Элли. Мы встречаем девочку и узнаем ее одновременно с Джоэлом. Она активно и с юмором комментирует локации, в битвах игроку не раз приходится спасать ее из рук бандитов и отбивать от зараженных. Первую TLOU критикуют за обилие рутинных действий — например, Элли не умеет плавать, и Джоэл вынужден искать для нее деревянные паллеты. Но именно эти нехитрые механики создают ощущение привязанности, которое работает в финале.

Игра The Last of Us

Из-за TLOU к играм начали серьезнее относиться в Голливуде. Дракманн рассказывал, что однажды показал 15-минутную нарезку из экшена коллегам из Гильдии сценаристов США, которые со снисхождением относились к видеоиграм и очень удивились увиденному. Кроме того, The Last of Us наравне с BioShock Infinite стала началом потока мейнстримовых игр о родителях и опекунах: с тех пор вышло множество проектов, в которых главного героя постоянно сопровождает ребенок, — от перезапуска God of War до французской Plague Tale.

The Last of Us также стала и прорывом в области гендерного и расового многообразия в мейнстримовых играх: в дополнении Left Behind к оригинальной игре разработчики рассказали о гомосексуальности Элли, а критики не раз отмечали, что игра отходит от сексуализированных стереотипов в изображении женщин. Долгое эхо обсуждений игре обеспечила концовка. Пользователи готовы спорить o финальном решении Джоэла на тысячи комментариев даже через 10 лет после выхода TLOU.

Игра The Last of Us

Скандалы вокруг дилогии

Элли в ранних материалах была настолько похожа на актера Эллиота Пейджа до его трансгендерного перехода, что к маю 2012 года разработчики представили новую внешность героини. По словам Дракманна, в студии сделали ее больше похожей на актрису озвучки и захвата движений Эшли Джонсон, а также немного омолодили. Сам он не комментировал сходство Элли с Пейджем.

Актеру, судя по всему, это не понравилось. Через полтора года после выхода трейлера Пейдж написал на Reddit, что Naughty Dog без спроса позаимствовала его внешность, и напомнил, что единственная игра с его участием — Beyond: Two Souls. Некоторые возмутились действиями Naughty Dog, но конфликт быстро уладили. Студия написала в Twitter, что реакция на фразу актера оказалась раздутой, а внешность Элли изменили также, чтобы никого не вводить в заблуждение. Пейдж принял раскаяние студии.

Эллиот Пейдж в 2005 году
Элли в игре The Last of Us

За несколько месяцев до релиза второй части игры в сеть слили несколько роликов со спойлерами. Sony быстро их удалила, но по интернету разошлись копии с текстовыми описаниями сцен. Те гифки и видео были выдраны из контекста и смешаны с откровенным вымыслом. Например, незадолго до выхода игры многие были уверены, что в Part II есть сцена секса персонажа, похожего на Нила Дракманна, с трансгендерным человеком. Пресса, получившая копии игры, не могла опровергнуть эти фейки, так как была скована эмбарго. Выяснилось также, что в Part II разработчики разрушили романтические образы героев первой игры и, кроме того, чтобы сохранить главные сюжетные повороты в тайне, использовали в трейлерах фальшивые сцены.

Нил Дракманн называет день слива «худшим в своей жизни». Он получил множество угроз в соцсетях, публика припомнила ему частые рассуждения о репрезентации различных социальных групп в играх и публичные восхищения деятельностью фемактивистки Аниты Саркисян, одной из героинь «геймергейта», изменившего индустрию видеоигр.

Элли со своей возлюбленной Диной

Part II, которую студия считает не сиквелом, а именно второй главой, вышла 19 июня 2020 года и сразу подверглась атакам на Metacritic. За 36 часов ей поставили 24,5 тысячи оценок, многие из которых оказались нулями и единицами (для сравнения: первую часть на том же портале за 7 лет отметили всего 9 000 человек; даже сейчас пользовательская оценка сиквела составляет 5.8 балла против 9.2 у оригинала). Набор главных претензий заключался во фразах «Персонажи ведут себя глупо» и «Она нравится только сторонникам SJW».

Дракманн успел дать интервью чуть ли не всем крупным медиа, которые хвалили Naughty Dog также за то, что она сделала главную героиню игры-блокбастера открытой лесбиянкой. Со временем скандалы улеглись, и The Last of Us Part II побила рекорд по числу наград «Игра года», установленный третьим «Ведьмаком».

Прошлые попытки экранизации

В 2014-м проектом начала заниматься Screen Gems — собственная киностудия Sony, известная по экранизациям Resident Evil («Обитель зла») с Миллой Йовович. Режиссером и продюсером картины должен был выступить Сэм Рэйми, а сценаристом — сам Нил Дракманн. За время работы над проектом он не раз успел заверить публику, что все идет хорошо. В январе 2015-го он закончил вторую версию сценария, по которой провели читку с участием актеров. Тогда Дракманн отметил, что фильм останется верен игре, но в нем придется сделать несколько крупных изменений. На роль Элли претендовала Мэйси Уильямс — Арья Старк из «Игры престолов». Она сама хотела сыграть героиню и даже встречалась с Рэйми и Дракманном.

Тизер-постер фильма The Last of Us, показанный на Comic-Con

В 2016-м фильм попал в производственный ад. Дракманн лишь недавно рассказал, что у него и Рэйми возникли творческие разногласия с другими продюсерами. Со временем он понял, что идея уместить 15-часовую игру в 120-минутный фильм провальная. В итоге Screen Gems отменила проект, от которого остался лишь тизер-постер, показанный на Comic-Con. В сеть также утек один кадр с Элли из 20-минутного мультфильма Sony, который они планировали выпустить перед выходом второй игры, — еще один проект-призрак.

Дракманн уже потерял надежду на экранизацию TLOU, когда один из продюсеров в Sony упомянул, что Крэйг Мэйзин, автор «Чернобыля», тоже не верит, что игру можно адаптировать в фильм. Он попросил устроить с ним встречу, на которой выяснилось, что Мэйзин — фанат видеоигр и TLOU в частности. После разговора шоураннер написал сообщение «Я окрылен» главе HBO, который был готов дать ему творческую свободу после успеха «Чернобыля». Сериал TLOU — особенная экранизация, потому что ей занимались автор оригинальной игры и давний фанат, зарекомендовавший себя в роли одного из выдающихся кинодраматургов современности.

В чем отличия сериала от игры

Сериал «Одни из нас»

Прежде всего авторы изменили способ заражения вирусом. В играх это происходило через грибковые споры, которые встречались в закрытых помещениях, и на таких уровнях герои носили противогазы. Дракманн и Мэйзин решили, что споры — это слишком нереалистично, так как в этом случае никто бы не выжил или героям пришлось бы постоянно носить противогазы. Авторы придумали, что заразу распространяют «зомби» через усики. Им также понравилась идея грибка, который будто вручную создает сеть инфицированных, охотясь на выживших.

В шоу расширены истории второстепенных персонажей — например, подозрительного одиночки Билла (Ник Офферман). Ему посвящена третья, названная критиками лучшей, серия, в которой расскажут о его отношениях с партнером Фрэнком. О нем в игре упоминалось только в записке, которую можно было и не найти.

Главные герои отличаются от прототипов. У Джоэла проблемы со слухом и коленями. Так авторы хотели показать, что 20 лет жизни в постапокалипсисе не прошли даром. Роли дочери Джоэла и жены его брата Томми получили темнокожие актрисы. Авторы не объясняли, почему заменили расу персонажей из игры, но Дракманн утверждает, что соответствие внешности неважно. Именно поэтому роль Элли получила Белла Рэмси, которая совсем не похожа на  игровую версию. Зато ей удалось отлично сыграть дерзкую, но уязвимую героиню, у которой в будущем могут возникнуть проблемы с самоконтролем.

Нико Паркер в роли Сары Миллер

Наконец, поменялось время действия TLOU: основные события игры происходят в 2033-м, а сериала — в 2023 году. Крэйг Мэйзин хотел, чтобы зрители больше прониклись действием и наглядно представили, как мог бы выглядеть наш мир после катастрофы. Известно, что в телепроект попадет несколько сцен, которые в свое время не добавили в игру — например, посиделки у костра с одного из концепт-артов.

Если сериал «Одни из нас» окажется успешным, то он может начать эпоху премиальных экранизаций, которые остаются верны оригиналу и создаются вместе с авторами самих игр. Учитывая, сколько фильмов и сериалов по играм находится в производстве, это было бы очень кстати.

Какие версии игры попробовать

Sony несколько раз переиздавала экшен, изначально созданный для PS3. В 2014-м вышла обновленная версия The Last of Us Remastered для PS4, в которой подтянули разрешение и увеличили частоту кадров, а модели героев заменили на более детализированные. С выпуском PS4 Pro этот ремастер вновь освежили с поддержкой новой консоли. Ультимативная версия игры вышла в 2022 году под названием The Last of Us Part I — это лишенный технических компромиссов ремейк оригинала, созданный с учетом возможностей PS5. На ПК его выпустят 3 марта.

Этот материал был впервые опубликован на Кинопоиске в январе 2023 года.


Автор: Никита Ентус

Фото: J. Vespa / WireImage / Getty Images

Смотрите также

17 января 202357
16 января 20234
16 января 2023126
20 декабря 202223

Главное сегодня

Вчера4
Вчера4
Вчера5
21 декабря2
20 декабря18
21 декабря4
21 декабря1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации