Кинопоиск все чаще пишет про видеоигры. И будет еще больше!

Обсудить0

Кинопоиск — сайт о кино, который за 20 лет развития пережил несколько трансформаций, превративших его в целую мультивселенную развлечений. В прошлом году у нас в медиа появились рубрики «Книги» (ведь их теперь можно читать и слушать в Букмейте) и «Спорт» (спортивные соревнования доступны в соответствующем разделе). В 2023-м мы запускаем рубрику «Игры», и нет, пока на Кинопоиске нельзя в них играть, но игнорировать их значение в развлекательной индустрии и в поп-культуре невозможно. Куратор новой рубрики объясняет, как игры конкурируют и дополняют мир кино и какие тексты в ней будут появляться.

Марат Шабаев

Обозреватель Кинопоиска

Поп-культура мыслит и живет большими франшизами, каждая из которых рано или поздно выходит за пределы своего изначального медиума, охватывая все смежные территории. Это довольно банальная, но безжалостная мысль, и она изрядно пугает. Сейчас заявление «Я фанат(ка) поттерианы» означает, что высказавший ее не только глубоко изучил лор по книгам Дж. К. Роулинг и фильмам Warner Bros. Романы закончились, «Фантастические твари» затихли, следующим важным проектом франшизы станет видеоигра «Hogwarts Legacy», которая выйдет в феврале 2023 года. Вне зависимости от того, какой она получится, о ней будут много говорить, ведь у преданных поклонников поттерианы нет другого способа побывать в Хогвартсе XIX века в качестве одного из студентов. Стримы с прохождением будут смотреть, а тексты про пасхалки в игре прочтут даже те, кто никогда не держал в руках геймпад.

«Hogwarts Legacy»

Современная супергероика, вышедшая из комиксов и разросшаяся на больших и малых экранах до невероятных масштабов, сегодня также формируется в видеоиграх; в этом году все страшно ждут «Spider-Man 2» и «Suicide Squad: Kill the Justice League». Это, кажется, понимает новый глава DC Studios Джеймс Ганн, который планирует сделать видеоигры частью обновленной киновселенной. Тут, конечно, работает суровая капиталистическая логика: корпорации обязательно захотят продать вам сразу несколько билетов на один большой аттракцион. Однако желание подзаработать не делает аттракцион менее захватывающим, а критика капитала, угнетающего творческую свободу, — тема другого текста.

Порой отличить кино от игр невозможно. Как, например, идентифицировать проекты Сэма Барлоу вроде «Immortality» и «Her Story», которые состоят из видео с реальными, но малоизвестными актерами? Наверное, проще всего назвать их симулятором монтажа, ведь весь геймплей строится вокруг манипуляции с фрагментами. Кинозвезды первой величины давно снимаются в full-motion video для игровых вставок, исполняют роли при помощи костюмов захвата движения или дарят свою внешность персонажам. Мы видели Киану Ривза в «Cyberpunk 2077», Дэвида Аркетта в «The Quarry», Марка Хэмилла в серии «Batman: Arkham». Сценарии игр создают известные писатели (Джордж Мартин придумал мир «Elden Ring»), а их теоретическим анализом занимаются в рамках дисциплины game studies. Так что же, получается, что видеоигры — новое кино? Не все так просто.

Киану Ривз в «Cyberpunk 2077»

Тетрис — тоже видеоигра, как и недавний виральный хит «Vampire Survivors», но разве в них есть что-то от кино или какой бы то ни было драматургии? За исключением редких экспериментов вроде «Черное зеркало. Бандерснэтч» на Netflix, в фильмах нет присущей видеоиграм агентности и интерактива. Самое существенное родство кинематографа и видеоигры в том, что это экранные медиа (в отличие от театра, литературы или музыки). Сейчас люди смотрят кино и сериалы на тех же телевизорах, к которым также подключены Playstation, Xbox и Nintendo Switch. В будущем, возможно, все это перекочует в шлемы виртуальной реальности, где границы между кино и видеоиграми будут окончательно размыты. А пока нельзя продолжать делать вид, что кинематограф и видеоигры существуют на разных планетах.

Что касается размаха, установленного голливудскими блокбастерами, то игры даже переигрывают фильмы. Скажем, «GTA V» заработала около 6 млрд долларов, что не снилось «Аватарам». В «Death Stranding» — суперхите Хидео Кодзимы — появляются Леа Сейду и Норман Ридус, а хайп и ее культовый статус сравним с тем, что было вокруг «Матрицы» или «Бойцовского клуба». Еще лучше сказать, что видеоигры — новые сериалы. Фильмы по инерции продолжают ассоциироваться с большим экраном, то есть запланированным походом в кинотеатр, пандемия попыталась нас в этом разубедить, Джеймс Кэмерон прямо сейчас делает прямо противоположное. А вот сериалы — это исключительно домашнее развлечение. Как и в играх, мы погружаемся в них на десятки часов; это время, которое проживается в новых мирах c героями, что становятся родными. Большинство современных игр-блокбастеров устроены как марафон, а не спринт, однако не у всех есть силы и возможности (в том числе финансовые — приставки бывают дорогими) пробежать эту дистанцию самому, поэтому игры превращаются в так называемые игрофильмы на YouTube.

Норман Ридус и Леа Сейду в «Death Stranding»

Кинопоиск и раньше писал про важные хиты смежной индустрии — про «Marvelʼs Spider-Man: Miles Morales» и «The Last of Us II». Теперь мы будем это делать системно и осмысленно в рубрике об играх, чья основная задача — дать точки опоры в море контентного изобилия и определить силовые линии в клубке мультиплатформенных связей. Мы уже делаем это, например, рассказывая про комиксы по миру «Аватара» и о сказках, вдохновивших Анджея Сапковского, автора книжного «Ведьмака» (вот, кстати, еще один пример кросс-медийной франшизы). Теперь к нашей внушительной гик-обойме добавятся тексты про игры.

Какие тексты будут появляться в новой рубрике:

  • Многие достижения гейм-индустрии трудно представить в кино — например, каково принимать за персонажа важное сюжетное решение? Или какие эмоции вызывает исследование фантастических локаций? Мы собираемся публиковать впечатления о главных феноменах и тех играх, которые могут заинтересовать не только геймеров, как та же «Hogwarts Legacy». Мы не будем углубляться в строго специфичные технические показатели и планируем рассказывать про впечатления от того или иного проекта.
  • Необходимый контекст, когда очередная игровая франшиза получает экранизацию. Например, что стоит знать о видеоиграх «Fallout» в преддверии сериальной адаптации от авторов «Мира Дикого Запада».
  • В рубрике будут появляться разнообразные списки. Чем конкретно отличается сериал «Одни из нас» от первоисточника? На какие игры стоит обратить внимание в 2023 году? И какие видеоигровые хорроры стоит заценить поклонникам кинохорроров?
  • Кроме обзоров и непременных топов, будем объяснять важные индустриальные сдвиги. Что, например, значит интерес к видеоиграм со стороны Netflix, который в свое время оперативно почуял закат рынка DVD и стал первопроходцем стримингового мира?

Запуск новой рубрики необходим еще и потому, что фильмов, сериалов, игр, книг, подкастов — всего! — стало настолько много, что мозг обычного человека не способен охватить такое многообразие. Не зря основатель Netflix Рид Хастингс заметил, что платформы теперь конкурируют не друг с другом, а со сном. Мы постараемся сделать так, чтобы вам не пришлось тратить все свободное время на поиски ответов на вопросы, и задавать контекст, чтобы лучше понимать фильмы и сериалы, о которых все говорят прямо сейчас.

Все материалы в рубрике «Игры» — здесь.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

20 декабря 202223
10 января 202314
8 декабря 202113
19 января231

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации